9 класс география

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30»08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2362724)
учебного предмета «География»
для обучающихся 9 класса

Плановское 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии составлена на основе требований к результатам
освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательных программ.
Программа по географии даѐт представление о целях обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по
классам и структурирование его по разделам и темам курса, даѐт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность
их
изучения
с
учѐтом
межпредметных
и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся; определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения программы основного общего
образования, требований к результатам обучения географии, а также основных
видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся
систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении
населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных,
экологических и социально-экономических процессов, о проблемах
взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому
развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном
в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному
уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о
взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы,
населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания,
характеристики,
объяснения
и
оценки
разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни
процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьѐзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным
учебным предметом, который входит в состав предметной области
«Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с
опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в
неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их
связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономикогеографическое положение (ЭГП) России как фактор развития еѐ хозяйства.
ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические
карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории
опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая
зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления
пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации,
выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации»
как «геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала
по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место
России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов.
Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их
особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших
электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую
среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до
2035 года».
Практические работы
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения
стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в
отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс

Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве чѐрных и цветных металлов. Особенности технологии
производства чѐрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий
разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии
чѐрных, лѐгких и тяжѐлых цветных металлов: основные районы и центры.
Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
Основные положения «Стратегии развития чѐрной и цветной металлургии
России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики
импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение
отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы
развития машиностроения России. Основные положения документов,
определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного
предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников
информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической продукции. География
важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения
«Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до
2030 года».
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве
продукции
лесного
комплекса.
Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы
развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года».
Практическая работа

1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и
№ 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (далее - АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные
угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география
основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды.
Лѐгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Лѐгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия
развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской
Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на
размещение отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав:
транспорт,
информационная
инфраструктура;
сфера
обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности
сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития
транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект
«Информационная инфраструктура».
Практические работы
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний

Государственная политика как фактор размещения производства.
«Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»:
основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и
их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры.
Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития
(ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и
государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
Раздел 2. Регионы России
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов
Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным
источникам информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из
географических районов России по уровню социально-экономического
развития на основе статистических данных.
Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического
развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов
(субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.

2. Выявление факторов размещения предприятий
промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору).

одного

из

Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная
программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации».
Раздел 6. Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда.
Россия в составе международных экономических и политических организаций.
Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России
как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования по географии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной
стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед
Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в

поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности
(«экологический патруль», волонтѐрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой
как средством познания мира для применения различных источников
географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,
наблюдений
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил
безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать

правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных
и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических
знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
 устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учѐтом предложенной географической задачи;
 выявлять
дефициты
географической
информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по

аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических
объектов, процессов и явлений;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
 Использовать
географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
 формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
 проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей
изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и
зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
 оценивать
достоверность информации, полученной в ходе
гео­графического исследования;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей
среды.
Работа с информацией
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической
информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
 выбирать,
анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;





самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
оценивать надѐжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
 формулировать
суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
 принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
 сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта
с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
 самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и

собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения
новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
 владеть способами самоконтроля и рефлексии;
 объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС










Выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства
России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического
описания)
географическую
информацию,
необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
России, для решения практико-ориентированных задач;
выделять
географическую
информацию,
которая
является
противоречивой или может быть недостоверной; определять
информацию, недостающую для решения той или иной задачи;
применять понятия «экономико-географическое положение», «состав
хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль
хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,
«территория
опережающего
развития»,
«себестоимость
и
















рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал»,
«инфраструктурный
комплекс»,
«рекреационное
хозяйство»,
«инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный
комплекс»,
«химико-лесной
комплекс»,
«машиностроительный
комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой
энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей
хозяйства и регионов России;
различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую
зону и зону Севера России;
классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню
социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и
анализа информации из дополнительных источников;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию
из
различных
источников
географической
информации
(картографические,
статистические,
текстовые,
видеои
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и
оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую
среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на
основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство
России
(состав,
отраслевая,
функциональная
и
территориальная структура, факторы и условия размещения
производства, современные формы размещения производства);
различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели
уровня развития страны и еѐ регионов;
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный
капитал;
различать виды транспорта и основные показатели их работы:
грузооборот и пассажирооборот;
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения
отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры,
районы развития отраслей сельского хозяйства;

















использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий;
оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий
и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и
еѐ отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и
общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать
реализуемые проекты по созданию новых производств с учѐтом
экологической безопасности;
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности
человека и их природные, социальные, политические, технологические,
экологические аспекты, необходимые для принятия собственных
решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной
экономики;
оценивать влияние географического положения отдельных регионов
России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность
населения;
объяснять географические различия населения и хозяйства территорий
крупных регионов страны;
сравнивать географическое положение, географические особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов
России;
формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны
в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического
развития России, месте и роли России в мире;
приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и
описывать их местоположение на географической карте;
характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Хозяйство России
1.1

Общая
характеристика
хозяйства России

1.2

Топливноэнергетический
комплекс (ТЭК)

5

0

1

1.3

Металлургический
комплекс

3

0

0.5

1.4

Машиностроительн
ый комплекс

2

0

0.5

1.5

Химико-лесной
комплекс

1.6

Агропромышленны
й комплекс (АПК)

1.7

Инфраструктурный
комплекс

Библиотека ЦОК
3

0

0.5

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
4

0

0.5

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
4

0

0.5

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
5

0

1

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
1.8

Обобщение знаний

2

Итого по разделу

1

0.5

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

28

Раздел 2. Регионы России

2.1

Западный
макрорегион
(Европейская
часть) России

18

1

1

2.2

Восточный
макрорегион
(Азиатская часть)
России

10

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
2.3

Обобщение знаний

2

1

0

Итого по разделу

30

Россия в современном
мире

2

0

0

Резервное время

8

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4

7

https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b
112

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов

№
п/
п

1

Тема урока

Состав
хозяйства.
Отраслевая
структура,
функциональная
и
территориальная

Все
го

Контроль
ные
работы

Практиче
ские
работы

1

0

0

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
647f8

структуры
хозяйства
страны, факторы
их
формирования и
развития.
Факторы
производства

2

Экономикогеографическое
положение
России как
фактор развития
еѐ хозяйства.
ВВП и ВРП.
Экономические
карты.
«Стратегия
пространственно
го развития
Российской
Федерации на
период до 2025
года».
Геостратегическ
ие территории

3

Производственн
ый капитал.
Себестоимость и
рентабельность
производства.
Условия и
факторы
размещения
хозяйства.
Практическая
работа
"Определение
влияния
географического
положения
России на
особенности

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
6497e

Библиотека ЦОК
1

0

0.5

https://m.edsoo.ru/886
64d20

отраслевой и
территориальной
структуры
хозяйства"

4

Резервный урок.
Обобщающее
повторение по
теме "Общая
характеристика
хозяйства
России"

1

0

0

5

ТЭК. Место
России в
мировой добыче
основных видов
топливных
ресурсов.
Угольная
промышленность

1

0

0

6

Нефтяная
промышленность

1

0

0

7

Газовая
промышленность

1

0

0

8

Электроэнергети
ка. Место России
в мировом
производстве
электроэнергии.
Основные типы
электростанций.
Практическая
работа "Анализ
статистических и
текстовых
материалов с
целью сравнения
стоимости
электроэнергии
для населения
России в

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6505e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
651bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
652f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6541e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
65586

различных
регионах"

9

Электростанции,
использующие
возобновляемые
источники
энергии.
Энергосистемы.
Влияние ТЭК на
окружающую
среду. Основные
положения
"Энергетической
стратегии России
на период до
2035 года".
Практическая
работа
"Сравнительная
оценка
возможностей
для развития
энергетики ВИЭ
в отдельных
регионах
страны"

10

Резервный урок.
Обобщающее
повторение по
теме "Топливноэнергетический
комплекс (ТЭК)"

1

0

0

11

Металлургическ
ий комплекс.
Металлургическ
ие базы России.
Влияние
металлургии на
окружающую
среду. Основные
положения
"Стратегии

1

0

0

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
65720

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
65892

развития чѐрной
и цветной
металлургии
России до 2030
года"

12

Место России в
мировом
производстве
чѐрных
металлов.
Особенности
технологии
производства
чѐрных
металлов.
География
металлургии
чѐрных
металлов:
основные
районы и центры

13

Место России в
мировом
производстве
цветных
металлов.
Особенности
технологии
производства
цветных
металлов.
География
металлургии
цветных
металлов:
основные
районы и
центры.
Практическая
работа
"Выявление
факторов,
влияющих на

