Рабочая программа по кабардинскому языку 4 кл (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Управление образования местной администрации Терского муниципального
района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

начальных классов

________________________ ________________________

Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Приказ №35
Замбатова М.Х. от «30» 08.2023 г.
от «30» 08.2023 г.
Протокол№1
от «30» 08.2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2715882)
учебного предмета «Родной язык (кабардино-черкесский)»
для обучающихся 4 класса

Плановское 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык». НОО
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..................................................................................
Содержание обучения ....................................................................................
4 класс........................................................................................................
Планируемые результаты освоения программы на уровне начального
общего образования .........................................................................................
Личностные результаты...........................................................................
Метапредметные результаты...................................................................
Предметные результаты...........................................................................
Тематическое планирование........................................................................
4 класс........................................................................................................

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому)

языку,

родной

(кабардино-черкесский)

язык,

кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку
за весь

период

включают

обучения

на

личностные,
уровне

метапредметные

начального

общего

результаты
образования,

а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского)

языка

имеет

особое

значение

в

развитии

обучающегося.

Приобретѐнные знания, опыт выполнения предметных и

универсальных

действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих

способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию

из

различных

текстов,

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности.
Учебный
значительным

предмет

родной

потенциалом

в

(кабардино-черкесский)
развитии

язык

функциональной

обладает

грамотности

обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного
языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного
отношения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации.
В

ходе

использование

изучения
материалов

родного

кабардинского

кабардино-черкесской

языка

предполагается

литературы,

истории

и

культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами
(«Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном
языке», «Окружающий мир» и другими).
В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного
языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырѐх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных
навыков обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно

участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского
речевого этикета;
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения

кабардинского

языка

как

государственного

языка

Кабардино-

Балкарской Республики;
овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

родного

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных

задач, овладение умением

наблюдать

за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного
языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного

отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение

кабардино-черкесским

языком

на

элементарном

уровне

и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях
его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи,
развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными

видами

речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудированием, говорением,
чтением, письмом;
развитие
взаимодействию

функциональной
с

грамотности,

изменяющимся

миром

готовности
и

к

успешному

дальнейшему

успешному

образованию.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка в 4 классе 34ч (1ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения
в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
Состав слова.
Корень.

Однокоренные

Словообразовательные

слова.

суффиксы:

-гуэ,

Падежные

-гъэ,

-гъуэ,

-ей,

окончания.
-рей,

-фIэ.

Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ,
-рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэхэ-,

,

те-,

дэ-

и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция
в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения
знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
Морфология. Части речи.
1. Имя

существительное.

Собственные

и

нарицательные

имена

существительные, их правописание. Единственное и множественное число имен
существительных. Особенности в изменении собственных имѐн по числам.
Склонение

имѐн

существительных.

Категория

определѐнности

и

неопределѐнности склонения имѐн существительных в кабардинском языке.
Четыре

падежа:

именительный,

эргативный,

послеложный

и

обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
Словообразование имѐн существительных. Морфологический разбор имѐн
существительных.

Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на
озере».
2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные,
пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части
речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
3. Имя

прилагательное.

Начальная

форма

имени

прилагательного.

Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном
и множественном числе. Правописание определительных словосочетаний,
слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов, образованных
путѐм основосложения прилагательного с существительными. Словообразование
имѐн прилагательных. Морфологический разбор имѐн прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на
школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы»
(Выступаем по радио).
4. Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го
лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы
(дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа
выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются
самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш),
фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два
способа выражения указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица
глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-,
къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами
Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других
частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).

Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
6. Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их
правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки
-е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая День Победы. Помним. Гордимся».
Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего образования.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в

том

числе

через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с
учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к
изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального

общего

познавательные

образования

универсальные

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые

единицы,

устанавливать

основания

для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»

(информации

о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
лингвистической

создавать

информации,

схемы,
понимать

зафиксированную в виде таблиц, схем.

