каб.чт 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Литературное чтение на кабардино – черкесском языке»
для обучающихся 8 класса

Плановское 2023

1.Пояснительная записка.
1.1 Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе концентрически расширяет
содержание, уже усвоенное на уровне начального общего образования, систематизирует
представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания обучающихся об
историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской литературы. В процессе
текстуального изучения литературных произведений на уровне основного общего
образования продолжается развитие устной и письменной речи, познавательной активности,
логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика

учебного

предмета

«Родная

(кабардино-черкесская)

литература»

определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на
обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к
нравственно-эстетическим ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные
ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список
разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений, используются межпредметные связи с курсом русской
литературы.
1.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная линия «Литература как сфера творческой деятельности и как
учебный предмет» направлена на формирование навыков определения художественных и
научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество» направлена на изучение
основных жанров адыгского фольклора, определение его нравственного идеала.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской

литературы» посвящена изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и
определению его значения для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы в первые
десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала XX
века.
Содержательная

линия

«Кабардино-черкесская

литература

о

героях

труда»

направлена на изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер
деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и
военное время» предполагает изучение литературы адыгского народа, посвященной героям
Великой Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время,
нравственному совершенству и внутренней красоте человека, красоте и щедрости природы
родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире
человека» направлена на изучение современной кабардино-черкесской литературы,
отражающей внутренние переживания человека в условиях информационного общества..
1.3.

Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа,

развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретиколитературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардиночеркесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;

воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать
своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего
характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое чтение.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы - 102 часов: в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература
Содержание

учебного

предмета

«Родная

(кабардино-черкесская)

литература»

направлено на изучение выделенного спектра литературных произведений разных жанров и
родов в их историко-культурной специфике.
В содержательный раздел входит основное содержание учебного предмета,
объединенное в блоки с учетом специфики кабардино-черкесской литературы, которые
ориентируются на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и
охватывают формирование различных компетенций и универсальных учебных действий.
Содержательный раздел программы учебного предмета «Родная (кабардиночеркесская) литература» для 7–9 классов включает блоки:
 устное народное творчество;
 кабардино-черкесская литература по периодам;
 теория литературы (основные понятия, требующие освоения);
 рекомендованный список литературных произведений для внеклассного чтения и
заучивания наизусть.
 8 класс
 Введение
 Истоки и развитие кабардино-черкесской литературы. Литература как
словесное искусство и как учебный предмет. Человек как главный объект
изображения в художественной литературе. Связь фольклора и литературы.

Роль устного народного творчества в становлении письменной кабардиночеркесской литературы.
 Адыгский фольклор
 Песня-пшинатль «Сосрыкъуэ мафIэ къызэрихьар» («Как Сосруко добыл
огонь»). Идея песни, ее композиция, колорит языка. Сосруко – герой нартского
эпоса адыгов. Образы Сосруко, Еминеж и коня Сосруко – Тхожей.
 Эпос «Нарты». Нартский эпос – один из жанров устного народного творчества.
Композиционные и языковые особенности текстов нартского эпоса. Приемы
для создания образов нартов. Нартские пшинатли (песни).
 Сказание «Бэдынокъуэ нартхэм къахилъхьа хабзэфIыр» («Как Бадыноко ввел в
стране нартов новый обычай»). Образ отца Бадыноко как институт почитания
богов. Образ Бадыноко как институт почитания старших. Отмена жестокого
закона сбрасывания с горы стариков. Образ Бадыноко – образ нарта, который
борется за развитие лучших традиций нартов, совершенствование «нартских
законов». Победа в противопоставлении своего мнения мнению общины.
 Старинная песня «Хьэтхым и къуэ Мыхьэмэт и уэрэд» («Песня о Мухамате,
сыне Хатха»). Отражение жизни и мужества народа в народной песне. Сила
песни, передающей правду.
 Теория литературы. Художественные особенности песни. Использование
эпитетов, их различие в зависимости от героя, которого определяет.
 «Лабэдэсхэм я гъыбзэ» («Песня-плач жителей Лабы»). Песня-плач – жанр
адыгской поэзии. Проблематика песни-плача. Ее композиция, ритмика,
интонационные особенности. Основная тема – историческое прошлое адыгов,
народный герой. Горе народа как следствие войны и разрушений. Призыв к
сохранению мира, заложенный в песне-плаче. Архаизмы в песне как
свидетельства прошлой жизни адыгов.
 Кабардино-черкесская литература первой половины XX в.
 Шогенцуков Али Асхадович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Стихотворение «Нанэ» («Матери»). Первое поэтическое произведение А. А.
Шогенцукова о бесконечной любви к матери, к родной земле. Боль человека,
потерявшего родину. Тема глубокой веры и светлой надежды.
 Стихотворения поэта «Тырку хадэм…» («В турецком саду…»), «Жангызым и
нып фIыцIэжьыр» («Черное знамя Жангыза»), (возможна замена другими

стихотворениями). Художественные особенности стихотворений поэта, их
тематика.
 Теория литературы. Язык художественного произведения.
 Клишбиев Исмаил Батырбекович
 Стихотворение «Iуэдыщэ» («Золотой край»).
 Теория

литературы.

