Кабардино - черкесский язык11 кл 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Кабардино – черкесский язык»
для обучающихся 11 класса

Плановское 2023
1. Пояснительная записка.

1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку на уровне среднего
общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителюв
создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
1.2. На уровне среднего общего образования у обучающихся совершенствуются
приобретённые

ранее

знания

по

родному

(кабардино-черкесскому)

языку,

сформированные коммуникативные навыки и умения, систематизируется теоретический
материал

как

база

для

развития

практических

навыков,

увеличивается

объём

используемых обучающимися языковых и речевых средств, совершенствуется качество
владения родным языком. С целью расширения языковых возможностей обучающихся
вводятся дополнительные задания по графике, орфографии, пунктуации, синтаксису и
морфологии кабардино-черкесского языка, теории речевой деятельности. Развитие и
закрепление языковых умений осуществляется в процессе комплексного анализа речевых
высказываний и путем практического овладения нормами кабардино-черкесского
литературного языка через создание собственных текстов. В программу по родному
(кабардино-черкесскому)

языку

включены

понятия

кавказской

языковой

семьи,

диалектизма, диалекта и говора, рассматриваются языковые особенности и традиции
адыгов. Значительное место занимают вопросы стилистики и культуры речи.
В программе по родному (кабардино-черкесскому) языку содержится материал,
раскрывающий взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
адыгского

народа,

представляющий

также

национально-культурную

специфику

кабардино-черкесского языка.
1.3. Структура содержания программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
построена на основе тематического принципа. В содержании выделяются следующие
блоки: «Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке» (включает разделы
«Общие сведения о кабардино-черкесском языке», «Кабардино-черкесский литературный
язык и диалектология», «Лексика. Фразеология. Лексикография», «Фонетика. Графика.
Орфоэпия. Орфография», «Морфемика и словообразование», «Морфология», «Синтаксис
и пунктуация»), «Речь, речевое общение и культура речи» (включает разделы «Язык и
культура речи», «Стилистика и культура речи»).
1.4. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений
и культуры речи на кабардино-черкесском языке;

обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного
кабардино-черкесского языка;
расширение понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о стилях,
изобразительно-выразительных

возможностях

и

нормах

кабардино-черкесского

литературного языка;
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю национальной
культуры и одному из государственных языков Кабардино-Балкарской Республики.
1.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68
часов (2 часа в неделю).
2.2. Содержание обучения в 11 классе.
2.2.1. Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке.
Морфемика

и

словообразование.

Основные

понятия

морфемики

и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова.
Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы современного
кабардино-черкесского

словообразования.

Понятие

о словообразовательной цепочке. Морфемный и словообразовательный разбор.
2.2.2. Морфология.
Общая характеристика морфологической системы. Части речи. Именные части
речи, их общие и отличительные признаки. Морфологические признаки именных частей
речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение).
Особенности функционирования именных частей речи в тексте. Спрягаемые части речи.
Глагол. Переходные и непереходные глаголы. Категория лица, числа и времени глагола.
Одноличные и многоличные глаголы. Категория наклонения глагола. Отглагольные
образования (причастие и деепричастие). Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Служебные слова (послелоги, союзы, частицы) и междометия.
2.2.3. Синтаксис и пунктуация.
Обобщающее

повторение

синтаксиса.

Словосочетание.

Связь

слов

в словосочетании (смысловая и грамматическая). Главное и зависимые слова
в словосочетании.
Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены

предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Порядок
слов в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные

члены

предложения.

Знаки

препинания

в

предложениях

с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания
при обобщающих словах.
Осложненное предложение. Знаки препинания в осложненном предложении
(обращение).
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения.
Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в
сложносочинённом
предложения.

предложении.

Синтаксический

Сложноподчинённое

сложноподчинённых

предложениях

разбор

предложение.
с

одним

и

сложносочинённого

Знаки

препинания

несколькими

в

придаточными.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Основные принципы пунктуации кабардино-черкесского языка - логический,
синтаксический и интонационный. Знаки препинания по значению и интонационные.
Пунктуационный анализ.
2.2.4. Речь, речевое общение и культура речи.
Стилистика и культура речи. Стилистика как раздел науки о языке, изучающий
стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официальноделовой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, реферат),
публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового
(расписка, резюме, характеристика, заявление, доверенность) стилей, разговорной речи
(рассказ, беседа, спор).
Функционально-смысловые