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
65a5e

Библиотека ЦОК
1

0

0.5

https://m.edsoo.ru/886
65bbc

себестоимость
производства
предприятий
металлургическо
го комплекса в
различных
регионах страны
(по выбору)"

14

Машиностроител
ьный комплекс.
Роль
машиностроения
в реализации
целей политики
импортозамещен
ия. Практическая
работа
"Выявление
факторов,
повлиявших на
размещение
машиностроител
ьного
предприятия (по
выбору) на
основе анализа
различных
источников
информации"

15

География
важнейших
отраслей
машиностроител
ьного комплекса:
основные
районы и
центры.
Значение
отрасли для
создания
экологически
эффективного
оборудования.

Библиотека ЦОК
1

0

0.5

https://m.edsoo.ru/886
65d2e

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
65e78

Перспективы
развития
машиностроения
России

16

Резервный урок.
Контрольная
работа по темам
"Металлургическ
ий комплекс" и
"Машиностроите
льный комплекс"

1

1

0

17

Химическая
промышленность
. Состав, место и
значение в
хозяйстве. Место
России в
мировом
производстве
химической
продукции

1

0

0

18

Факторы
размещения
предприятий.
Химическая
промышленность
и охрана
окружающей
среды. Основные
положения
"Стратегии
развития
химического и
нефтехимическог
о комплекса на
период до 2030
года"

1

0

0

19

Лесопромышлен
ный комплекс.
Состав, место и
значение в
хозяйстве. Место

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
660b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
662a6

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
66684

России в
мировом
производстве
продукции
лесного
комплекса

20

География
важнейших
отраслей. Лесное
хозяйство и
окружающая
среда.
Практическая
работа "Анализ
документов
«Прогноз
развития лесного
сектора
Российской
Федерации до
2030 года» (Гл.
1, 3 и 11) и
«Стратегия
развития лесного
комплекса
Российской
Федерации до
2030 года» (Гл. II
и III,
Приложения № 1
и № 18) с целью
определения
перспектив и
проблем
развития
комплекса"

1

0

0.5

21

Резервный урок.
Обобщающее
повторение по
теме "Химиколесной
комплекс"

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
667f6

22

Агропромышлен
ный комплекс.
Состав, место и
значение в
экономике
страны. Сельское
хозяйство.
Сельское
хозяйство и
окружающая
среда

23

Растениеводство
и
животноводство:
география
основных
отраслей

24

Пищевая
промышленность
. Лѐгкая
промышленность
. Состав, место и
значение в
хозяйстве.
Факторы
размещения
предприятий.
Лѐгкая
промышленность
и охрана
окружающей
среды

1

0

0

25

"Стратегия
развития
агропромышленн
ого и
рыбохозяйственн
ого комплексов
Российской
Федерации на
период до 2030
года".

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
66a80

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
66bc0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
66f12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6716a

Особенности
АПК своего
края.
Практическая
работа
"Определение
влияния
природных и
социальных
факторов на
размещение
отраслей АПК"

26

Резервный урок.
Обобщающее
повторение по
теме
"Агропромышле
нный комплекс
(АПК)"

27

Инфраструктурн
ый
комплекс.Трансп
орт. Состав,
место и значение
в хозяйстве.
Крупнейшие
транспортные
узлы. "Стратегия
развития
транспорта
России на период
до 2030 года"

1

0

0

28

Морской и
внутренний
водный
транспорт.
Практическая
работа "Анализ
статистических
данных с целью
определения
доли отдельных

1

0

0.5

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
672e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6748a

морских
бассейнов в
грузоперевозках
и объяснение
выявленных
различий"

29

География
отдельных видов
транспорта.
Основные
транспортные
пути. Транспорт
и охрана
окружающей
среды

1

0

0

30

Информационна
я
инфраструктура.
Основные линии
связи. Проблемы
и перспективы
развития
комплекса.
Федеральный
проект
"Информационна
я
инфраструктура"

1

0

0

31

Рекреационное
хозяйство.
Практическая
работа
"Характеристика
туристскорекреационного
потенциала
своего края"

1

0

0.5

32

Резервный урок.
Контрольная
работа по теме
"Инфраструктур
ный комплекс"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
675fc

https://m.edsoo.ru/886
67c28]]

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
67980

33

Государственная
политика как
фактор
размещения
производства.
"Стратегия
пространственно
го развития
Российской
Федерации до
2025 года":
основные
положения