таблицы

для

лингвистическую

представления
информацию,

4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления

речевых

и орфографических ошибок.
7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по еѐ достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям
ударения в других языках;
проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
различать

и

находить

формообразующие

префиксы

и

суффиксы,

словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно
обозначать при разборе;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
определять однородные члены в предложении, распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные члены;
соблюдать

при

письме

правила

употребления

знаков

препинания

в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными
членами, составлять предложения с однородными

членами без союзов

и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного
союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении
однородные члены предложения;
определять вопросы и окончания четырѐх падежных форм кабардинского

языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж
(«хэт?», «сыт?», «сытым?»),

послеложный падеж («хэткIэ?», «сыткIэ?»,

«сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определѐнной части речи по
комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых
высказываниях;
наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной
и

письменной

речи,

склонять

имена

существительные

в

категории

определѐнности
и неопределѐнности,

правильно подбирать

падежные окончания

в речи

и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие
послелоги к именам существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять грамматические признаки имѐн прилагательных - качественные
и относительные, число, падеж;
склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать

имена

прилагательные

и

существительные

в

определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание
словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший
день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем
основосложения прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи
(личные, указательные и притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое,
второе, третье лицо, единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять

повторяющиеся

в

тексте

имена

существительные

соответствующими

местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать с таблицами склонений личных местоимений, изменять личные
местоимения по падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательные
местоимения;
исправлять

текст,

в

котором

неправильно

употреблены

формы

местоимений;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать
от глаголов в неопределѐнной форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать

форму

повелительного

наклонения

глагола

по

грамматическим признакам;
различать неопределѐнную форму глагола среди других форм глагола
и

отличать еѐ

от омонимичных имѐн

существительных

(щэн,

вэн-сэн

и тому подобное).
спрягать

глаголы,

образовывать

глаголы

с

помощью

глагольных

префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов
в образовании новых слов;
соблюдать правила

правописание приставок

зэры-, щIэ,

мы-, фIэ-

с глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой
и пишется);
различать способы словообразования имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое);
работать с таблицами образования числительных;

определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять
цифровое написание текста на соответствующие числительные;
редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы
числительных;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных
и их форм;
грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный
диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих
письменных работах;
составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и
письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты,
высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного

общения

(умение

слышать,

точно

реагировать

на

реплики,

поддерживать разговор);
писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (34 ч.)
Кол
- во
часо
в
и
буквы 2
Фонетика Звуки
играфика (повторение) (Макъхэмрэ
хьэрфхэмрэ). Слог
и ударение. Развитие речи.
Письмо-поздравление
с
праздником другу / подруге.
Особенности ударения в
кабардинском языке и
заимствованных
словах
(Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ.
Адыгэбзэм
и
ударенэ
хабзэмрэ нэгъуэщ1ыбзэм и
псалъэу адагэбзэм къищта
псалъэхэм
ударенэ
зэрытехуэ
р). Фонетический разбор
слова
(Макъ
хьэрф
Блок

Тема и краткое
содержание

Характеристика основных
видовдеятельности
обучающихся
Работать со звуками и буквами
кабардинского
алфавита,
давать
качественную
характеристи
ку звукам кабардинского языка,
работать с алфавитом.
Ставить правильно ударение в
словах,
определять
особенности
ударения
в
кабардинском
языке,
определять
заимствованные
слова
по
особенностям
ударения в другихязыках.
Устанавливать
соотношен
ие звукового и буквенного
состава
в
словах
с
йотированными гласными е, ѐ,

елъытауэ
зэпкърыхын).

Состав
слова
(Псалъэр
зэрызэхэ
т
Iыхьэхэр
)

Корень

ю, я.
Проводить
разбор слова
алгоритму.