виды

сочинений:

повествование,

описание,

рассуждение.
Язык художественной литературы. Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Практическая работа с текстами адыгских писателей.
Стилистическое употребление однозначных и многозначных слов, омонимов,
синонимов,

антонимов,

профессиональных

терминов,

архаизмов,

неологизмов,

диалектных и заимствованных слов, жаргонизмов, фразеологизмов, крылатых выражений,

местоимений, глаголов в различных временных формах, предложений с прямым и
обратным порядком слов.
Стилистические ошибки и их типы. Лингвистический эксперимент.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический.
Культура разговорной речи. Ораторское искусство.
Особенности адыгского речевого этикета. Культура межъязыкового общения в
условиях билингвизма. Перевод устных и письменных текстов с кабардино-черкесского
на русский язык и с русского языка на кабардино-черкесский язык.
2.2.5. Язык и культура речи.
Язык и общество. Язык и речь - две стороны одной и той же речевой деятельности,
их связь и особенности. Взаимосвязь языка и традиций, истории народа.
Диалог разных культур, характерный для Кабардино-Балкарской Республики.
Взаимообогащение и взаимовлияние языков как результат взаимодействия национальных
культур. Отражение в современном кабардино-черкесском языке культур других народов.
Известные учёные лингвисты и их работы о кабардино-черкесском языке.
Актуальные

проблемы

сохранения

и

развития

кабардино-черкесского

языка.

Республиканские целевые программы сохранения и развития кабардино-черкесского
языка.
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне среднего общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию

семьи

на основе осознанного принятия ценностей

семейной

жизни

в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

быта,

научного

и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость

в

значимости

для

личности

и

общества

отечественного

и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному
(кабардино-черкесскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;

потребность

в

физическом

совершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность

к

активной

деятельности

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (кабардино-черкесского)
языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе
к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития

науки

и

общественной

практики,

основанного

на

диалоге

культур,

способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование

языковой

и

читательской

культуры

как

средства

взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (кабардиночеркесскому) языку, индивидуально и в группе.

3.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы по родному (кабардино-черкесскому) языку у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других

людей и

учитывать

его при осуществлении

коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
3.3. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
3.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать

существенный

признак

или

основание

для

сравнения,

классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять

закономерности

и

противоречия

языковых

явлений,

данных

в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.

3.3.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть

навыками

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности,

способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
3.3.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;

владеть

навыками

защиты

личной

информации,

соблюдать

требования

информационной безопасности.
3.3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств.
3.3.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
3.3.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
3.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и
других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
3..3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному
(кабардино-черкесского) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
3.5. Предметные

результаты

изучения

родного

(кабардино-черкесского)

языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
определять функциональные стили предложенных текстов;
устанавливать сходство стилей, жанров и видов кабардинской и русской речи;
трансформировать текст одного стиля в текст другого стиля;
проводить стилистический анализ различных текстов (научных, публицистических,
официально-деловых, художественных, разговорных);
составлять словообразовательную цепочку;
выявлять

стилистические

ошибки

и

особенности

в

тексте,

проводить

стилистическую правку текстов;
распознавать и употреблять в речи фразеологизмы, крылатые выражения,
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, предложения с прямым и обратным
порядком слов;
создавать собственные тексты различных функциональных стилей и жанров с
использованием знаний о формах и стилях кабардино-черкесского языка, широкого круга

языковых и речевых средств в соответствии с целями, содержанием, условиями, сферой и
ситуацией речевого общения;
использовать нормативные словари и справочники (синонимов, антонимов,
фразеологизмов и других);
оценивать свою и чужую речь с учётом нормативного, коммуникативного и
этического аспектов культуры речи;
правильно

использовать

лексические

и

грамматические

средства

связи

предложений при построении текста;
соблюдать
грамматические,

в

речевой

практике

стилистические,

основные

орфоэпические,

орфографические

и

лексические,

пунктуационные

нормы

литературного кабардино-черкесского языка;
основам ораторского искусства;
писать реферат по нескольким научным источникам;
основам проведения лингвистического эксперимента;
продуктивно использовать синонимические ресурсы кабардино-черкесского языка
для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выявлять в собственной речи и речи окружающих факты языковой интерференции,
давать им оценку;
адекватно переводить тексты с кабардино-черкесского языка на русский язык и с
русского языка на кабардино-черкесский язык с соблюдением стиля;
распознавать и использовать одноличные и многоличные глаголы, категории лица
и числа;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова
(производная, непроизводная);
различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные,
проводить морфемный разбор слова;
проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи,
характеризовать

