11 класс история

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Приказ №35
Мазокова А.Х от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

________________________
Протокол№1
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2872064)
учебного предмета «История»
для обучающихся 11 класса

Плановское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории дает представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами истории,
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам
курса.
Место истории в системе среднего общего образования определяется
его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным
потенциалом, вкладом в становление личности человека. История
представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной
среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого,
настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
При разработке рабочей программы по истории образовательная
организация
вправе
использовать
материалы
всероссийского
просветительского проекта «Без срока давности», направленные на
сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения в СССР и
военных преступлений нацистов в годы Великой Отечественной войны 1941–
1945 гг.
Задачами изучения истории являются:
углубление социализации обучающихся, формирование гражданской
ответственности и социальной культуры, соответствующей условиям
современного мира;
освоение систематических знаний об истории России и всеобщей
истории XX – начала XXI в.;

воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с
идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
формирование исторического мышления, способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и
взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое – настоящее –
будущее»;
работа с комплексами источников исторической и социальной
информации, развитие учебно-проектной деятельности;
расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности
(сопоставление различных версий и оценок исторических событий и
личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование
позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности);
развитие практики применения знаний и умений в социальной среде,
общественной деятельности, межкультурном общении.
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 136, в
10–11 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 ГОД – НАЧАЛО ХХI ВЕКА
Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США,
Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.
США и страны Европы во второй половине XX – начале XXI в.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина Трумэна.
Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Раскол
Германии. Советско-югославский конфликт и политические репрессии в
Восточной Европе. Причины начала холодной войны.
США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в. Маккартизм
в США. Возникновение «общества потребления». Проблема прав человека.
Возникновение Европейского экономического общества. Федеративная
республика Германия. Западногерманское «экономическое чудо». Франция
после Второй мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания.
Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в
идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение.
США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в.
Информационная революция. Энергетический и экологический кризисы.
Изменение социальной структуры стран Запада. Рост влияния СМИ и
политические изменения в Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны
Запада в начале ХХI века. Создание Европейского союза.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ –
начале ХХI в. Социально-экономическая система Восточной Европы в
середине ХХ в. Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна»
1968 года. Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
Движение «Солидарность» в Польше. Югославский социализм. «Бархатные
революции» в Восточной Европе. Распад Югославии и войны на Балканах.
Агрессия НАТО против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале
ХХI в.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ –
начале XXI в.
Страны Азии во второй половине ХХ – начале ХХI в. Гражданская война
в Китае. Война в Корее. Национально-освободительные движения в ЮгоВосточной Азии. Возобновление войны в Индокитае. Американское

вмешательство во Вьетнаме. Победа коммунистов в Индокитае. Причины и
последствия локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная
революция» в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце 1980-х гг.
Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в социалистических
странах Азии, их последствия. Япония после Второй мировой войны.
Восстановление суверенитета Японии и проблема Курильских островов.
Японское «экономическое чудо». Кризис японского общества. Развитие
Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы»: Южная Корея, Тайвань, Сингапур
и Гонконг. Успехи Китая. Причины экономических успехов Японии, Южной
Кореи, Китая во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в
независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества и
борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация Тайланда,
Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма
Страны Ближнего и Среднего Востока во второй половине ХХ – начале
ХХI в. Арабские страны и возникновение государства Израиль.
Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. Арабоизраильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание исламских
режимов. Кризисы в персидском заливе. Причины и последствия арабоизраильских войн, революции в Иране.
Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от
колониальной зависимости. Страны Африки южнее Сахары. Попытки
демократизации и установление диктатур. Ликвидация системы апартеида.
Страны социалистической ориентации. Конфликт в Африканском Роге.
Этнические конфликты. Пути развития стран Африки после освобождения от
колониальной зависимости во второй половине ХХ века, их причины.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Страны Латинской Америки в середине ХХ века. Аграрные реформы и
импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе. Переход Кубы
к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара. Революции и
гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в странах Латинской
Америки в 1950–1970-х гг. Преобразования «Народного единства» в Чили.
Кризис реформ и военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в
странах Южной Америки. Переход к демократии и усиление левых сил.
Причины и последствия революционных движений на Кубе и в Центральной
Америке.
Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХI в.