псалъэр

(Лъабжьэр

).
Однокоренные слова
(Псалъэзэлъабжьэгъухэр).
Падежн
ыеокончания (Падеж
кIэуххэр).
Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ,
-ей,
-рей,
-фIэ
(Псалъэ
къэзыгъэхъу суффиксхэр: гуэ,
-гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ).
Формообразующие
суффиксы:
-а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт, -

2

Определять
слова,
различать

фонетический
по данному

корень

и
находить
формообразующие префиксы и
суффиксы,
словообразовательные
префиксы и суффиксы.
Определять
падежные
окончания,
четыре
падежные
формы
кабардинского языка, вопросы
падежей
и
окончания:
Именительный падеж: хэт?
сыт? сытыр?
Эргативный
падеж: хэт?
сыт?
сытым?
Послеложный

щэрэт, -н, -т, -а
(Псалъэр
зэхъуэкIа

зэрыхъ
у
суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, т, къым, -хэ, -ну, -и, -ми, мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, а).
Словообразовательные
префиксы: къа-, на-, гъа-,
хуэ-,
щIэ, хэ-, те-, дэформообразующие
приставки:

и

личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-,
п-),
ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-,
е-,
я-, приставки времени: -о-,
ма, мэ-. (Псалъэр
къэзыгъэхъу
префиксхэр: къа-, на-,
гъа-,
хуэ-, щIэ, хэ-, те-, дэ-,
зэхъуэк1а

зэрыхъ
у
префиксхэр: щхьэ
пефиксхэр
сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды(д-,
т-), фы- (ф-, в-), и-, е-,
я-,
зэман
къэзыгъэлъагъ
уэ
префиксхэр: -о-, ма-, мэ-.
Основа слова
(Псалъэпкъ)
Тестовые задания по теме
«Состав слова».
Однородные
члены
предложени
я,

падеж: хэткIэ? сыткIэ?
сытымкIэ?
Обстоятельственный падеж:
хэту?
сыту? сытырауэ?
Распознавать
словообразовательные

префикс
ы:
къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-,
те-,
дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ,
-ей,
-рей, -фIэ, образовывать
новые
слова
префиксальны
м,
суффиксальным способами.
Распознавать
формообразующ
ие
префиксы: личные префиксы:
сы-,
(с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-),
фы(ф-, в-), и-, е-, я- и
временные
префиксы: о-, ма-, мэ-;
находить их
в словах и правильно
обозначать
при разборе
соответствующими
знаками.
Распознавать

формообразующ
ие
суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить
их в
словах и правильно обозначать
при
разборе
соответствующи
ми
знаками.

правописание, функция в
предложении, интонация
при
перечислении
однородных
членов предложения,
знакипрепинания
и союзы: икIи (и),атIэ (а),
ауэ (но). (Псалъэухамхэт
пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр,
абыхэм
я
тхык1эр,
къэпсэлъык1эк1э
къызэрыхагъэщыр,
нагъыщэ
ягъэувхэмрэ союзхэу: икIи
(и),атIэ (а), ауэ (но).

речи. Имя
Морфологи Части
существительное.

3

Определять однородные
члены
предложения, находить их в
предложении.
Распознавать предложения с
однородными
членами,
находить
их
в
тексте,
определять, каким членом
предложения
являются
однородные члены.
Соблюдать
интонаци
ю
перечисления
в
предложениях с однородными
членами,
составлять
предложения с однородными
членами без союзов и с
союзами:
икIи (и), атIэ (а),
ауэ
(но),
объяснять выбор нужного
союза в
предложении с
однородными
членами, находить в
простом
предложении однородные
члены
предложения и
однокоренные
слова.
Выполнять разбор слова по
составу
(вычленени
е
формообразующих
аффиксо
в,
окончания и основы, в
составе
основы
находить
корень,
приставку, суффикс).
Устанавливать
принадлежно
стьслова к определенной части
речи (в

я

Собственные и
нарицательные
имена существительные,
их
правописание.