общие

грамматические

значения,

морфологические

признаки

самостоятельных частей речи, определять их синтаксические функции;
производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные
виды простых предложений;
правильно строить предложения с обособленными членами, придаточными
частями;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,
соблюдать в речевом общении основные произносительные, лексические, грамматические
нормы современного кабардино-черкесского языка;
различать и использовать в речи основные виды тропов;
пользоваться

нормативными

словарями

и

справочниками

по

кабардино-

черкесскому языку для расширения активного словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
элементарным

методам

разработки

собственного

проекта

сохранения

и развития кабардино-черкесского языка на основе республиканских программно-целевых
документов этой сферы.
11 класс – 68ч.
КолОсновные виды деятельности
во
обучающихся
часов
Язык, общие сведения о языке, разделы науки о языке
Основные понятия
10
Различать виды морфем: корень,
Морфемика и
аффикс, основа слова.
словообразование морфемики и
словообразования.
Определить основные способы
Состав слова.
образования слов.
Морфемы корневые и
Применять знания по морфемике
аффиксальные.
и словообразованию в
Основа слова.
письменной практике, деление
Основы производные и
слова на морфемы на основе
непроизводные.
смыслового, грамматического и
Морфемный разбор
словообразовательного анализа.
слова.
Коллективная и индивидуальная
Словообразование.
работа: различать
Морфологические и
словообразующие и
неморфологические
формообразующие морфемы,
способы современного
способы словообразования.
кабардино-черкесского
Парная работа: определение
словообразования.
способа словообразования,
Понятие о
словообразовательный разбор.
словообразовательной
Групповая работа: определить
цепочке.
этимологию заданных слов.
Морфемный и
Творческие и контрольные
словообразовательный
работы:
разбор
Работа в паре: составить (устно
и письменно) рассказ
«Словесный портрет друга».
Сочинение-рассуждение «Моя
жизненная позиция».
Проект «Способы
морфологического и
неморфологического
словообразования кабардиноТема, раздел
курса

Программное
содержание

Морфология

Общая характеристика
морфологической
системы. Части речи.
Именные части речи, их
общие и отличительные
признаки.
Морфологические
признаки именных
частей речи (имя
существительное, имя
прилагательное, имя
числительное,
местоимение).
Особенности
функционирования
именных частей речи в
тексте.
Спрягаемые части речи.
Глагол.
Переходные и
непереходные глаголы.
Категория лица, числа и
времени глагола.
Одноличные и
многоличные глаголы.
Категория наклонения
глагола. Отглагольные
образования (причастие
и деепричастие).
Наречие как часть речи.
Разряды наречий.
Служебные слова
(послелоги, союзы,
частицы) и междометия

31

черкесского языка»
(электронная презентация).
Коллективное обсуждение плана
основной части проекта.
Диктант на проверку умения
осуществлять
словообразовательный разбор.
Диктант с грамматическим
заданием.
Постановка недостающих знаков
препинания в предложенном
тексте
Актуализировать знания по
морфологии, полученные в
основной школе. Владеть
основными понятиями
морфологии.
Владеть знаниями о принципах
разграничения частей речи: по
полнозначности и
неполнозначности, по наличию и
отсутствию лексического
значения; использовать эти
знания в объяснении языковых
фактов.
Групповая работа: спрягать
глагол, правильно определять
переходные и непереходные
глаголы.
Демонстрировать знания
грамматических форм частей
речи и их значения.
Различать самостоятельные
части речи по комплексу
изученных признаков.
Распознавать самостоятельные,
служебные части речи,
междометия, их грамматические
формы.
Парная работа: осуществлять
морфологический разбор частей
речи.
Анализировать и оценивать
речевые высказывания с точки
зрения соблюдения
морфологических норм.
Исправлять в работе в парах
грамматические и речевые
ошибки в текстах разного стиля.
Устанавливать сходства и
различия морфологии
кабардино-черкесского и