1

0

0

34

Развитие
хозяйства и
состояние
окружающей
среды.
"Стратегия
экологической
безопасности
Российской
Федерации до
2025 года" и
государственные
меры по
переходу России
к модели
устойчивого
развития.
Практическая
работа
"Сравнительная
оценка вклада
отдельных
отраслей
хозяйства в
загрязнение
окружающей
среды на основе
анализа
статистических
материалов"

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
67f84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
680c4

35

Европейский
Север России.
Географическое
положение.
Особенности
природноресурсного
потенциала

36

Европейский
Север России.
Особенности
населения

1

0

0

37

Европейский
Север России.
Особенности
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

1

0

0

38

Северо-Запад
России.
Географическое
положение.
Особенности
природноресурсного
потенциала

39

Северо-Запад
России.
Особенности
населения и
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
6852e

40

Центральная

1

0

0

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
681e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
682fe

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
68416

Библиотека ЦОК

Россия.
Географическое
положение.
Особенности
природноресурсного
потенциала

https://m.edsoo.ru/886
687e0

41

Центральная
Россия.
Особенности
населения

1

0

0

42

Центральная
Россия.
Особенности
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

1

0

0

43

Поволжье.
Географическое
положение.
Особенности
природноресурсного
потенциала

44

Поволжье.
Особенности
населения и
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

1

0

0

45

Юг Европейской
части России.
Географическое
положение.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
68a7e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
68c4a

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
68d80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
68e98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
68fb0

Особенности
природноресурсного
потенциала

46

Юг Европейской
части России.
Особенности
населения

1

0

0

47

Юг Европейской
части России.
Особенности
хозяйства

1

0

0

48

Юг Европейской
части России.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

49

Урал.
Географическое
положение.
Особенности
природноресурсного
потенциала.
Практическая
работа
"Сравнение ЭГП
двух
географических
районов страны
по разным
источникам
информации"

1

0

0.5

50

Урал.
Особенности
населения

1

0

0

51

Урал.
Особенности
хозяйства.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
690dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
69226

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
693a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
695b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
696ea

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
6980c

Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

52

Классификация
субъектов
Российской
Федерации
Западного
макрорегиона.
Практическая
работа
"Классификация
субъектов
Российской
Федерации
одного из
географических
районов России
по уровню
социальноэкономического
развития на
основе
статистических
данных"

53

Резервный урок.
Контрольная
работа по теме
"Западный
макрорегион
(Европейская
часть) России"

1

1

0

54

Сибирь.
Географическое
положение

1

0

0

55

Сибирь.
Особенности
природноресурсного

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
69938

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
69a6e

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
69cb2

потенциала
56

Сибирь.
Особенности
населения

57

Сибирь.
Особенности
хозяйства

58

Сибирь.
Особенности
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития

1

0

0

59

Дальний Восток.
Географическое
положение

1

0

0

60

Дальний Восток.
Особенности
природноресурсного
потенциала

1

0

0

61

Дальний Восток.
Особенности
населения

1

0

0

62

Дальний Восток.
Особенности
хозяйства.
Социальноэкономические и
экологические
проблемы и
перспективы
развития.
Практическая
работа
"Выявление
факторов
размещения
предприятий

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
69e24

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
6a0c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6a2a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6a3f6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6a59a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6a73e

Библиотека ЦОК
1

0

0.5

https://m.edsoo.ru/886
6a8ba

одного из
промышленных
кластеров
Дальнего
Востока (по
выбору)"

63

Классификация
субъектов
Российской
Федерации
Восточного
макрорегиона.
Практическая
работа
"Сравнение
человеческого
капитала двух
географических
районов
(субъектов
Российской
Федерации) по
заданным
критериям"

1

0

0.5

64

Резервный урок.
Контрольная
работа по теме
"Восточный
макрорегион
(Азиатская
часть)"

1

1

0

65

Федеральные и
региональные
целевые
программы

1

0

0

66

Государственная
программа
Российской
Федерации
"Социальноэкономическое
развитие

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6a9e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6acf2

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/886
6afd6

Арктической
зоны Российской
Федерации"

67

Россия в системе
международного
географического
разделения
труда. Россия в
составе
международных
экономических и
политических
организаций

1

0

0

68

Значение для
мировой
цивилизации
географического
пространства
России. Объекты
Всемирного
природного и
культурного
наследия России

1

0

0

68

4

7

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6b184

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886
6b2ba

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• География, 9 класс/ Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В.В. Николина.География. Поурочные разработки. 8-9 классы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://geo.1september.ru/urok/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».