(ЩыIэцI
э
унейхэмрэ зэдайхэмрэ
абыхэм
я тхыкIэмрэ).
Единственное и
множественное число имен
существительных.
Развити
е
речи. Изложение
(Сборник
диктантов и
изложений)
Особенности в
изменении
собственных имен по
числам
(ЩыIэцIэм и зыкъуэ куэд
бжыгъэхэр). Склонение
имен
существительных
(ЩыIэцIэ
р
падежкIэ зэхъуэкIа
зэрыхъур).
Категория определенности
и
неопределенности
склонени
я
имен существительных в
кабардинском языке.
Четыре
падежа:
именительны
й,
эргативный, послеложный
и
обстоятельственный
(ЩыIэцIэм
мыбелджылы
р.
Именительнэ,

и
белджылы
склоненэхэ

объеме изученного) по
комплексу
освоенных
грамматическ
их
признаков.
Выделять

собственные

нарицательные
а
существительные.
Различать названия
падежей,

и

имен

определенное и
неопределенное
(белджылы,
мыбелджыл
ы)
склонение
существительно
го,
склонение собственных имен
существительных.
Определять четыре падежа в
кабардинском

языке

:
именительный,

эргативны
й,
послеложный,
обстоятельственный.
Определять функции падежей
и
падежные окончания: -р, -м, мкIэ, кIэ, -рауэ, -уэ. Наблюдать за
употреблением

падежей

в

кабардинском языке в устной
и
письменной речи, в
категории
определенности
и
неопределенности,
о
подбирать падежные

правильн

э,
послеложнэ,

эргативн

окончания.
Определять

грамматическ
ие
признаки имен
существительных –
падеж,
число,
изменять
существительныепо числам, по

обстоятельственнэ
падежхэр).
Развитие речи. Работа с
деформированным

тексто
м
рассказ «Случай на
озере».
Правописание
падежны
х
окончаний -р, -м, -мкIэ, рауэ.
(Падеж кIэуххэу -р, -м, мкIэ, рауэ-хэм
я
тхыкIэр).
Словообразование
имен
существительных.
Морфологический
разбо
р
имен существительных.
Послелоги.
Правописан
ие
послелогов. Виды
послелогов
(временные,
пространственные,
причинные
и т.д.). Самостоятельные
и
служебные
части речи
(Послелогхэр,
тхыкIэр,

абыхэм

я

послело
г
лIэужьыгъуэхэр. Зи щхьэ
хущыт

псалъ
э
лъэпкъыгъуэхэмрэ зи щхьэ
хущымыт
э

псалъ

падежам.
Распознавать

имен
а
существительные, имеющие
форму
только
одного
числа
(единственного
или
множественного).

2

Распознавать
и,
определять

послелог

их
правописание,
подбирать подходящие
послелоги к
именам
существительным и
местоимениям.

Определять самостоятельные
и
служебные части речи.
Выявлять
характерн
ые
особенности
употреблен
ия
послелогов.
Различать

виды
послелогов
(временные, пространственные,
и

лъэпкъыгъуэхэмрэ).
Развитие
речи. Сочинениеминиатюра
(описание) «Времена года».

т.д.).

Имя
прилагательн
ое. Начальная форма имени
прилагательного.
Качественные
и
относительные
прилагательные
и
ихсклонение в
единственном и
множественном
числе(ПлъыфэцIэ
лIэужьыгъуэхэр,
абыхэм падежкIэ,
бжыгъэк1эзэхъуэк1а
зэрыхъур).
Правописание
определительных
словосочетаний, слитное
ираздельное
написание.
(Зэгъусэу къэкIуа
щыIэцIэмрэплъыфэцIэмрэ
я
тхыкIэр).
Правописание сложных
слов,образованных
путем
основосложения
прилагательного
с
существительными.
Развитиеречи. Речевой
этикет
«Благопожелания
и здравницы»
(Выступаем по радио).
Словообразование
имен
прилагательн
ых.
Морфологический
разбор
имен
прилагательн
ых.Творческая
работа.
Составление объявления на
кабардинском языке на
школьное мероприятие.