Символизм.

Символы

в

литературе.

Эпиграф.

Параллелизм. Антитеза.
 Кешоков Алим Пшемахович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Стихотворения

«Телъхьэ

уанэр

си

шым»

(«Оседлай

моего

коня»).

Мелодичность стихов поэта. Песни на стихи поэта.
 Стихотворение

«Уэздыгъей»

(«Сосна»)

(возможна

замена

другими

стихотворениями). Языковые средства художественной выразительности
(олицетворение, сравнение, эпитеты), их роль в стихотворении.
 Теория литературы. Лирика. Ее особенности в литературе. Ритм, рифма,
сатира, философия, ода, песни. Перекрестная, кольцевая, смежная рифма.
Сонет. Эпиграмма. Песня. Их сходство и различие.
 Рассказ «Мэжджыт» («Мечеть»). Рассказ на основе реальных событий. Тема
поиска лучшей жизни.
 Отрывок из романа «Нал къута» («Сломанная подкова») «Хъыбар дахэ
зыхуэфащэ» («Достойный лучших преданий»). Историческая правда и
художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.
Изображение кабардинской породы лошадей как символ свободы, ума и
красоты.
 Теория литературы. Литературный герой. Образ в литературе. Создание
характеров автором.
 Хакунов Исуф Гисович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Повесть-трилогия «Бзылъхугъэ шу щэху» («Тайная всадница»). Историческая
основа произведения. Образы Сатаней, Зарамука, Айшат.
 Близость языка произведения к фольклорной традиции адыгов.
 Теория литературы. Расширение представлений обучающихся о теме и идее
художественного произведения.
 Куашев Бетал Ибрагимович

 Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.
 Стихотворение «ФIымрэ Iеймрэ» («Добро и зло»). Добро и зло в понимании
поэта. Роль ритмики и интонации в стихотворении.
 Теория

литературы.

художественном

Стилистика

произведении.

в

литературе.

Разговорный

стиль,

Разные

стили

деловой

в

стиль,

художественный стиль, научный стиль. Язык стилистики.
 Драматические произведения
 Аксиров Залимхан Алиевич
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Пьеса

«Дахэнагъуэ» («Даханаго»)

–

одно из

лучших

драматических

произведений кабардино-черкесской литературы. Фольклорный сюжет о
поисках народного счастья. Образы главных героев: Джаримас, Даханаго,
Кязибан и др.
 Особенности языка пьесы. Художественные особенности композиции.
 Теория литературы. Драматическое произведение, виды драматических
произведений.
 Кабардино-черкесская литература второй половины XX века
 Налоев Ахмедхан Хамурзович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Лик времени в рассказе «Псыхьэ нанэ» («Бабушка-водонос»). Рассказ как
образец жанра новеллистической прозы в кабардино-черкесской литературе.
Психологизация образов главных героев. Национальные ценности и их
преломление во времени. Трагические последствия войны в рассказе. Приемы
и методы передачи психологизма в рассказе.
 Бицуев Анатолий Муратович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Поэма

«Телеграммэ»

(«Телеграмма»).

Общечеловеческие

ценности,

утверждение доброты, сострадания и любви к родителям в рассказе.
Особенности отношения писателя к матери. Пословицы и поговорки о
взаимоотношениях в семье.
 Теория литературы. Образ автора (лирического героя) в поэме.
 Кушхов Султан Хапагович
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.

 Рассказ «Анэ» («Мать»). Тема и основная мысль рассказа. Женские образы в
рассказе.

Художественно-изобразительные

и

экспрессионные

средства

описания портрета женщин. Нравственная коллизия в рассказе.
 Теория литературы. Художественный образ. Объективный и субъективный
подход автора при создании образов. Литературный герой – характер – образ,
соотношение этих понятий.
 Ацканов Руслан Хасбиевич
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Стихотворения «Къуршыбгъэ («Горный орел»), «ЩытхытхкIэ жыгым тхьэмпэу
иIэр» («Когда шелестят листья…»), «Адыгэбзэм и бзухэр мэушэ» («Щебечут
птицы языка родного»), «Си махуэу си хуарэ» («Мой день – мой белый конь»)
(возможна

замена

другими

произведениями).

