литература 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Ахаминова С.В. ________________________
Протокол №1 от «30» 08.2023 г.

Шибзухова И.Ю.

Кудалиева Ф.Р.
Приказ №35 от «30»08. 2023г.

Приказ №1 от «30»08. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2262299)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 8 класса

с.п.Плановское 2023

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
8) формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского
фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,

литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов
России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией
при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
Содержание планирования учебного курса
«Литература»
8 класс

(70 часов)
Введение.( 1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
Устное народное творчество.( 2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты
ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев
в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон
жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О
Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и
формы народных преданий.
Теория литературы.
Народная песня, частушка (развитие
представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.( 2 ч)
Из «Жития Александра Невского».
Защита русских земель от
нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности
воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных
событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои
– крестьянские и купеческие сыновья.
Сатира на судебные порядки.
Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что
он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие
представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные
представления).
Из литературы 18 века.( 3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены).
Сатирическая направленность комедии.
Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме.
Основные правила
классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.( 33 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и
баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора»
Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора
Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812

года.
Мораль басни.
Осмеяние пороков:
самонадеянности,
безответственности, зазнайства.
Теория литературы.
Басня.
Мораль.
Аллегория (развитие
представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о
писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич –
главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения
русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении
поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча» .Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка
природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики
мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История
Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая
Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского
восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и
историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора
к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный»
(А.С.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка».
Гринев – жизненный путь героя,
формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова –
нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа
Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм
Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные
представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина.
Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.
Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и
эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и
символических соответствий.
Функции эпиграфов.
Система образовперсонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив
карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской
концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение
к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри».
Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в

чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в
произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический
герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его
отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история
постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение современной писателю критики, общественности к комедии
«Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять
«все дурное в России» (Н.В.Гоголь).
Новизна финала, немой сцены,
своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров»
(В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и
юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря
Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой
мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого
чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию
общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе,
редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественнополитическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателягражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные
образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).
Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие
понятия).
Николай
Семенович
Лесков.
Краткий
рассказ
о
писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в
рассказе.
Теория
литературы.
Рассказ
(развитие
представлений).
Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал
взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности
двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст
как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в
основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь.
Антитеза (развитие
представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...»,
М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет.
«Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из
трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы.
Психологизм художественной литературы
(развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.( 18 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ».
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст
сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия».
Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве
поэта.«Пугачев».
Поэма на историческую тему.
Характер Пугачева.
Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в
фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и
историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал
писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного
произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания,
дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
«Всеобщая
история,
обработанная
«Сатириконом»
(отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы
создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для
самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта
и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории
в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной
войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина –
сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной
страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в
поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция
поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в
литературной критике.

Теория литературы.
Фольклор и литература (развитие понятия)
Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов.
Краткий рассказ о жизни
писателя.«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма
тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм
воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»;Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не
поют...»;А.Фатьянов.
«Соловьи»;Л.Ошанин.
«Дороги»
и
другие.
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер.
Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор
Петрович
Астафьев.
Краткий
рассказ
о
писателе.«Фотография, на которой меня нет».
Автобиографический
характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность
военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»;Д.Мережковский. «Родное», «Не надо
звуков»;Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»;Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими РодинеН.Оцуп.
«Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»;
Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и
индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.( 6 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.«Ромео и
Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта –
символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического
произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы,
мой стих не блещет новизной...».В строгой форме сонетов – живая мысль,
подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты
Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве»
(обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в
искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.
«Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера.
Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.«Путешествие
Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый
характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический
роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История,
изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные
сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Календарно-тематическое планирование по литературе

№

Тема урока.

п.п

Всего
часов

Вид, форма
контроля

1

Дата
прове
д.
07.09

1

08.09

Устный
опрос

1

14.09

Устный
опрос

1

15.09

Устный
опрос

1

21.09

Устный
опрос

1

22.09

Устный
опрос

1

28.09

Письменный
контроль

29.09

Письменный
контроль

к/р
1

2

3

4

5

6

7

8

Введение.(1 ч)Литература и история.
Интерес русских писателей к историческому
прошлому своего народа. Историзм
творчества классиков русской литературы.
Выявление уровня литературного развития
учащихся.
Устное народное творчество.( 2 ч)
Отражение жизни народа в народных песнях.
Лирические песни «В тёмном лесе», «Уж ты
ночка», «Вдоль по улице метелица».
Исторические песни «Пугачёв в темнице»,
«Пугачев казнён». Частушка как малый жанр.
Её тематика и поэтика. Особенности
художественной формы фольклорных
произведений
Предания как исторический жанр русской
народной прозы. «О Пугачёве», «О
покорении Сибири Ермаком». Особенности
содержания и художественной формы
народных преданий.
Из древнерусской литературы.(2
ч)Житийная литература как особый жанр
древнерусской литературы. «Житие
Александра Невского» ( фрагменты).Защита
русских земель от врагов и бранные подвиги
Александра Невского. Особенности
содержания и формы воинской повести и
жития.
«Шемякин суд» как сатирическое
произведение 17 века. Действительные и
вымышленные события, новые герои,
сатирический пафос произведения.
Особенности поэтики бытовой сатирической
повести.
Из литературы ХVII века.( 3
ч)Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о
писателе. Сатирическая направленность
комедии. Проблема воспитания истинного
гражданина. Понятие о классицизме.
Речевые характеристики главных героев как
средство создания комического.
Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль». Особенности анализа эпизода
драматического произведения. Основные
правила классицизма в драматическом
произведении.
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению
«Человек и история в фольклоре,
древнерусской литературе и в литературе 18
века»