Международные отношения в конце 1940-х – конце 1980-х гг. Гонка
вооружений СССР и США, ее последствия. Ракетно-космическое
соперничество. Международные отношения в 1950-е годы. «Новые рубежи»
Дж. Кеннеди и Берлинский кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении
ядерных
испытаний.
Советско-китайский
конфликт.
Усиление
нестабильности в мире и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Договоры ОСВ-1 и ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный
кризис. События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны.
Конец холодной войны.
Международные отношения в 1990-е – 2023 г. Международные
отношения в 1990-е – 2023 г. Расширение НАТО на Восток. Конфликт на
Балканах. Военные интервенции НАТО. Кризис глобального доминирования
Запада. Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные
процессы в современном мире: БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН.
Наука и культура во второй половине ХХ – начале ХХI в.
Наука и культура во второй половине ХХ в. – начале ХХI в. Важнейшие
направления развития науки во второй половине ХХ – начале ХХI в. Ядерная
энергетика. Освоение космоса. Развитие культуры и искусства во второй
половине ХХ – начале ХХI в.: литература, театральное искусство, музыка,
архитектура,
изобразительное
искусство.
Олимпийское
движение
Глобальные проблемы современности.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 ГОД – НАЧАЛО ХХI ВЕКА
СССР в 1945–1991 гг.
СССР в послевоенные годы. Послевоенные годы. Влияние Победы.
Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация фронтовиков.
Репатриация. Борьба с беспризорностью и преступностью. Восстановление и
развитие экономики и социальной сферы. Восстановление промышленности.
Сельское хозяйство. Меры по улучшению жизни населения.
Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его окружение.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений.
Послевоенные репрессии.
Идеология, наука, культура и спорт в послевоенные годы.
Соперничество в высших эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля над обществом. Основные тенденции развития советской
литературы и искусства. Развитие советской науки. Советский спорт.

Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление геополитических
позиций СССР. Послевоенные договоры с побежденными противниками.
Начало холодной войны, ее причины и особенности. Раскол Европы и
оформление биполярного мира. СССР и страны Азии
СССР в 1953–1964 гг. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба
за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и
идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина.
Реабилитация
жертв
политических
репрессий.
Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая
Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Основные направления экономического и социального развития СССР в
1953–1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие
промышленности. Военный и гражданский секторы экономики. Развитие
сельского хозяйства и попытки решения продовольственной проблемы.
Социальное развитие.
Развитие науки и техники в 1953–1964 гг. Научно-техническая
революция в СССР. Развитие компьютерной техники. Организация науки.
Фундаментальная наука и производство. Развитие гуманитарных наук.
Открытие новых месторождений. Освоение Арктики и Антарктики.
Самолетостроение и ракетостроение. Освоение космоса.
Культурное пространство в 1953–1964 гг. Условия развития советской
культуры. Первые признаки наступления оттепели в культурной сфере.
Власть и интеллигенция. Развитие образования. Власть и церковь.
Зарождение новых форм общественной жизни. Развитие советского спорта.
Перемены в повседневной жизни в 1953–1964 гг. Революция
благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда. Перемены
в пенсионной системе. Общественные фонды потребления. Решение
жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы досуга. Изменение
структуры питания. Товары первой необходимости. Книги, журналы, газеты.
Туризм. Изменение общественных настроений и ожиданий.
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу.
СССР и страны Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и страны
третьего мира
СССР в 1964–1985 гг. Политическое развитие СССР в 1964–1985 гг.
Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс
Л.И. Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
Особенности социально-экономического развития СССР в 1964–1985 гг.
Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее результаты.

Косыгинская реформа промышленности. Рост социально-экономических
проблем.
Развитие науки, образования, здравоохранения. Научные и технические
приоритеты. Советская космическая программа. Развитие образования.
Советское здравоохранение.
Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры. Концепция
«развитого социализма». Диссиденты и неформалы. Литература и искусство:
поиски новых путей. Достижения советского спорта.
Повседневная жизнь советского общества в 1964–1985 гг.
Общественные настроения.
Национальная политика и национальные движения. Новая историческая
общность. Изменение национального состава населения СССР. Развитие
республик в рамках единого государства. Национальные движения.
Эволюция национальной политики.
Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. Новые вызовы внешнего мира.
Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод
советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в СССР.
Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и
его окружение: курс на реформы.
СССР в 1985–1991 гг. Социально-экономическое развитие СССР в
1985–1991 гг. Первый этап преобразований М.С. Горбачева: концепция
ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических
реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение советской
модели экономики. Разработка программ перехода к рыночной экономике.
Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и
плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв политических
репрессий. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Результаты политики гласности.
Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало изменения
советской политической системы. Конституционная реформа 1988–1991 гг. I
Съезд народных депутатов СССР и его значение. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. СССР
и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов.
Распад социалистической системы. Результаты политики нового мышления.
Отношение к М.С. Горбачеву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис
межнациональных отношений. Нарастание
националистических и
сепаратистских настроений, обострение межнациональных конфликтов.
Противостояние между союзным центром и партийным руководством
республик. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка
нового союзного договора. Августовский политический кризис 1991 года.
Распад СССР.
Российская Федерация в 1992 – начале 2020-х гг.
Российская Федерация в 1990-е гг. Российская экономика в условиях
рынка. Начало радикальных экономических преобразований. Ваучерная
приватизация. Положение в экономике России в 1992–1998 гг.
Корректировка курса реформ. «Олигархический капитализм» и финансовые
кризисы. Дефолт 1998 года и его последствия. Россия после дефолта.
Результаты экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие
Российской Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание
политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России
1993 года и ее значение. Российская многопартийность и становление
современного парламентаризма. Выборы Президента РФ в 1996 году.
Результаты политического развития России в 1990-е гг. Отставка Президента
России Б.Н. Ельцина.
Межнациональные отношения и национальная политика. Народы и
регионы России после распада СССР. Федеративный договор. Военнополитический кризис в Чеченской Республике.
Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества и
условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг. Численность и
доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и туризм.
Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место
России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия
НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада.
Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Россия на
постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е
гг.
Россия в ХХI веке. Политические вызовы и новые приоритеты
внутренней политики России в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти.
Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса в
Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Обеспечение
гражданского согласия и единства общества. Утверждение государственной