Философский

смысл

стихотворения. Изображение взаимосвязи природы и человека. Связь времени
и жизни, прошлого и настоящего, начала и конца.
 Кохова Цуца Меджидовна
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Рассказ «Уэри жьы ухъунщ, Хъалид» («Ты тоже состаришься, Халид»).
Неуважительное обращение Халида к старшим как нарушение моральных
устоев адыгов. Нравственно-философская проблематика в рассказе.
 Пхешев Муаед Назирович
 Стихотворения «Таурыхъ» («Сказка»), «Дыгъэмрэ мазэмрэ» («Солнце и луна»).
Философский смысл в стихах автора. Мир сказок и реальный мир:
противопоставление и сравнение.
 Мисаков Петр Татушевич
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Отрывок из повести «Псыхъуэ гуащэ» («Королева долины»), «Болэт и псынэ»
(«Родник

Булата»),

«Фэризэт

и

гукъеуэр»

(«Боль

души

Фаризат»),

«ЗэшыпхъуитI» («Две сестры»), «Пшагъуэ» («Туман»), «Фэеплъ» («Память»)
(по выбору учителя).
 Теория литературы. Сельская проза, ее особенности.
 Балкарова Фоусат Гузеровна
 Стихотворения «УцIыхуфIмэ» («Добрый человек»), «ФIыщIэ пхузощI»
(«Благодарствую»), «Шэджэм псыкъелъэхэр» («Чегемские водопады»), «Ди
къуршхэм я куэщIым» («В объятиях наших скал») (по выбору учителя).

 Литература народов Кавказа
 Зумакулова Танзиля Мустафаевна
 Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.
 Стихотворение «Псалъэ жагъуэ» («Обидное слово») в переводе Тхагазитова
Зубера. Тема и основная мысль стихотворения. Национальный колорит
стихотворения, воспевание мудрости горцев. Средства художественной
выразительности, используемые в стихотворении. Воспитательный потенциал
произведения.
 Литература в переводе
 Мальбахов Эльберт Тимборович
 Роман

«Шынагъуэт

Iуащхьэмахуэ

кIуэ

гъуэгур» («Страшен

путь

на

Ошхамахо»), отрывок из романа в переводе Мазихова Бориса. Историкоприключенческий роман, рассказывающий о борьбе народов Северного
Кавказа против Крымского Ханства, пытавшегося в XVII-XVIII веках
поработить их. Благородство облика главных героев, яркие картины быта и
традиционных устоев народа в то время.
 Теория литературы. Повесть и роман. Основные признаки.
 Произведения кабардино-черкесской литературы для обзорного изучения
 Журтов Биберд Кумыкович
 Повесть «Шыдыгъу» («Конокрад»), отрывок из повести. Человеческие
отношения в повести. Способен ли раз отступившийся человек встать на
правильный путь и исправится. Как может закончить человек, который выбрал
путь стремления наживаться на чужом.
 Теория литературы. Жанр детектива в литературе.
 Гучева Марина
 Новелла «Джэду фIыцIэ» («Черная кошка»).
 Теория литературы. Мистика. Ее роль в художественном произведении.
 Литература адыгского зарубежья
 Кандур Мухадин Иззэт
 Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.
 Роман «Маждэ» («Мажда»), отрывок из романа о Кавказской войне
«Шэрджэсхэр. Балкан тхыдэ» («Черкесы. Балканская история»). Лицо войны в
романе. Образ черкешенки, способной на подвиг для спасения своего народа.

Образы черкесов и русских солдат в романе. Связь образа Мажды с героинями
устного народного творчества.

3. Планируемые результаты освоения программы по родной

(кабардино-

черкесской) литературе на уровне основного общего образования.
3.1. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

1)

гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение

прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием
примеров из родной (кабардино-черкесской) литературы;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в
гуманитарной деятельности;

2)

патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардиночеркесской литературы, а также литературы народов России, русской и зарубежной
литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,

спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
духовно-нравственного воспитания:

3)

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;

4)

эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

использованием

собственного

жизненного

и

читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6)

трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев
на страницах литературных произведений;
осознание

важности

обучения

на

протяжении

всей

жизни

для

успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардиночеркесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;

7)

экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения

задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;

8)

ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно
прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;

9)

обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды:
освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации,

быть

готовым

действовать
в отсутствии гарантий успеха.
3.2. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные

действия,

коммуникативные

универсальные

учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной
деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать

литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов,

проводить

выводы

с

использованием

дедуктивных

и

индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
3.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения,

опыта,

исследования;

владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3.2.3. У

обучающегосябудут сформированы

умения работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,

анализировать, систематизировать и

интерпретировать

литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации

и

иллюстрировать

решаемые

учебные

задачи

несложными

схемами,

диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать эту информацию.
3.2.4. У

обучающегосябудут сформированы

умения общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
3.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст
и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций,

установленных

результата цели и условиям;

ошибок,

возникших

трудностей,

оценивать

соответствие

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих
эмоций;
осознанно

относиться

к

другому

человеку,

его

мнению,

размышляя

над

взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё
вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать

и

использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардино-черкесской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

результат

по

критериям,

сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3.3.1. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать ключевые проблемы изученных произведений адыгского фольклора,
кабардинских и черкесских писателей;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в них
нравственные ценности;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений, определять в произведении элементы сюжета, композиции,
изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
определять художественно-тематические особенности народных песен и сказанийпшинатлей;
выявлять общность и различия в раскрытии писателями близких по сути тем в
произведениях, относящихся к одному жанру;
описывать картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, интерьер); воспринимать
многозначность слова в художественном тексте, выявлять авторское отношение к
изображаемому на основе определения функциональной роли сравнений, эпитетов и
метафор, использованных писателем в портретных зарисовках и в речи персонажей;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.