4

Находить
имена
прилагательные
среди других слов и в тексте.
Определять
грамматическ
ие
признаки
имен
прилагательных
–
качественные и относительные,
число, падеж.
Подбирать к данному имени
существительному
максимальное количество имен
прилагательных.
Образовывать
имен
а прилагательные при помощи
суффиксов.
Контролировать правильность
записи
в
тексте
имен
прилагательных с безударным
корнем.
Правильно писать
сочетания
существительное+прилагательн
ое. Подбирать
и
согласовать
определительные сочетания
именприлагательных
и
существительных,
определять
слитное
и
раздельное
написаниесловосочетаний:
сущ.+прил.
(махуэ+фIы
–
махуэфI
(хороший день). Соблюдать
правила
склонения
определительн
ых
словосочетаний
в
кабардинском языке и правила
согласования
имен
существительных
и
имен
прилагательных
в
единственном имножественном
числах.

Местоимения. Понятие о
местоимении, три вида
местоимений
(личные,
притяжательные
и
указательные)
(ЦIэпапщIэмкIэ
гурыIуэгъуэ
ц1эпапщ
1э лъэужыгъуищым (щхьэ
еигъэ, зыгъэлъагъуэ)
щыгъуаз
эщIын).
Личные
местоимения.
Личные местоимения 1-го
и 2-го и 3-го лица
единственного
и
множественного числа я
(сэ), ты (уэ), он (ар), (абы),
мы (дэ),
вы (фэ), они (ахэр),
(абыхэм).
(Щхьэ
цIэпапщIэхэр, япэ, ет1уанэ,
ещанэ щхьэм и закъуэ,
куэд
бжыгъэхэр
къызрыкIуэр).
Развитие
речи. Рассказ-рассуждение
«Наше

4

Оценивать
уместность
употребления местоимений
в
тексте, заменять
повторяющиеся втексте имена
существительные
соответствующими
местоимениями. Соблюдать
нормыупотребления
в
речевых
высказываниях местоимений и
ихформ.
Определять лицо, число
личныхместоимений.
Работать
с
таблицами
склонений
личных
местоимений; изменять личные
местоимения по падежам.
Использовать
в
речи
указательныеместоимения.
Исправлять текст, в котором
неправильно
употреблены
формы местоимений.
Определять
притяжательн
ые

здоровье в наших
руках».
Притяжательные
местоимения. Два
способа
выражения

принадлежност
и:
си, уи, и, ди, фи, я, зи –
не
употребляются
самостоятельно,
и
местоимения: сысей
(мой),
ууей (твой), ей (его),
дыдей,
(наш), фыфей (ваш), яй
(их) –
самостоятельные
(Еигъ
э
цIэпапщIэхэр, абыхэм я
къэкIуэкIитIыр).
Указательные
местоимения. Два
способа
выражения
указательн
ых
местоимений.
(Зыгъэлъагъ
уэ
цIэпапщIэхэр)
Глагол.
6
Обща
я
характеристика
глагол
а
(Глаголым
теухуау
э
гурыIуэгъуэ).
Повелительн
ая
форма
глагола
(Унафэ
щIыныгъэ глагол).
Инфинитив
(Инфинитив). Время
глагола
(Глаголым и
зэманхэр).
Категория лица
глагола
(Глаголым и

местоимения и два
способа
выражения принадлежности.
Определять
указательн
ые
местоимения и способы
выражения
указательных местоимений.

Различать глаголы среди
других
слов и в тексте.
Определять

изученны
е
грамматические признаки
глаголов
(число,

время,

роль

в

предложении).
Трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Образовывать от глаголов в
неопределенной форме
временные
формы глагола.

щхьэхэр).
Спряжение глагола
(Глаголым
и спряженэр).
Правописание
глагольных префиксов: дэ-,

префиксхэм

теухуау
э
гурыIуэныгъэ). Развитие
речи.
Сочинение-описание

«На
ш
лес». Правописание
приставок
зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами (Зэры-, щIэ,
мы-,
фIэ-префиксхэм я
тхыкIэр).
Правописание а и э в
основе
глагола (Псалъэпкъым амрэ,
э-мрэ
зэрыщатхыр
).
Словообразование глаголов
от
других
частей
речи.
р
глагола

Распознавать
у
повелительного

на-, хуэ-, къа-, щIэ(Глагол

Морфологический

Изменять глаголы по
лицам,
временам и числам.