символики. Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы
президентства В.В. Путина.
Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа.
Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы.
Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Социально-экономическое развитие России в начале ХХI в.
Приоритетные национальные проекты. Экономическое развитие в 2000–2007
гг. Россия в системе мировой рыночной экономики. Мировой экономический
кризис 2008 г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и
численности населения.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х
гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры.
Литература.
Кинематограф.
Музыка.
Театр.
Изобразительное
и
монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие
науки. Формирование суверенной системы образования. Средства массовой
информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные
конфессии. Повседневная жизнь.
Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире.
Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост
международного авторитета России и возобновление конфронтации со
странами Запада в 2008–2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности
страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную
Думу 2016 г. Выборы Президента РФ в 2018 г. Национальные цели развития
страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу
VIII созыва.
Россия сегодня. Специальная военная операция (СВО). Отношения с
Западом в начале XXI в. Давление на Россию со стороны США.
Противодействие стратегии Запада в отношении России. Фальсификация
истории. Возрождение нацизма. Украинский неонацизм. Переворот 2014 г. на
Украине. Возвращение Крыма. Судьба Донбасса. Минские соглашения.
Специальная военная операция. Противостояние с Западом. Украина –
неонацистское государство. Новые регионы. СВО и российское общество.
Россия – страна героев.
Наш край в 1992–2022 гг.
Итоговое обобщение по курсу «История России. 1945 год – начало ХХI
века».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИСТОРИИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
осмысление сложившихся в российской истории традиций
гражданского служения Отечеству;
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание исторического значения конституционного развития России,
своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически
сложившихся
и
развивавшихся
духовно-нравственных
ценностей
российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и

нормы современного российского общества; понимание значения личного
вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, представителям старших
поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
осознание значимости для личности и общества наследия
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной
культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
5) физического воспитания:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе
на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного
развития человека в исторических обществах и в современную эпоху;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
6) трудового воспитания:
понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности
как источника развития человека и общества; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; формирование интереса к различным сферам
профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
природной и социальной среде;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с
позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектноисследовательской деятельности в сфере истории;
9) эмоциональный интеллект:
развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать
свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль,
умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого
человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных
навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими
людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом
позиций и мнений других участников общения).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения истории на уровне среднего общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
формулировать проблему, вопрос, требующий решения;

устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям.
Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и
осуществлять подбор исторического материала, объекта;
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма,
основными процедурами исторического познания;
систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в
форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и
настоящего;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения,
выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);
объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования в современном общественном контексте.
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебники, исторические источники, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и другие) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию;
различать виды источников исторической информации; высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по
предложенным или самостоятельно сформулированным критериям);

рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия
их свидетельств;
использовать
средства
современных
информационных
и
коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм,
требований информационной безопасности;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации
целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и
современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок;
излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том
числе межкультурного, в образовательной организации и социальном
окружении;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план
действий, определять способ решения, последовательно реализовывать
намеченный план действий и другие;
владеть приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль,
рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в
свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны
в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего
поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить
конструктивные предложения для совместного решения учебных задач,
проблем.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных
целей;

планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной
работе;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне
среднего общего образования должны обеспечивать:
1) понимание значимости России в мировых политических и социальноэкономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и
ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской
революции, Гражданской войны, новой экономической политики,
индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических
Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение
советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание
причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как
мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной
операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.;
особенности развития культуры народов СССР (России);
2) знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад
в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в
ХХ – начале XXI в.;
3) умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края,
истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием
фактического материала, в том числе используя источники разных типов;
4) умение выявлять существенные черты исторических событий,
явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в
соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические
события, явления, процессы;
5) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные
связи
исторических
событий,
явлений,
процессов;

характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и
истории России в ХХ – начале XXI в.; определять современников
исторических событий истории России и человечества в целом в ХХ – начале
XXI в.;
6) умение критически анализировать для решения познавательной
задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные,
вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ
– начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с
историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе с историческими источниками;
7) умение осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории России и
зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети
Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных
задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее
соответствия исторической действительности;
8) умение анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по
истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять
информацию, представленную в различных источниках; формализовать
историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме
разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том
числе на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек,
музеев и других);
9) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе традиционных
ценностей российского общества: мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; проявление уважения к историческому наследию
народов России;
10) умение защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность противодействовать
фальсификациям российской истории;
11) знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и
мира в ХХ – начале XXI в.; выдающихся деятелей отечественной и
всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных
ориентиров.
Условием достижения каждого из предметных результатов изучения
истории на уровне среднего общего образования является усвоение

обучающимися знаний и формирование умений, которые составляют
структуру предметного результата.
Формирование умений, составляющих структуру предметных
результатов, происходит на учебном материале, изучаемом в 10–11 классах с
учетом того, что достижение предметных результатов предполагает не
только обращение к истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI
в., но и к важнейшим событиям, явлениям, процессам истории нашей страны
с древнейших времен до начала XX в. При планировании уроков истории
следует предусмотреть повторение изученных ранее исторических событий,
явлений, процессов, деятельности исторических личностей России,
связанных с актуальным историческим материалом урока.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
Понимание значимости России в мировых политических и социальноэкономических процессах в период с 1945 г. по начало ХХI в., знание
достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое
значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса;
понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской
Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией,
специальной военной операции на Украине и других важнейших событий;
особенности развития культуры народов СССР (России).
Достижение указанного предметного результата непосредственно
связано с усвоением обучающимися знаний важнейших событий, явлений,
процессов истории России (1945 г. – начало ХХI в.), умением верно
интерпретировать исторические факты, давать им оценку, умением
противостоять попыткам фальсификации истории, отстаивать историческую
правду. Данный результат достижим при комплексном использовании
методов обучения и воспитания.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
называть наиболее значимые события истории России (1945 г. – начало
ХХI в.), объяснять их особую значимость для истории нашей страны;
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку
наиболее значительных событий, явлений, процессов истории России (1945 г.
– начало ХХI в.), их значение для истории России и человечества в целом;
используя знания по истории России и всеобщей истории (1945 г. –
начало ХХI в.), выявлять попытки фальсификации истории;

используя знания по истории России, аргументированно противостоять
попыткам фальсификации исторических фактов, связанных с важнейшими
событиями, явлениями, процессами истории России (1945 г. – начало ХХI в.).
Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в
социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в
период с 1945 г. по начало ХХI в.
Достижение указанного предметного результата возможно при
комплексном использовании методов обучения и воспитания, так как, кроме
знаний об исторической личности, обучающиеся должны осознать величие
личности человека, влияние его деятельности на ход истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
называть имена наиболее выдающихся деятелей истории России (1945 г.
– начало ХХI в.), события, процессы, в которых они участвовали;
характеризовать деятельность исторических личностей в рамках
событий, процессов истории России (1945 г. – начало ХХI в.), оценивать
значение их деятельности для истории нашей станы и человечества в целом;
характеризовать значение и последствия событий, в которых
участвовали выдающиеся исторические личности, для истории России (1945
г. – начало ХХI в.);
определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку
деятельности исторических личностей.
Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной
форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края,
истории России и всеобщей истории в период с 1945 г. по начало ХХI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху;
формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку)
с использованием фактического материала, в том числе используя источники
разных типов.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
объяснять смысл изученных (изучаемых) исторических понятий и
терминов из истории России и всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.),
привлекая учебные тексты и (или) дополнительные источники информации;
корректно использовать исторические понятия и термины в устной речи, при
подготовке конспекта, реферата;
по самостоятельно составленному плану представлять развернутый
рассказ (описание) о ключевых событиях родного края, истории России и
всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.) с использованием контекстной