8 класс – 34 ч.
Тема, раздел
курса
Введение

Программное
содержание
Истоки и развитие
кабардино-черкесской
литературы. Связь
фольклора и
литературы. Роль
устного народного
творчества в

Кол-во
часов
1

Основные виды деятельности обучающихся
Определять общечеловеческую и духовнонравственную ценность литературы,
осознавать ее роль в воспитании любви к
Родине и укреплении единства
многонационального народа Российской
Федерации.
Определять специфику литературы как вида

становлении
письменной кабардиночеркесской литературы

Адыгский
фольклор

Нартский эпос.
(Нартские сказания и
песни)
Песня-пшинатль
«Сосрыкъуэ мафIэ
къызэрихьар» («Как
Сосруко добыл огонь»),
«Бэдынокъуэ нартхэм
къахилъхьа хабзэфIыр»
(Сказание «Как
Бадыноко ввел в стране
нартов новый
обычай»).
Теория литературы:
художественные
особенности песни,
использование
эпитетов, их различие в
зависимости от героя,
которого определяет

4

словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного,
делового, публицистического.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанной
статье, соотносить собственную позицию с
позицией автора и позициями участников
диалога, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Работать в парах и в группе.
Самостоятельно использовать энциклопедии,
словари и справочники, в том числе в
электронной форме, пользоваться
электронными библиотеками и другими
справочными материалами
Проводить смысловой и эстетический анализ
произведений фольклора.
Воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное.
Анализировать сказания из эпоса «Нарты»,
сопоставлять образы героев нартского эпоса.
Выделять нравственную тематику
фольклорных текстов.
Выразительно читать отрывки сказаний и
пшинатлей, составлять вопросы.
Выявлять в сказаниях разные видов
художественных образов (образ человека,
образ природы, образ животного, образ
предмета).
Выявлять характерные для сказаний
художественные приемы и фантастические
элементы и определять их роли в сказаниях.
Сопоставлять варианты сказок.
Характеризовать образы главных героев и
осуществлять нравственную оценку героев
сказаний.
Работать в парах и в группе. Презентовать и
защищать собственные иллюстрации к
сказаниям рецензировать иллюстрации своих
одноклассников.
Устно и письменно сопоставлять иллюстрации
разных художников.
Характеризовать определять и сопоставлять
вариативность и общее в народных сказаниях у
разных народов Кавказа и в древнегреческой
мифологии. Выявлять общее в
мифологических представлениях разных
народов о происхождении и устройстве
вселенной и человеческого общества.
Выделять нравственную тематику
фольклорных текстов.
Определять роль гиперболы и литоты в

Адыгские
старинные
песни

«Хьэтхым и къуэ
Мыхьэмэт и уэрэд»
(«Песня о Мухамате,
сыне Хатха»),
«Лабэдэсхэм я гъыбзэ»
(«Песня-плач жителей
Лабы»).
Теория литературы:
художественные
особенности песни

3

сказаниях.
Определять роль гиперболы как одного из
основных средств изображения героев
нартского эпоса.
Использовать при чтении и пересказе текста
основные средства интонационной
выразительности: пауза, тон, темп, интонация,
тембр, сила голоса (в том числе при чтении по
ролям).
Составлять развернутый устный ответ на
проблемный вопрос (составлять план ответа,
подбирать материалы и цитаты,
аргументировать свое мнение.
Воспринимать и выразительно читать сказания
и пересказывать от лица героя.
Прослушивать звукозаписи в актерском
исполнении (фонохрестоматия).
Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников, чтения актеров. Участвовать
в коллективной и индивидуальной проектной
или исследовательской деятельности и
публично представлять полученные
результаты.
Работать в парах и в группе. Работать со
словарем, использовать энциклопедии, словари
и справочники, в том числе в электронной
форме; самостоятельно пользоваться
электронными библиотеками и другими
справочными материалами, в том числе из
числа верифицированных электронных
ресурсов, включенных в федеральный
перечень.
Работать с каталогами библиотек,
библиографическими указателями, интернетресурсами
Анализировать исторические и героические
песни. Анализировать и понимать своеобразие,
выразительность поэтического языка народных
песен.
Определять разнообразие тем адыгских
народных песен.
Изучать историю народа, национальные
обычаи и традиции, мир души человека в
народных песнях.
Выразительно читать текст народных песен
пересказывать, передавая языковые и
интонационные особенности этого жанра.
Работать со словом, с историко-культурным
комментарием.
Отвечать на вопросы, составлять развернутый
план, определять идейно-тематическое

Развитие
речи

Сочинение

2

Кабардиночеркесская
литература
первой
половины XX
в.