разбо

(простая
форма).
Тестовые задания по теме
«Глагол».

я
глагола.

форм
наклонени

Распознавать

инфинити
в
(неопределенная форма
глагола) по
грамматическим признакам.
Различать неопределенную
форму
глагола среди других форм
глагола
и отличать ее от
омонимичных
имен существительных (щэн,
вэнсэн и т.п.).
Спрягать глаголы.
Образовывать
глаголы с помощью
глагольных
префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-,
щIэ-,
определять значение
глагольных
префиксов в образовании
новых
слов.
Определять правописаниеу в
повелительных глаголах
перед
префиксом -мы- [жомыIэ] жумыIэ,
ет - иумыт.
Соблюдать правила
правописание
приставок зэры-, щIэ, мы-,
фIэ- с
глаголами, правописание а и э
в

Имя числительное.
Общее
представление
о
числительных. Значение и
потребление
в
речи
количественных и
порядковых
числительных
(БжыгъэцIэмкIэ
гурыIуэгъуэ). Развитие
речи.
Рассказ по картинке «9
мая –
День
Победы.
Помним.
Гордимся».
Количественные
числительные,

их

правописание

(Зэраб
ж
бжыгъэцIэхэр, абыхэм я
тхыкIэр).

Порядковы
е
числительные, их
образование
с помощью приставки -еи
суффикса -анэ-, -анэрей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ
бжыгъэцIэхэр,
ахэр
къызэрыхъу щIыкIэр:
префикс
-е-, суффикс -анэ-, -анэрей).
Падеж
числительны

3

основе глагола (Какой звук
слышится, такой и пишется).
Различать
глаголы
по
грамматическим
признака
м,
выполнять
морфологическ
ий
разбор слова (простая форма).
Определять
значение
и
употребление
в
речи
количественных и
порядковых
числительных.
Определять вид
числительных
(качественное или порядковое).
Работать с таблицами
образования
числительных.
Определять падеж
числительных.
Оценивать

уместност
ь
употребления числительных в
тексте,
заменять
цифровое
написание
текста
на
соответствующие
числительные.
Редактировать текст, в
котором
неправильно употреблены
формы
числительных.
Соблюдать нормы
употребления в
речевых
высказывани
ях
числительных и их форм.
Аргументировать
необходимос
ть
владения
родным
языком.
Толерантно
относиться к

х.
Развитие речи.
Сочинениерассуждение «Я хочу
стать
…».

носителям

других языков и

культур,

проживающим

Кабардино-Балкарии.

в

Соблюдат
ь
нормы кабардинской речи, в
том
числе при интерактивном
общении,
откликаться на замечания и
вносить
соответствующ
ие
коррективы. Строить
устное
монологическое высказывание
на
определенную
тему
с
использованием разных типов
речи
(описание,
повествовани
е,
рассуждение). Соблюдать
нормы
ударения.
Составлят
ь
самостоятельные статьи в
детский
журнал, классную, стенную
газету.
Писать письма,
поздраавления
родителям, друзьям,
сочинения,
изложения.
Презентова
ть
«Государственные символы
России,
Кабардино-Балкарской
Респкблики.
Выполнять пошагово
проектные
задания.

Контрольн
оизмерител
ьные
диагности
ческие
мероприят
и я за 4
класс

Словарные
ы,
контрольные
ы,
изложения,

диктант
диктант

сочинени
я,
тестирования,
контрольное списывание.
Проектн
ое задание «Сокровище
моей
семьи»
с
использованием
электронных ресурсов.

8

Грамотно
и
каллиграфически
правильно списывать до 50
слов, и писать под диктовку
тексты объемом 50–55 слов,
(конец II полугодия) – 75-80
слов, словарный диктант – 1315
слов,
включающие
изученные
орфограммы
и
пунктограммы.
Писать изложение (55-60 слов)
и сочинение (20-25 слов) по
коллективно
или
самостоятельно составленному
плану
под
руководством
учителя.
Выработать
первоначальн
ые навыки
клавиатурного
письма при работе с тестовыми
заданиями в том числе онлайнтестами и заданиями
на
сайтах
дистанционного обучения.
Работать
над
проектом,
заниматься
элементарной
поисково
й,
исследовательской
деятельностью для решения
поставленных целей и задач.