Синтаксис и
пунктуация.
Обобщающее
повторение
синтаксиса

Словосочетание. Связь
слов в словосочетании
(смысловая и
грамматическая).
Главное и зависимые
слова в словосочетании.
Простое предложение.
Односоставные и
двусоставные
предложения. Главные
члены предложения.
Тире между подлежащим
и сказуемым.
Второстепенные члены
предложения.
Полные и неполные
предложения.
Тире в неполном
предложении.
Порядок слов в простом
предложении.
Синтаксический разбор
простого предложения.
Однородные члены
предложения. Знаки
препинания в
предложениях с
однородными членами.
Обобщающие слова при
однородных членах.
Знаки препинания при
обобщающих словах.
Осложненное
предложение. Знаки
препинания в
осложненном
предложении

18

русского языков.
Анализировать, обобщать,
самостоятельно формулировать
свою точку зрения на
поставленный вопрос.
Парная работа: составлять
диалоги по заданной теме.
Формировать коммуникативные
навыки в ходе учебного диалога
на заданную тему.
Творческие и контрольные
работы:
Диктант с грамматическим
заданием.
Сочинение-повествование
Коллективная работа: объяснять
роль синтаксиса в
формировании и выражении
мысли.
Иллюстрировать примерами
проявления логического,
синтаксического и
интонационного принципов
пунктуации кабардиночеркесского языка.
Устанавливать сходства
пунктуационных норм
кабардино-черкесского и
русского языков.
Соблюдать пунктуационные
нормы кабардино-черкесского
языка в собственной речевой
практике.
Проводить пунктуационный
анализ текста, соблюдать
правила постановки каждого
знака препинания и его
функции.
Коллективная работа: выполнять
практические задания по
пунктуационным правилам
(вводные слова и обращения,
однородные члены
предложения, обособление
косвенной речи, цитирование и
др.).
Вычленять из предложений
различные виды
словосочетаний.
Парная работа: составлять
тексты с использованием
односоставных и двусоставных

(обращение).
Обособленные члены
предложения. Знаки
препинания при
обособленных членах
предложения.
Сложное предложение.
Сложносочиненное
предложение.
Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении.
Синтаксический разбор
сложносочиненного
предложения.
Сложноподчиненное
предложение.
Знаки препинания в
сложноподчиненных
предложениях с одним и
несколькими
придаточными.
Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения.
Бессоюзное сложное
предложение.
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.
Синтаксический разбор
бессоюзного сложного
предложения.
Основные принципы
пунктуации кабардиночеркесского языка –
логический,
синтаксический и
интонационный.
Знаки препинания по
значению и
интонационные.
Пунктуационный анализ
текста

Стилистика и
культура речи

предложений, распространенных
и нераспространенных, полных
и неполных.
Использовать в речи различные
структуры простых
предложений.
Соблюдать порядок слов в
предложении, отвечающего
целям высказывания.
Конструировать предложения с
однородными и неоднородными
членами и включать их в устные
и письменные высказывания.
Конструировать сложные
предложения с разными типами
придаточных.
Включать сложносочиненные
предложения в устные и
письменные высказывания.
Проводить синтаксический
разбор простого и сложного
предложений.
Использовать в устной и
письменной речи
сложноподчиненные
предложения.
Вычленять из текста
сложноподчиненные
предложения.
Проводить синтаксический
разбор сложносочиненного
предложения.
Характеризовать и проводить
синтаксический разбор
бессоюзных сложных
предложений, использовать их в
устной и письменной речи.
Коллективно обсуждать вопросы
сходства синтаксиса кабардиночеркесского и русского языков.
Парная работа: составлять
диалоги по заданной теме.
Формировать коммуникативные
навыки в ходе учебного диалога.
Творческие и контрольные
работы:
Домашнее сочинениерассуждение.
Контрольная работа
Речь, речевое общение и культура речи
Стилистика как раздел
3
Устанавливать принадлежность
науки о языке,
предложенных текстов (устных

изучающий стили языка
и стили речи, а также
изобразительновыразительные средства.
Стиль.
Классификация
функциональных стилей.
Научный стиль.
Официально-деловой
стиль.
Публицистический
стиль. Разговорный
стиль. Художественный
стиль.
Основные жанры
научного (доклад,
аннотация, статья,
тезисы, конспект,
реферат и др.),
публицистического
(выступление, статья,
интервью, очерк и др.),
официально-делового
(расписка, резюме,
характеристика,
заявление, доверенность
и др.) стилей,
разговорной речи
(рассказ, беседа, спор).
Функциональносмысловые виды
сочинений:
повествование, описание,
рассуждение.
Язык художественной
литературы.
Основные виды тропов,
их использование
мастерами
художественного слова.
Практическая работа с
текстами адыгских
писателей.
Стилистическое
употребление
однозначных и
многозначных слов,
омонимов, синонимов,
антонимов,
профессиональных
терминов, архаизмов,
неологизмов, диалектных