А. А. Шогенцуков.
Стихотворения «Нанэ»
(«Матери»), «Тырку
хадэм…» («В турецком
саду…»), «Жангызым и
нып фIыцIэжьыр»

2

содержание народных песен.
Определять особенности народных песен в
контексте эпического жанра, выявлять
особенности композиции, художественные
детали, определять их роль в повествовании,
ритмико-мелодическое своеобразие адыгской
народной песни. Характеризовать героев
песен, оценивать их поступки.
Сопоставлять народные песни с другими
известными произведениями героического
эпоса. Определять художественнотематические особенности народных песен и
сказаний-пшинатлей. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному.
Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений.
Аргументированно высказывать свое
отношение к событиям и героям народных
песен. Писать сочинение на одну из тем.
Работать со словарем, использовать
энциклопедии, словари и справочники, в том
числе в электронной форме, самостоятельно
пользоваться электронными библиотеками и
другими справочными материалами, в том
числе из числа верифицированных
электронных ресурсов, включенных в
федеральный перечень. Работать с каталогами
библиотек, библиографическими указателями,
интернет-ресурсами
Письменно отвечать на проблемный вопрос,
писать сочинение на заданную тему или отзыв
на прочитанное произведение,
аргументировать свое мнение.
Писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения,
под руководством учителя учиться исправлять
и редактировать собственные письменные
тексты.
Собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления
плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации, эссе, литературно-творческой
работы на самостоятельно или под
руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место
писателей в литературе. Соотносить
творчество писателей с фактами общественной
жизни и культуры. Отвечать на вопросы по

(«Черное знамя
Жангыза»).
Теория литературы:
язык художественной
литературы
И. Б. Клишбиев.
Стихотворение
«Iуэдыщэ» («Золотой
край»).
Теория литературы:
язык и художественная
литература (символы,
параллелизмы,
антитеза, эпиграф и др.)

А. П. Кешоков.
Стихотворения
«Уэздыгъей»
(«Сосна»), «Телъхьэ
уанэр си шым»
(«Оседлай моего
коня»).
Рассказ «Мэжджыт»
(«Мечеть»).
Отрывок из романа
«Нал къута»
(«Сломанная подкова»)
«Хъыбар дахэ
зыхуэфащэ»
(«Достойный лучших
преданий»).
Теория литературы:
лирика, ее особенности
в литературе, ритм,
рифма, сатира,
философия, ода, песни,
перекрестная,
кольцевая, смежная
рифма, сонет,
эпиграмма, песня, их
сходство и различие,
литературный герой,
образ в литературе
И. Х. Хакунов.
Повесть-трилогия
«Бзылъхугъэ шу щэху»
(«Тайная всадница»).
Теория литературы:
тема и идея

1

5

2

прослушанному материалу (с использованием
цитат).
Пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ.
Отвечать на вопросы по прочитанному
произведению (с использованием цитат) и с
помощью учителя формулировать вопросы к
тексту.
Выразительно читать и анализировать
поэтический текст. Характеризовать
лирического героя. Определять общность темы
и ее художественное воплощение в
стихотворениях адыгской поэзии и в
произведениях поэтов народов России.
Выявлять художественные средства
выразительности
Подготовить репортаж из дома-музея Али
Шогенцукова для одноклассников.
Определять место писателей в литературе.
Соотносить творчество писателей с фактами
общественной жизни и культуры. Отвечать на
вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат).
Пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению (с
использованием цитат) и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту;
Выявлять общность темы. Характеризовать
художественно-изобразительные средства в
тексте. Словесно воспроизводить картины,
созданные писателем в стихотворениях и
рассказах.
Понимать теоретико-литературные понятия и
учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: язык
художественной литературы, символы,
параллелизмы, антитеза, эпиграф, лирика, ее
особенности в литературе, ритм, рифма,
сатира, философия, ода, песни, перекрестная,
кольцевая, смежная рифма, сонет, эпиграмма,
песня, их сходство и различие, литературный
герой, образ в литературе, тема и идея
художественного произведения, стили речи в
литературе (разговорный, деловой,
публицистический, художественный,
научный).
Находить нужную информации о литературе, о

художественного
произведения
Б. И. Куашев.
Стихотворение
«ФIымрэ Iеймрэ»
(«Добро и зло»).
Теория литературы:
стили речи в
литературе
(разговорный, деловой,
публицистический,
художественный,
научный)