Календарнэ-тематическэ план (Адыгэбзэ 4 класс)
Урок
бжыгъэр

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10

11

12
13

14
15
16
17
18

Урокыр щек1уэк1ыну
зэманыр
план
факт
Ипэ ит классхэм щаджам къытегъэзэжын
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ
1
05.09.23
Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ
1
12.09.23
Псалъэ
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр.
1
19.09.23
Лъабжьэр
1
26.09.23
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр
1
03.10.23
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу
суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу
префиксхэр
Псалъэухам и пкъыгъуэ
1
10.10.23
зэлъэпкъэгъухэр
Къызэрапщытэ диктант
1
17.10.23
Щы1эц1э
Щы1эц1э унейхэмрэ зэдайхэмрэ
1
24.10.23
Щы1эц1эм и бжыгъэхэр
1
07.11.23
14.11.23
Щы1эц1эр падежк1э зэхъуэк1а
зэрыхъур
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
Послелог
Послелогым и мыхьэнэр, абы и
1
21.11.23
къэк1уэк1эр
Плъыфэц1э
Плъыфэц1эм я мыхьэнэр
1
28.11.23
1
05.12.23
Плъыфэц1э л1эужьыгъуэхэр,
абыхэм падежк1э
зызэрахъуэжыр.
Зэгъусэу къэк1уа щы1эц1эмрэ
плъыфэц1эмрэ я тхык1эр
Сочиненэ
1
12.11.23
Ц1эпапщ1э
Ц1эпапщ1эмк1э гуры1уэгъуэ
1
19.12.23
Щхьэ ц1эпапщ1эхэр
1
26.12.23
Еигъэ ц1эпапщ1эхэр
Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эхэр
1
09.01.24
Къызэрапщытэ диктант
1
16.01.24
Глагол
Разделхэмрэ
темэхэмрэ

Сыхьэт
бжыгъэр

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Глаголымк1э гуры1уэгъуэ
Унафэ щ1ыныгъэ глагол
Инфинитив
Изложенэ
Глаголым и зэманхэр
Глаголым и щхьэхэр
Япэ щхьэ
Ет1уанэ щхьэ
Ещанэ щхьэ
Глаголым и спряженэр
Тетхык1ыныгъэ
Глагол префиксхэмк1э
гуры1уэгъуэ
Зыры-,щ1э-,мы-,ф1эпрефиксхэм я тхык1эр
Псалъэпкъым а-мрэ э-мрэ
зэрыщатхыр
Кьызэрапщытэ диктант
Бжыгъэц1э
Бжыгъэц1эмк1э гуры1уэгъуэ
Зэрабж бжыгъэц1эхэр
Зэрызэк1элъык1уэ
бжыгъэц1эхэр
Проектнэ лэжьыгъэ
Кьызэрапщытэ диктант

1

23.01.24

1
1
1
1

30.01.24
06.02.24
13.02.24
20.02.24

1

27.02.24

1
1
1

05.03.24
12.03.24
19.03.24

1

02.04.24

1

09.04.24

1

16.04.24

1

23.04.24

1

30.04.24

1
1

07.05.24
14.05.24

СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с.
Дополнительная литература, словари
2. Сборник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М.,
АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
3. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской
грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
4. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм
щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /
[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
5. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: около
30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.
науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
6. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.
Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
7.

Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II

части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
8. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture
dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
9. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000
слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.

Электронные ресурсы
Портал

«Российское

образование»

//

URL: www.edu.ru

(дата

обращения 21.06.2021).
Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
Единое

окно доступа

к образовательным ресурсам.

// URL:

http://window.edu.ru/resource/784/34784 (дата обращения: 14.07.2021).
Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения 21.06.2021).
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org/
(дата обращения 21.06.2021).
Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал для
детей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».