информации, представленной в исторических источниках, учебной,
художественной и научно-популярной литературе, визуальных материалах и
другие;
составлять развернутую характеристику исторических личностей с
описанием и оценкой их деятельности; характеризовать условия и образ
жизни людей в России и других странах, анализируя изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры рассматриваемого периода, их назначение, характеризовать
обстоятельства их создания, называть авторов памятников культуры,
определять жанр, стиль, особенности технических и художественных
приемов создания памятников культуры;
представлять результаты самостоятельного изучения исторической
информации из истории России и всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.)
в форме сложного плана, конспекта, реферата;
определять и объяснять с использованием фактического материала свое
отношение к наиболее значительным событиям, достижениям и личностям
истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
понимать необходимость фактической аргументации для обоснования
своей позиции; самостоятельно отбирать факты, которые могут быть
использованы для подтверждения/опровержения какой-либо оценки
исторических событий;
формулировать аргументы для подтверждения (опровержения)
собственной или предложенной точки зрения по дискуссионной проблеме из
истории России и всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.); сравнивать
предложенную аргументацию, выбирать наиболее аргументированную
позицию.
Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений,
процессов в период с 1945 г. по начало ХХI в.; систематизировать
историческую информацию в соответствии с заданными критериями;
сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
называть характерные, существенные признаки событий, процессов,
явлений истории России и всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.);
различать в исторической информации из курсов истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.) события, явления, процессы;
факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

группировать,
систематизировать
исторические
факты
по
самостоятельно определяемому признаку (хронологии, принадлежности к
историческим процессам, типологическим основаниям и другим);
обобщать историческую информацию по истории России и зарубежных
стран (1945 г. – начало ХХI в.);
на основе изучения исторического материала давать оценку
возможности (корректности) сравнения событий, явлений, процессов,
взглядов исторических деятелей истории России и зарубежных стран;
сравнивать исторические события, явления, процессы, взгляды
исторических деятелей России и зарубежных стран по самостоятельно
определенным критериям; на основе сравнения самостоятельно делать
выводы;
на основе изучения исторического материала устанавливать
исторические аналогии.
Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные
связи
исторических
событий,
явлений,
процессов;
характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и
истории России в период с 1945 г. по начало ХХI в.; определять
современников исторических событий истории России и человечества в
целом.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
на основе изученного материала по истории России и зарубежных стран
(1945 г. – начало ХХI в.) определять (различать) причины, предпосылки,
поводы, последствия, указывать итоги, значение исторических событий,
явлений, процессов;
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные
связи между историческими событиями, явлениями, процессами на основе
анализа исторической ситуации/информации из истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и
последствиях исторических событий, явлений, процессов истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
излагать исторический материал на основе понимания причинноследственных, пространственно-временных связей исторических событий,
явлений, процессов;
соотносить события истории родного края, истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);

определять современников исторических событий, явлений, процессов
истории России и человечества в целом (1945 г. – начало ХХI в.).
Умение критически анализировать для решения познавательной задачи
аутентичные исторические источники разных типов (письменные,
вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран в
период с 1945 г. по начало ХХI в., оценивать их полноту и достоверность,
соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия;
привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
различать виды письменных исторических источников по истории
России и всеобщей истории (1945 г. – начало ХХI в.);
определять авторство письменного исторического источника по истории
России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.), время и место его
создания, события, явления, процессы, о которых идет речь, и другие,
соотносить информацию письменного источника с историческим
контекстом;
определять на основе информации, представленной в письменном
историческом источнике, характерные признаки описываемых событий,
явлений, процессов по истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало
ХХI в.);
анализировать письменный исторический источник по истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.) с точки зрения его темы, цели,
позиции автора документа и участников событий, основной мысли, основной
и дополнительной информации, достоверности содержания;
соотносить содержание исторического источника по истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.) с учебным текстом, другими
источниками исторической информации (в том числе исторической
картой/схемой);
сопоставлять, анализировать информацию из двух или более
письменных исторических источников по истории России и зарубежных
стран (1945 г. – начало ХХI в.), делать выводы;
использовать исторические письменные источники при аргументации
дискуссионных точек зрения;
проводить атрибуцию вещественного исторического источника
(определять утилитарное назначение изучаемого предмета, материальную
основу и технику создания, размер, надписи и другие; соотносить
вещественный исторический источник с периодом, к которому он относится,