1

конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернет).
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения,
выявлять черты национального характера
героев. Определять художественное
своеобразие произведения,специфику в
раскрытии темы детства. Характеризовать
образы детей, главных героев в рассказах.
Инициировать диалог. Анализировать язык
произведения, выявлять особенности языка
писателя. Создавать устные и письменные
высказывания в связи с изученным
произведением. Выделять в произведениях
элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты,
образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы,
жанры (с учетом возраста и литературного
развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка,
театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том
числе наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную
оценку прочитанному. Интерпретировать и
оценивать текстуально изученные
произведения с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа.
Собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для написания
проекта. Участвовать в диалоге по
прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под
руководством учителя и публично
представлять полученные результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том

Драматическ
ие
произведения

З. А. Аксиров.
Пьеса «Дахэнагъуэ»
(«Даханаго»).
Теория литературы:
драматическое
произведение, виды
драматических
произведений

3

Развитие
речи

Сочинение

2

числе в электронной форме
Знакомиться с творчеством драматурга.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Воспринимать и выразительно читать
драматическое произведение (в том числе по
ролям). Выражать личное читательское
отношение к прочитанному. Устно или
письменно отвечать на вопросы. Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять
лексические и историко-культурные
комментарии.
Анализировать произведение с учетом его
родо-жанровой принадлежности.
Выявлять характерные для произведений
кабардинской драматургии темы, образы и
приемы изображения человека, связь и
влияние фольклора на драматическое
произведение. Обсуждать связь пьесы с
устным народным творчеством. Участвовать в
беседе о роли писателя в становлении жанра
драмы в годы становления кабардиночеркесской литературы.
Определять конфликт драмы. Выявлять связь
литературного сюжета с конкретным
историческим процессом. Составлять
характеристики главных героев, в том числе
речевые. Определять роль фантастики в
создании пьесы и для восприятия мира.
Выявлять особенности сюжета драматического
произведения, динамику развития образов с
помощью ключевых цитат, осуществлять
сравнительную характеристику событий и
героев. Определять черты классицизма в
произведении с занесением информации в
таблицу.
Письменно отвечать на проблемный вопрос,
писать сочинение на литературную тему
Письменно отвечать на проблемный вопрос,
писать сочинение на заданную тему или отзыв
на прочитанное произведение,
аргументировать свое мнение.
Писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения,
под руководством учителя учиться исправлять
и редактировать собственные письменные
текст.
Собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления
плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации, эссе, литературно-творческой
работы на самостоятельно или под

Кабардиночеркесская
литература
второй
половины XX
века

А. Х. Налоев.
Рассказ «Псыхьэ нанэ»
(«Бабушка-водонос»)
А. М. Бицуев.
Поэма «Телеграммэ»
(«Телеграмма»).
Теория литературы:
образ лирического
героя
С. Х. Кушхов.
Рассказ «Анэ»
(«Мать»).
Теория литературы:
художественный образ,
объективный и
субъективный подход
автора при создании
образов, литературный
герой, характер, образ,
соотношение этих
понятий
Р. Х. Ацканов.
Стихотворения
Къуршыбгъэ («Горный
орел»), «ЩытхытхкIэ
жыгым тхьэмпэу иIэр»
(«Когда шелестят
листья…»),
«Адыгэбзэм и бзухэр
мэушэ» («Щебечут
птицы языка родного»),
«Си махуэу си хуарэ»
(«Мой день – мой
белый конь»)
Ц. М. Кохова.
Рассказ «Уэри жьы
ухъунщ, Хъалид» («Ты
тоже состаришься,
Халид»)
М. Н. Пхешев.
Стихотворения
«Таурыхъ» («Сказка»),
«Дыгъэмрэ мазэмрэ»
(Солнце и луна»)
П. Т. Мисаков.
Отрывок из повести
«Псыхъуэ гуащэ»
(«Королева долины»),
рассказы «Болэт и

2

1

2

2

2

1

2

руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место
писателей в литературе. Соотносить
творчество писателей с фактами общественной
жизни и культуры. Отвечать на вопросы по
прослушанному материалу (с использованием
цитат).
Пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению (с
использованием цитат) и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту.
Выявлять общность темы. Характеризовать
художественно-изобразительные средства в
тексте. Словесно воспроизводить картины,
созданные писателем в стихотворениях и
рассказах. Понимать теоретико-литературные
понятия и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений,
оформления собственных оценок и
наблюдений: образ лирического героя,
художественный образ, объективный и
субъективный подход автора при создании
образов, литературный герой, характер, образ,
соотношение этих понятий, сельская проза.
Находить нужную информацию о литературе,
о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения,
выявлять черты национального характера
героев.
Определять художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы
детства.
Характеризовать образы детей, главных героев
в рассказах. Инициировать диалог.
Анализировать язык произведения, выявлять
особенности языка писателя. Создавать устные
и письменные высказывания в связи с
изученным произведением. Выделять в
произведениях элементы художественной

псынэ» («Родник
Булата»), «Фэризэт и
гукъеуэр» («Боль души
Фаризат»),
«ЗэшыпхъуитI» («Две
сестры»), «Пшагъуэ»
(«Туман»), «Фэеплъ»
(«Память») (на выбор)