1

1

Устный
опрос

9

10

11

12

13
14

15

16

17
18

19

20

Из литературы ХIХ века .( 33 ч)
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни
«Лягушки, просящие царя», «Обоз», их
историческая основа. Мораль басен.
Сатирическое изображение человеческих и
общественных пороков
И.А.Крылов – поэт и мудрец.
Многогранность личности баснописца.
Отражение в баснях таланта Крылова –
журналиста, музыканта, писателя, философа.
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы Рылеева.
Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской
историей. Тема расширения русских земель.
Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и
народное предание «О покорении Сибири
Ермаком»: сопоставительный анализ.
Понятие о думе. Характерные особенности
жанра. Народная песня о Ермаке на стихи
К.Ф. Рылеева.
А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение
к истории и исторической теме в литературе.
Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню
чудное мгновение…», «19 октября».Их
основные мотивы. Особенности поэтической
формы.
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в
творчестве Пушкина
А.С.Пушкин. «История Пугачёва» (
отрывки)..История пугачёвского восстания в
художественном произведении и
историческом труде писателя. Отношение к
Пугачеву народа, дворян и автора.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История
создания произведения. Герои и их
исторические прототипы.
Гринёв: жизненный путь героя.
Нравственная оценка его личности. Гринёв и
Швабрин. Гринёв и Савельич.
Семья капитана Миронова. Маша Миронова
– нравственный идеал Пушкина.
Пугачёв и народное восстание в романе и в
историческом труде Пушкина. Народное
восстание в авторской оценке.
Р/р.Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в
романе «Капитанская дочка». Историческая
правда и художественный вымысел.
Особенности композиции, фольклорные
мотивы. Понятие о романе и реалистическом
произведении. Подготовка к домашнему
сочинению.
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема
человека и судьбы. Система образов
персонажей в повести. Образ Петербурга.
Композиция повести: смысл названия,
эпиграфов, символических и фантастических

1

05.10

Устный
опрос

1

06.10

Устный
опрос

1

12.10

Устный
опрос

1

13.10

Устный
опрос

1

19.10

1

26.10

Устный
опрос
Тестирование

1

27.10

Устный
опрос

1

09.11

Устный
опрос

1

10.11

Тестирование

1

16.11

Устный
опрос

17.11

Письменный
контроль

23.11

Устный
опрос

1

1

1

21
22

23

24

25
26

27

28

29

30

31

32

33

34

образов, эпилога.
Контрольная работа по творчеству
А.С.Пушкина.
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
Воплощение исторической темы в
творчестве Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как
романтический герой. Воспитание в
монастыре. Романтически-условный
историзм поэмы.
Особенности композиции поэмы «Мцыри».
Роль описаний природы в поэме. Анализ
эпизода из поэмы. Развитие представлений о
жанре романтической поэмы.
Р/р.Обучение сочинению по поэме М.Ю.
Лермонтова «Мцыри»
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его
отношение к истории, исторической теме в
художественном творчестве. Исторические
произведения в художественном творчестве.
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная
комедия «со злостью и солью».История
создания комедии и её первой постановки.
«Ревизор» в оценке современников.
Разоблачение пороков чиновников в пьесе.
Приёмы сатирического изображения
чиновников. Развитие представлений о
комедии, сатире и юморе.
Хлестаков. Понятие о «миражной
интриге».Хлестаковщина как нравственное
явление.
Р/р. Особенности композиционной
структуры комедии. Специфика завязки,
развития действия, кульминации , истинной
и ложной развязки, финала, немой сцены.
Подготовка к домашнему сочинению.
Н.В.Гоголь. «Шинель» Образ «маленького
человека» в литературе. Потеря
Башмачкиным лица. Духовная сила героя и
его противостояние бездушию общества.
Мечта и реальность в повести «Шинель».
Образ Петербурга. Роль фантастики в
повествовании.
М.Е Салтыков – Щедрин. Слово о писателе,
редакторе. «История одного города».
Художественно- политическая сатира на
общественные порядки. Обличение строя,
основанного на бесправии народа. Образы
градоначальников. Средства создания
комического. Ирония, сатира, гипербола,
гротеск. Пародия. Эзопов язык.
Р/р. Обучение анализу эпизода из романа
«История одного города»
(отрывок)..Подготовка к домашнему
сочинению.