и другие); используя контекстную информацию, описывать вещественный
исторический источник;
проводить атрибуцию визуальных и аудиовизуальных исторических
источников по истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.)
(определять авторство, время создания, события, связанные с историческими
источниками); используя контекстную информацию, описывать визуальный
и аудиовизуальный исторический источник.
Умение осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации по истории России и
зарубежных стран в период с 1945 г. по начало ХХI в. в справочной
литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения
познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с
точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
знать и использовать правила информационной безопасности при
поиске исторической информации;
самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических
источников, необходимых для изучения событий (явлений, процессов)
истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
на основе знаний по истории самостоятельно подбирать достоверные
визуальные источники исторической информации, иллюстрирующие
сущностные признаки исторических событий, явлений, процессов;
самостоятельно осуществлять поиск исторической информации,
необходимой для анализа исторических событий, процессов, явлений
истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
используя знания по истории, оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации, в том числе исторические карты (схемы), по истории России и
зарубежных стран в период с 1945 г. по начало ХХI в.; сопоставлять
информацию, представленную в различных источниках; формализовать
историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме
разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том
числе на региональном материале (с использованием ресурсов библиотек,
музеев и других).
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:

определять на основе информации, представленной в текстовом
источнике исторической информации, характерные признаки описываемых
событий (явлений, процессов) истории России и зарубежных стран (1945 г. –
начало ХХI в.);
отвечать на вопросы по содержанию текстового источника
исторической информации по истории России и зарубежных стран (1945 г. –
начало ХХI в.) и составлять на его основе план, таблицу, схему;
узнавать, показывать и называть на карте (схеме) объекты,
обозначенные
условными
знаками,
характеризовать
историческое
пространство (географические объекты, территории расселения народов,
государства, места расположения памятников культуры и другие), изучаемые
события, явления, процессы истории России и зарубежных стран (1945 г. –
начало ХХI в.);
привлекать контекстную информацию при работе с исторической
картой и рассказывать об исторических событиях, используя историческую
карту;
сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или
более исторических картах/схемах по истории России и зарубежных стран
(1945 г. – начало ХХI в.); оформлять результаты анализа исторической
карты/схемы в виде таблицы, схемы; делать выводы;
на основании информации, представленной на карте (схеме) по истории
России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.), проводить сравнение
исторических объектов (размеры территорий стран, расстояния и другое),
социально-экономических и геополитических условий существования
государств, народов, делать выводы;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте
(схеме) по истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.), с
информацией аутентичных исторических источников и источников
исторической информации;
определять события, явления, процессы, которым посвящены
визуальные источники исторической информации;
на основании визуальных источников исторической информации и
статистической информации по истории России и зарубежных стран (1945 г.
– начало ХХI в.) проводить сравнение исторических событий, явлений,
процессов истории России и зарубежных стран;
сопоставлять визуальные источники исторической информации по
истории России и зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.) с информацией
из других исторических источников, делать выводы;

представлять историческую информацию в виде таблиц, графиков, схем,
диаграмм;
использовать умения, приобретенные в процессе изучения истории, для
участия в подготовке учебных проектов по истории России (1945 г. – начало
ХХI в.), в том числе на региональном материале, с использованием ресурсов
библиотек, музеев и других.
Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей
современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии, мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление
уважения к историческому наследию народов России.
Достижение
данного
предметного
результата
предполагает
использование методов обучения и воспитания. Основой достижения
результата является понимание обучающимися особенностей развития нашей
страны как многонационального государства, важности уважения и
взаимопонимания между всеми народами России.
Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
понимать особенности политического, социально-экономического и
историко-культурного
развития
России
как
многонационального
государства, знакомство с культурой, традициями и обычаями народов
России;
знать исторические примеры эффективного взаимодействия народов
нашей страны для защиты Родины от внешних врагов, достижения общих
целей в деле политического, социально-экономического и культурного
развития России;
понимать особенности общения с представителями другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, важность учета в общении
традиций, обычаев, особенностей культуры народов нашей страны;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, посвященном
проблемам, связанным с историей России и зарубежных стран (1945 г. –
начало ХХI в.), создавать устные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого
этикета.
Умение защищать историческую правду, не допускать умаления
подвига народа при защите Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.

Структура предметного результата включает следующий перечень
знаний и умений:
понимать значение подвига советского народа в годы Великой
Отечественной войны, значение достижений народов нашей страны в других
важнейших событиях, процессах истории России и зарубежных стран (1945 г.
– начало ХХI в.), осознавать и понимать ценность сопричастности своей
семьи к событиям, явлениям, процессам истории России;
используя исторические факты, характеризовать значение достижений
народов нашей страны в событиях, явлениях, процессах истории России и
зарубежных стран (1945 г. – начало ХХI в.);
используя знания по истории России и зарубежных стран (1945 г. –
начало ХХI в.), выявлять в исторической информации попытки
фальсификации истории, приводить аргументы в защиту исторической
правды;
активно участвовать в дискуссиях, не допуская умаления подвига
народа при защите Отечества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Всеобщая история. 1945 год — начало XXI века
Раздел 1. Введение. Мир во второй половине XX в. – начале XXI в.