Литература
народов
Кавказа
Литература в
переводе

Произведени
я кабардиночеркесской
литературы
для
обзорного
изучения

Теория литературы:
cельская проза
Ф. Г. Балкарова.
Стихотворения
«УцIыхуфIмэ»
(«Добрый человек»),
«ФIыщIэ пхузощI»
(«Благодарствую»),
«Шэджэм
псыкъелъэхэр»
(«Чегемские
водопады»), «Ди
къуршхэм я куэщIым»
(«В объятиях наших
скал») (по выбору
учителя).
Т. М. Зумакулова.
Стихотворение «Псалъэ
жагъуэ» («Обидное
слово» в переводе
Зубера Тхагазитова)
Е. Т.Мальбахов.
«Шынагъуэт
Iуащхьэмахуэ кIуэ
гъуэгур» («Страшен
путь на Ошхамахо»),
отрывок из романа в
переводе Бориса
Мазихова.
Теория литературы:
повесть, роман
Б. К. Журтов
Повесть «Шыдыгъу»
(«Конокрад») (отрывок
из повести).
Теория литературы:
детектив
М. Б. Гучева.
«Джэду фIыцIэ»
(«Черная кошка»)
новелла.
Теория литературы:

1

1

2

2

1

формы и обнаруживать связи между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты,
образы персонажей, сюжеты разных
литературных произведений, темы, проблемы,
жанры (с учетом возраста и литературного
развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка,
театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том
числе наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную
оценку прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально
изученные произведения с использованием
методов смыслового чтения и эстетического
анализа.
Собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для написания
проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения
и аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под
руководством учителя и публично
представлять полученные результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том
числе в электронной форме

Литература
адыгского
зарубежья

Развити
е речи

Повторе
ние
изученн
ого
материа
ла

мистика
М. И. Кандур. Роман
«Маждэ» («Мажда»),
отрывок из романа о
Кавказской войне
«Шэрджэсхэр. Балкан
тхыдэ» («Черкесы.
Балканская история»)
Сочинение

2

2

Письменно отвечать на проблемный вопрос,
писать сочинение на заданную тему или отзыв
на прочитанное произведение,
аргументировать свое мнение.
Писать сочинение-рассуждение по заданной
теме с опорой на прочитанные произведения,
под руководством учителя учиться исправлять
и редактировать собственные письменные
текст.
Собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления
плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта,
аннотации, эссе, литературно-творческой
работы на самостоятельно или под
руководством учителя выбранную
литературную или публицистическую тему
Рассказать об изученных и самостоятельно
прочитанных произведениях. Выразительно
прочитать понравившиеся произведения или
отрывки из них.
Повторить теоретические понятия.
Выполнить годовую контрольную работу в
форме тестирования

2
Беседа о наиболее
значимых
произведениях через
призмучеловека и
эпохи.
Годовая контрольная
работа /
тестирование
8 – нэ классым и календарно – тематическэ план
(Сыхь. 34)
Зэман

№

Яджыну темэхэр

щаджы
нур

п/п

ща
джар

Сыхь.
бж.

Адыгэ IуэрыIуатэ - с.6

1

Литературэмрэ тхыдэмрэ. Адыгэ IуэрыIуатэ.

2

«Сосрыкъуэ нарт хасэм япэу зэрыкIуар» - пшыналъэм

1

Сосрыкъуэ хасэм зэрыхагъэхьа щIыкIэр къызэрыхэщыжыр.
3

1

«Сосрыкъуэ мафIэ къызэрихьар» - пшыналъэр, абы и
къежьапIэр. Пыч. гукIэ.
1

4

Бэдынокъуэ зэрихьа лIыгъэр «Бэдынокъуэ и адэр укIыпIэм
къызэришыжар» хъыбарым къызэрыхэщыжыр.
1

5

НэхъыжьыфI зиIэмрэ ар зылъытэмрэ фIы нэхъ къехъулIэну
зэрыщытыр «Бэдынокъуэ нартхэм къахилъхьа хабзэфIыр»
хъыбарым къызэрыхэщыжыр.

6

КлассщIыб еджэныгъэ. «И адэм илъ ещIэж», «Адэм и
лъыуасэ» Батрэз теухуа хъыбар. Тест лэжьыгъэ нарт
эпосымкIэ.

7

Адыгэ уэрэдыжьхэр. «Хьэтхым и къуэ Мыхьэмэт и уэрэды»,
«Лабэдэсхэм я гъыбзэ» уэрэдыжьхэр.

1
1

1
Адыгэ литературэ - с. 21

8

9

ЩоджэнцIыкIу Алий теухуа обзор. Хэкумрэ анэмрэ хуиIэ
фIылъагъуныгъэ иныр «Нанэ» усэм къызэрыщиIуэтар. Усэр
гукIэ.
Литературэм и теорие. Бзэмрэ художественнэ
литературэмрэ.