или письменных) к тому или
иному стилю.
Различать разговорную и
книжную речь, письменные и
устные разновидности
функциональных стилей.
Тренинг по созданию образцов
текстов разных стилей и жанров.
Сохранять стилевое единство
при создании текста заданного
функционального стиля.
Устанавливать сходства стилей,
жанров и видов кабардинской и
русской речи.
Трансформировать текст одного
стиля в текст другого стиля.
Выбирать языковые средства
адекватно цели общения и
речевой ситуации.
Групповая работа: отделять в
прочитанных текстах главную
информацию от второстепенной,
выявлять наиболее значимые
факты, выражать свое
отношение к прочитанному.
Соблюдать в речевой практике
основные лексические,
грамматические,
стилистические,
орфографические и
пунктуационные нормы
кабардино-черкесского
литературного языка.
Устанавливать сходства норм
кабардино-черкесского языка с
нормами русского языка.
Использовать синонимические
ресурсы кабардино-черкесского
языка для более точного
выражения мысли и усиления
выразительности речи.
Работа в группах: составлять
тексты в научном стиле.
Написать реферат по двум-трем
научным источникам.
Составлять деловые документы:
заявление, резюме, объявление,
протокол, отчет и т. п.
Проводить стилистический
анализ статьи, опубликованной в
местной периодической печати.
Готовить публицистические

и заимствованных слов,
жаргонизмов,
фразеологизмов,
крылатых выражений,
местоимений, глаголов в
различных временных
формах, предложений с
прямым и обратным
порядком слов.
Стилистические ошибки
и их типы.
Лингвистический
эксперимент.
Основные аспекты
культуры речи:
нормативный,
коммуникативный,
этический. Культура
разговорной речи.
Ораторское искусство.
Особенности адыгского
речевого этикета.
Культура межъязыкового
общения в условиях
билингвизма.
Перевод устных и
письменных текстов с
кабардино-черкесского
на русский язык и с
русского языка на
кабардино-черкесский
язык

Повторение (резервное время)

1

статьи в школьную газету,
выступления перед классом.
Проводить стилистический
анализ текстов художественных
произведений.
Находить в художественных
произведениях характерные
изобразительно-выразительные
средства кабардино-черкесского
языка.
Создавать свои тексты в
художественном стиле.
Писать сочиненияповествования, - описания, рассуждения. Обсуждать
коллективно план сочинения.
Парная работа: строить
различные виды высказываний с
использованием диалогов и
монологов.
Творческие и контрольные
работы:
Стилистическая правка
предложенных проектов текстов.
Создание публицистического
текста.
Проект «Функциональные стили
кабардино-черкесского языка и
речи в таблицах и схемах»
(электронная презентация).
Коллективная и индивидуальная
работа: выступление перед
аудиторией с разработанными
текстами различной жанровой
принадлежности.
Доклад «Лингвистический
эксперимент и использование
его результатов в своей речевой
практике»
Повторение и систематизация
полученных знаний.
Коллективная работа, работа в
парах. Учебные диалоги

Календарно- тематическэ план
Учебный предмет: родной (кабардино-черкесский)

язык

Класс:11 Учебник: 1. Кабардино-черкесский язык: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.
учреждений / [В. Х. Унатлоков, А. Т. Шогенова]. (Электронный вариант) – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.; 2. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е.
Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. ; 3. Гяургиев Х. З., Дзасежев
Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 340 с.
Недельная нагрузка – 2 н/ч
Годовая учебная нагрузка – 68ч.
Темэхэр

№

Сыхь
.
бжыг
ъ

Махуэр, мазэр

щекIуэкIы
нур

Бзэмрэ обществэмрэ
1.

Бзэмрэ хабзэмрэ

1

04.09.2023

2.

Лъэпкъ цIыхум и гупсысэкIэр, псэлъэкIэр

1

08.09.2023

Морфемэр псалъэ къэхъук1эр
3.

Псалъэм и зэхэтыкIэр.

1

11.09.2023

4.

Адыгэбзэм и псалъэ къэхъукIэхэр.

1

15.09.2023

5.

Псалъэ лъабжьэмрэ аффиксхэмрэ

1

18.09.2023

6.

Псалъэпкъыр

1

22.09.2023

7.