1.1

Введение. Мир
во второй
половине XX в.
– начале XXI в.

Итого по разделу

1

1

Раздел 2. США и страны Европы во второй половине XX в. – начале XXI в.

2.1

США и страны
Западной
Европы во
второй половине
ХХ – начале XXI
вв.

4

2.2

Страны
Центральной и
Восточной
Европы во
второй половине
ХХ – начале ХХI
в.

2

Итого по разделу

6

Раздел 3. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ в. начале XXI в.

3.1

Страны Азии во
второй половине
ХХ в. – начале
ХХI в.

4

3.2

Страны
Ближнего и
Среднего
Востока во
второй половине

1

ХХ в. – начале
ХХI в.

3.3

Страны
Тропической и
Южной Африки.
Освобождение
от колониальной
зависимости

1

3.4

Страны
Латинской
Америки во
второй половине
ХХ – начале ХХI
в.

1

3.5

Повторение и
обобщение по
разделу «Страны
Азии, Африки и
Латинской
Америки во
второй половине
ХХ в. - начале
XXI в.»

1

Итого по разделу

8

Раздел 4. Международные отношения во второй половине ХХ – начале ХХI в.

4.1

Международные
отношения в
конце 1940-е –
конце 1980-х гг.

2

4.2

Международные
отношения в
1990-е – 2023 г.

2

Итого по разделу

4

Раздел 5. Наука и культура во второй половине ХХ в. – начале ХХI в.

5.1

Наука и
культура во
второй половине
ХХ в. – начале
ХХI в.

2

5.2

Глобальные

1

проблемы
современности
Итого по разделу

3

Раздел 6. Повторение и обобщение по курсу «Всеобщая история. 1945 год — начало
XXI века»

6.1

Повторение и
обобщение по
курсу
«Всеобщая
история. 1945
год — начало
XXI века»

Итого по разделу

1

1

1

История России. 1945 год – начало ХХI века
Раздел 1. Введение
1.1

Введение

Итого по разделу

1
1

Раздел 2. СССР в 1945 – 1991 гг.
2.1

СССР в
послевоенные
годы

4

2.2

СССР в 1953 –
1964 гг.

7

2.3

СССР в 1964 1985 гг.

8

2.4

СССР в 1985 –
1991 гг.

5

2.5

Наш край в 1945
– 1991 гг.

1

2.6

Обобщение по
теме «СССР в
1964 – 1991 гг.»

1

Итого по разделу

1

26

Раздел 3. Российская Федерация в 1992 – начале 2020-х гг.
3.1

Российская
Федерация в
1990-е гг.

5

3.2

Россия в ХХI

10

веке
3.3

Наш край в 1992
- 2022 гг.

1

3.4

Повторение и
обобщение по
теме
«Российская
Федерация в
1992 – начале
2020-х гг.»

1

Итого по разделу

1

17

Раздел 4. Итоговое обобщение
Итоговое
обобщение

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4.1

3

0

11 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

1

Введение. Мир
во второй
половине XX в.
– начале XXI в.

1

2

Начало
холодной
войны и
формирование
биполярной
системы

1

3

США и страны
Западной
Европы во
второй
половине ХХ в.

1

4

США и страны
Западной
Европы во
второй
половине ХХ в.

1

5

США и страны
Западной
Европы в конце
ХХ – начале
XXI в.

1

6

Страны

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Центральной и
Восточной
Европы во
второй
половине ХХ –
начале ХХI в.

7

Страны
Центральной и
Восточной
Европы во
второй
половине ХХ –
начале ХХI в.

1

8

Страны
Восточной и
Юго-Восточной
Азии в 1940 –
1970-х гг.

1

9

Страны Азии:
социалистическ
ий выбор
развития

1

10

Страны
Восточной
Азии во второй
половине ХХ в.
– начале ХХI в.

1

11

Страны Южной
и ЮгоВосточной
Азии во второй
половине ХХ в.
– начале ХХI в.

1

12

Страны
Ближнего и
Среднего
Востока во
второй
половине ХХ в.
– начале ХХI в.

1

13

Страны
Тропической и

1

Южной
Африки.
Освобождение
от
колониальной
зависимости

14

Страны
Латинской
Америки во
второй
половине ХХ –
начале ХХI в.

1

15

Повторительнообобщающий
урок по разделу
«Страны Азии,
Африки и
Латинской
Америки во
второй
половине ХХ в.
- начале XXI
в.»