1

1

24.11

Контрольная
работа
Устный
опрос

1

30.11

1

01.12

Устный
опрос

1

1

07.12

Письменный
контроль

1

1

08.12

Письменный
контроль
Устный
опрос

1

14.12

1

15.12

Устный
опрос

1

21.12

Устный
опрос

22.12

Устный
опрос

28.12

Письменный
контроль

1

29.12

Устный
опрос

1

11.01

Устный
опрос

1

12.01

Письменный
контроль

18.01

Письменный
контроль

1

1

1

1

35

36

37

38

39
40

41

42

43

44
45

46

47

48

49

50

Контрольная работа по творчеству
М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа «Старый гений». Защита
обездоленных. Сатира на чиновничество.
Развитие понятия о рассказе.
Художественная деталь как средство
создания художественного образа.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социальнонравственные проблемы в рассказе «После
бала».Образ рассказчика. Главные герои.
Идея разделённости двух Россий. Мечта о
воссоединении дворянства и народа.
Мастерство Толстого в рассказе «После
бала». Особенности композиции. Антитеза,
портрет, пейзаж, внутренний монолог как
приемы изображения внутреннего состояния
героев. Психологизм рассказа.
Нравственные проблемы повести
Л.НТолстого «Отрочество»
Поэзия родной природы в творчестве
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О
любви» как история об упущенном счастье.
Психологизм рассказа.
Из литературы ХХ века.( 20 ч) И.А.Бунин.
Слово о писателе. Проблема рассказа
«Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика.
А.И.Куприн. Слово о писателе.
Нравственные проблемы рассказа «Куст
сирени».Представления о любви и счастье в
семье. Понятие о сюжете и фабуле.
Урок-диспут. Что значит быть счастливым?
Подготовка к домашнему сочинению.
А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема
в его творчестве. «Россия». Образ России и
её истории. Обучение выразительному
чтению.
С. А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» поэма на историческую тему. Образ
предводителя восстания. Понятие о
драматической поэме.
Урок-конференция. Образ Пугачева в
фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и
С. А. Есенина.
Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в
фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и
С. А. Есенина. Подготовка к сочинению
И.С.Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал
писателем» - воспоминание о пути к
творчеству.
Журнал «Сатирикон». Всеобщая история,

19.01

Письменный
контроль

1

25.01

Устный
опрос

1

26.01

Устный
опрос

1

01.02

Устный
опрос

1

02.02

1

08.02

Устный
опрос
Устный
опрос

1

09.02

Тестирование

1

15.02

Устный
опрос

1

16.02

Устный
опрос

22.02

Зачет

1

23.02

Устный
опрос

1

29.02

Устный
опрос

1

01.03

Устный
опрос

07.03

Письменный
контроль

14.03

Устный
опрос

15.03

Устный

1

1

1

1
1

1

1

1

51

52
53

54

55

56

57

58
59

60

61

62

обработанная «Сатириконом». Сатирическое
изображение исторических событий.
Ироническое повествование о прошлом и
современности. Тэффи «Жизнь и воротник»,
М.М.Зощенко «История болезни»
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание
реальности и фантастики в рассказе
«Пенсне»
Контрольная работа по творчеству
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина
Василий Тёркин – защитник родной страны.
Новаторский характер образа Василия
Тёркина. Правда о войне в поэме
Твардовского.
Композиция и язык поэмы «Василий
Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы.
Авторские отступления. Мастерство
Твардовского в поэме.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины
войны и мирной жизни в рассказе
«Возвращение» Нравственная проблематика
и гуманизм в рассказе.
Стихи и песни о Великой Отечественной
войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги
сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка
о пехоте», А .Фатьянов «Соловьи»,
Л.Ошанин «Дороги»
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы
рассказа «Фотография, на которой меня нет».
Отражение военного времени в рассказе.
Развитие понятия о герое-повествователе.
Классное сочинение «Великая
Отечественная война в литературе ХХ века»
Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты русского зарубежья об оставленной
ими Родине. Мотивы воспоминаний , грусти,
надежды.
Из зарубежной литературы.( 6 ч)
У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и
Джульетта». Поединок семейной вражды и
любви. «Вечные проблемы» в трагедии
Шекспира. Конфликт как основа сюжета
драматического произведения. Анализ
эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».
Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством
своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет
новизной…». Воспевание поэтом любви и
дружбы. Сонет как форма лирической
поэзии.
Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве»
(сцены).Сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Черты классицизма
в комедии Мольера. Мастерство писателя.
Общечеловеческий смысл комедии.

опрос

1

1

1

21.03

Устный
опрос

22.03

Контрольная
работа
Устный
опрос

1

04.04

1

05.04

Устный
опрос

1

11.04

Устный
опрос

1

12.04

Устный
опрос

1

18.04

Устный
опрос

19.04

Сочинение

1

25.04

Устный
опрос

1

26.04

Устный
опрос

1

02.05

Устный опрос

03.05

Устный опрос

1

1

63
64

65
66
67
68
69
70

Мастерство Мольера-писателя.
Общечеловеческий смысл комедии.
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия
Гулливера» как сатира на государственное
устройство общества.
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как
исторический роман.
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как
исторический роман.
Итоговый тест.
Литература и история в произведениях,
изученных в 8 классе. Что читаем летом.
Резервный урок
Резервный урок

1

10.05

Устный опрос

1

16.05

Устный опрос

1

17.05

Устный опрос

1

23.05

Устный опрос

24.05
24.05

Тестирование
Устный
опрос

1
1
1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».