Псалъэпкъ къызытехъукIрэ къызытемыхъукIрэ

1

25.09.2023

8.

Иджырей къэбэрдей-шэрджэсыбзэм псалъэхэр
къызэрыхъу щIыкIэр.

1

29.09.2023

9.

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу. «Фронтым кIуэ письмо»

1

02.10.2023

10.

Щыуагъэхэм щелэжь урок

1

06.10.2023

Морфологие

щекIуэкIа
р

11.

Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.

1

09.10.2023

12.

ЩыIэцIэм и мыхьэнэр

1

13.10.2023

13.

ЩыIэцIэм и бжыгъэмрэ грамматическэ щытыкIэмрэ

1

16.10.2023

14.

ЩыIэцIэхэм я падежхэр, склоненэ лIэужьыгъуэхэр

1

20.10.2023

15.

ЩыIэцIэр морфологиекIэ зэпкърыхыныгъэ

1

23.10.2023

16.

Проект лэжьыгъэ «ЩыIэцIэхэр»

1

27.10.2023

17.

ПлъыфэцIэр

1

30.10.2023

18.

ПлъыфэцIэм и къэхъукIэр

1

10.11.2023

19.

ПлъыфэцIэр морфологиекIэ зэпкърыхыныгъэ

1

13.11.2023

20.

БжыгъэцIэр. БжыгъэцIэ лIэужьыгъуэхэр.

1

17.11.2023

21.

БжыгъэцIэхэр зэратх щIыкIэхэр.

1

20.11.2023

22.

БжыгъэцIэр морфологиекIэ зэпкърыхыныгъэ

1

24.11.2023

23.

Б/З Изложенэр зэпкърыхын.

1

27.11.2023

24.

Б/З Изложенэ

1

01.12.2023

«Нэмысым и уасэр» егъэтхын
25.

ЦIэпапщIэр. ЦIэпапщIэ лIэужьыгъуэхэр

1

04.12.2023

26.

ЦIэпапщIэхэм я склоненэр

1

08.12.2023

27.

ЦIэпапщIэхэм я тхыкIэхэр

1

11.12.2023

28.

ЦIэпапщIэр морфологиекIэ зэпкърыхыныгъэ

1

15.12.2023

29.

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу. «Къуалэбзу лъэтэжхэр»

1

18.12.2023

30.

Щыуагъэхэм щелэжь урок

1

22.12.2023

31.

Глаголым и морфологическэ щытыкIэхэр

1

25.12.2023

32.

Глаголым и синтаксическэ щытыкIэхэр

1

29.12.2023

33.

Глаголыр морфологиекIэ зэпкърыхыныгъэ

1

12.01.2024

34.

Япэ гъэ еджэгъуэм яджар къызэрапщытэ тест
лэжьыгъэ

1

19.01.2024

35.

Причастие

1

22.01.2024

36.

Причастием и къэхъукIэр

1

26.01.2024

37.

Деепричастие

1

29.01.2024

38.

Деепричастием и къэхъукIэр

1

02.02.2024

39.

Деепричастием зэманк1э зэрызихъуэжыр

1

05.02.2024

40.

Наречие

1

09.02.2024

41.

Послелог

1

12.02.2024

42.

Союз

1

16.02.2024

43.

Частицэ

1

19.02.2024

44.

Междометие

1

26.02.2024

45.

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

01.03.2024

46.

Щыуагъэхэм щелэжь урок

1

04.03.2024

Синтаксисымрэ пунктуацэмрэ47.

Псалъэ зэпха

1

11.03.2024

48.

Псалъэуха къызэрыкIуэ.Псалъэуха
убгъуа.Мыубгъуа.Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ
пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ
псалъэухахэр.Подлежащэ.Сказуемэ

1

15.03.2024

49.

Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэуха
къызэрыкIуэр зэрызэпкърах щIыкIэр

1

18.03.2024

50.

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.

1

22.03.2024

51.

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр

1

01.04.2024

52.

Проект лэжьыгъэ. КъыкIэлъыкIуэну илъэсым и
махуэгъэпс зэхэгъэувэн.

1

05.04.2024

53.

Псалъэуха гъэгугъуахэр..

1

08.04.2024

54.

Зэрызыхуагъазэ псалъэр

1

12.04.2024

55.

Вводнэ псалъэхэмрэ псалъэухахэмрэ

1

15.04.2024

56.

Б/З Изложенэр зэпкърыхын.

1

19.04.2024

57.

Б/З Изложенэр егъэтхын.