1

16

Международны
е отношения в
конце 1940-е –
конце 1980-х гг.

1

17

Международны
е отношения в
конце 1940-е –
конце 1980-х гг.

1

18

Международны
е отношения в
1990-е – 2023 г.

1

19

Международны
е отношения в
1990-е – 2023 г.
Кризис
глобального
доминирования
Запада.

1

20

Развития науки

1

во второй
половине ХХ в.
– начале ХХI в.

21

Развитие
культуры и
искусства во
второй
половине ХХ в.
– начале ХХI в.

1

22

Глобальные
проблемы
современности.

1

23

Повторительнообобщающий
урок по теме
«Всеобщая
история 1945 –
2022 гг.»

1

24

Введение в
курс «История
России. 1945
год – начало
ХХI века»

1

25

Восстановление
и развитие
экономики и
социальной
сферы.

1

26

Политическая
система в
послевоенные
годы.

1

27

Идеология,
наука, культура
и спорт в
послевоенные
годы.

1

28

Место и роль
СССР в
послевоенном
мире. Внешняя
политика СССР

1

1

в 1945 – 1953
гг.

29

Новое
руководство
страны. Смена
политического
курса.

1

30

Экономическое
и социальное
развитие в 1953
– 1964 гг.

1

31

Развитие науки
и техники. в
1953 – 1964 гг.

1

32

Культурное
пространство в
1953 – 1964 гг.

1

33

Перемены в
повседневной
жизни в 1953 –
1964 гг.

1

34

Внешняя
политика в
1953 – 1964 гг.

1

35

Повторительнообобщающий
урок по темам
«СССР в
послевоенные
годы» и «СССР
в 1953 – 1964
гг.»

1

36

Политическое
развитие СССР
в 1964 - 1985 гг.

1

37

Социальноэкономическое
развитие в 1964
- 1985 гг.

1

38

Развитие науки,
образование,

1

здравоохранени
я в 1964 - 1985
гг.
39

Идеология и
культура в 1964
- 1985 гг.

1

40

Повседневная
жизнь
советского
общества в
1964 - 1985 гг.

1

41

Национальная
политика и
национальные
движения в
1964 - 1985 гг.

1

42

Внешняя
политика СССР
в 1964 - 1985 гг.

1

43

СССР и мир в
начале 1980-х.
Предпосылки
реформ

1

44

Социальноэкономическое
развитие СССР
в 1985 – 1991
гг.

1

45

Перемены в
духовной сфере
в годы
перестройки.

1

46

Реформа
политической
системы СССР
и еѐ итоги.

1

47

Новое
политическое
мышление и
перемены во
внешней
политике.

1

48

Национальная
политика и
подъем
национальных
движений.
Распад СССР

1

49

Наш край в
1945 – 1991 гг.

1

50

Повторительнообобщающий
урок по теме
«СССР в 1964 –
1991 гг.»

1

51

Российская
экономика в
условиях рынка

1

52

Политическое
развитие
Российской
Федерации в
1990-е гг.

1

53

Межнациональ
ные отношения
и национальная
политика в
1990-е гг.

1

54

Повседневная
жизнь в 1990-е
гг.

1

55

Россия и мир.
Внешняя
политика
Российской
Федерации в
1990-е гг.

1

56

Политические
вызовы и новые
приоритеты
внутренней
политики
России в начале
ХХI в.

1

1

57

Россия в 2008 –
2011 гг.

1

58

Социальноэкономическое
развитие
России в начале
ХХI в.
Приоритетные
национальные
проекты.

1

59

Культура,
наука, спорт и
общественная
жизнь в 1990-х
– начале 2020-х
гг.

1

60

Культура,
наука, спорт и
общественная
жизнь в 1990-х
– начале 2020-х
гг.

1

61

Внешняя
политика в
начале ХХI в.
Россия в
современном
мире

1

62

Внешняя
политика в
начале ХХI в.
Россия в
современном
мире

1

63

Россия в 2012 –
начале 2020-х
гг.

1

64

Россия сегодня.
Специальная
военная
операция
(СВО)

1

65

Россия сегодня.
Специальная
военная
операция
(СВО)

1

66

Наш край в
1992 – 2022 гг.

1

67

Повторительнообобщающий
урок по теме
«Российская
Федерация в
1992 – начале
2020-х гг.»

1

68

Итоговый
обобщающий
урок по курсу
«История
России. 1945
год – начало
ХХI века»

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История.Всеобщая история. 1945-начало XXI века. 11 класс.В.Р. Мединский,
А.О. Чубарьян. Москва.2023

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».