1

22.04.2024

58.

Псалъэуха зэхэлъхэр.Псалъэуха зэхэлъ- зэгъусэхэр.

1

26.04.2024

59.

Псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэр

1

29.04.2024

60.

Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэр

1

3.05.2024

61.

Псалъэухар синтаксискIэ зэпкърыхыныгъэ

1

6.05.2024

62.

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ
лэжьыгъэ щIыгъуу.

1

10.05.2024

63.

Щыуагъэхэм щелэжь урок

1

13.05.2024

Синтаксисымрэ бзэм и къэбзагъэмрэ
64.

.Бзэм и стилхэр.

1

17.05.2024

65.

Функциональнэ стилхэр

1

20.05.2024

66.

Бзэм и къабзагъэр

1

24.05.2024

67.

Илъэсым яджар къызэрапщытэ тест лэжьыгъэ

1

27.05.2024

68.

Къэпщытэжыныгъэ

1

31.05.2024

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебные пособия
1. Кабардино-черкесский язык: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /
[В. Х. Унатлоков, А. Т. Шогенова]. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство
«Эльбрус», 2022. – 240 с.
2. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. –
302 с.
3. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус, 2010.
– 340 с.
Научная литература
4. Абазэ А. Ч. Къэбэрдей тхакIуэхэр. Я гъащIэмрэ я лэжьыгъэмрэ. – Налшык:
Эльбрус, 1999. – 488 н.
5. Бакъ З. Хь., ТIымыжь Хь. Т. ХамэщI щыпсэу адыгэхэм къахэкIа тхакIуэхэр. –
Налшык: «Полиграфсервис и Т», 2000. – 146 н.

6. Кумахов М. А. Кабардино-черкесский язык. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
7. Кумахов М. А. Кабардино-черкесский язык. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
8. Къэбэрдей литературэм и тхыдэм теухуа очеркхэр. – Налшык: Эльбрус, 1972. –
352 н.
9. Къэрмокъуэ Хь. Гъу. Тхыгъэхэр: Литературэ. Культурэ. IуэрыIуатэ. Тхыдэ.
Хъыбарыжьхэр. Таурыхъхэр. – Налшык: Эльбрус, 1997. – 592 н.
10. Нало

З. М.

ДжэгуакIуэхэмрэ

усакIуэмрэ.

Адыгэбзэмрэ

литературэмрэ

езыгъэджхэм я дэIэпыкъуэгъу. – Налшык: Эльбрус, 1979. – 161 н.
11. ТIымыжь Хь. Т. Адыгэ (къэбэрдей-шэрджэс) литературэм и тхыдэ. Курсым и
программэ. – Налшык, 2013. – 70 н.
12. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов;
Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ.
полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 381 с.
13. Малаева Ф. Б., Детство = Сабиигъуэ: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм,
пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ / [зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Налшык:
Эльбрус, 2015. – 477 с.
Словари
14. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
15. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь. Около 24 000 слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013.
– 848 с.
16. Бижоев Б. Ч., Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
17. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для шк.).
– Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
18. Емузов А. Г., Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
19. Зекореев Н. Н., Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:
Эльбрус, 1999. – 283 c.
20. Карданов Б. М., Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост.
Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат.
очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете
Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС, 1955. – 1055 с.

21. Сукунов

Х.

Х.,

Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий

словарь

в

иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
22. Урусов Х. Ш., Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов
/ Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
23. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд.
– М.: Дигора, 1999. – 852 с.
Информационные ресурсы
24. Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktantipo-kabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения: 03.03.2022).
25. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn-- 90aae3anv.xn-p1ai/ (дата обращения: 10.04.2022).
26. Гяургиев Х. З. Дзасежев Х. Е., Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части – Нальчик:
Эльбрус, 2010 // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128138 (дата обращения:
21.06.2020).
27. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения: 17.04.2022).
28. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд,
Союз писателей КБР. Изд. с 1982 г. – 2020 Нальчик // URL: http://nurkbr.ru/. (дата
обращения: 20.04.2022).
29. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для
Android) // URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения: 21.04.2022).
30. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:
21.04.2022).
31. Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/
кабардино-черкесский (дата обращения: 25.04.2022).
32. Словарь

«Лъэпкъым

и

гъуазэ»

//

URL:

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения: 21.04.2022).
33. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения: 26.04.2022).
Электронная библиотека КБГУ // URL:
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 25.03.2022).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».