1

1

ЩоджэнцIыкIу Алий теухуа проект.
10

11

Къылышбий Исмэхьил теухуа обзор. Лъэпкъым и тхыдэ
гъуэгуанэр «Iуэдыщэ» усэм лъабжьэ зэрыхуэхъуар.
Литературэм и теорие. Антитезэ. Эпиграф. Символхэр
(нагъыщэхэр).

1

КIыщокъуэм теухуа псалъэ. Хамэ къэрал щыпсэу адыгэхэм я
гъащIэр «Мэжджыт» рассказым къызэрыщыгъэлъэгъуар.
1

12

13

ЩытыкIэ гугъум къихута цIыху къызэрыгуэкIым
къылъыкъуэкI хахуагъэхэр, адыгэшым и образыр «Хъыбар
дахэ зыхуэфащэ» пычыгъуэм къызэрыхэщыр.

1

Хьэкъун Исуф теухуа псалъэ. «Бзылъхугъэ шу щэху»
повесть - трилогием и гупсысэ нэхъыщхьэр.
1

14

«Бзылъхугъэ шу щэху» повестьыр зэрытха бзэр, ар адыгэ
тхыдэм зэрепха сюжет къуэпсыр. «Бзылъхугъэ шу щэху».
1

15

Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.

16

Б.З. Сочиненэ: «Данэм сыхэсми, сыхэхэсщ…»

1

1
17

КIуащ БетIал и творчествэр. Хэкум зегъэужьыным,
цIыхухэм я псэукIэр егъэфIэкIуэным зи гуащIэ хэзылъхьэр
усакIуэм зэригъэлъапIэр «Шэрэдж» усэм
къызэрыщигъэлъэгъуар. «ФIымрэ Iеймрэ»

1

усэр гукIэ. Паузэ. Ритм. Рифмэ.
18

Дыгъужь Къурмэн теухуа псалъэ. БлэкIа лIэщIыгъуэм и 70
гъэхэм къалэдэсхэмрэ къуажэдэсхэмрэ яку дэлъу щыта
зэпыщIэныгъэхэр «Бжьыхьэ псыдзэ» повестым
къызэрыхэщыр.

19

«Бжьыхьэ псыдзэ» повестым къыхэщ образхэр.

20

Акъсырэ Залымхъан теухуа обзор. «Дахэнагъуэ» пьесэр
лъэпкъ драматургием и нэхъыфIхэм щыщ зыуэ зэрыщытыр.

1
1

1
21

«Дахэнагъуэ» пьесэм къыхэщ образхэр. Драмэ
лIэужьыгъуэхэр.

22

Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Насып щIэкъуныр
арщ насыпыр» «Дахэнагъуэ» пьесэмкIэ.

1

1
23

Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

1

24

Нэхущ Мухьэмэд теухуа псалъэ. Адыгэ быныр щIыналъэ
куэдым икъухьа щIэхъуам и щхьэусыгъуэр, лъэпкъым и
гукъеуэ нэхъ ин дыдэр Нэхущым и «Лъэпкъым», «Маржэ,
адыгэхэ!» усэхэмкIэ къызэриIуэтэжар.

1

25

26

27

Хэку щхьэхуитыныгъэм папщIэ зи псэ зыта зауэлI
къэмылэнджэжхэм я фэеплъыр Къэжэр Пётр и «Мыужьых
мафIэ» поэмэм къызэрыхэщыр. Балладэ.
Гъубжокъуэ Лиуан теухуа обзор. «Автобус къэувыIэпIэм
деж», «Жылэ», «Адыгэ шы фIэдзапIэ» усэхэм япкърылъ
гъэсэныгъэ -ущииныгъэ мыхьэнэр. Зы усэ гукIэ.Усэ
лIэужьыгъуэхэр. УсэхэмкIэ проект лэжьыгъэ.

1

1

КлассщIыб еджэныгъэ. Абазэ Л. «Анэхэм зэикI пцIы
яупсыркъым».
1

28

Бицу Анэтолэ и творчествэм теухуа обзор. «Телеграммэ»
поэмэр зытеухуамрэ абы щIэлъ гупсысэ нэхъыщхьэмрэ.

1

29

Къущхьэ СультIан теухуа обзор кIэщI. «Анэм быным
хуиIэн хуей щытыкIэр рассказым къызэрыщыгъэлъэгъуар.
1

30

Адэ – анэмрэ бынымрэ я зэхущытыкIэр къызыхэщыж
тхыгъэхэмкIэ тестхэр.

31

Ацкъан Руслан и творчествэм теухуа обзор. «БгъэIэпхъуэу
фIэфIкъым жыгым», «ФIэщщIыгъуафIэу узиIэщ си лъахэ»,
«Къуршыбгъэ» усэхэр. Зы усэ гукIэ.
1

32

Пхъэш Муаед теухуа обзор. «Мэкъуауэ лIыжьхэр»,
«Дыгъэмрэ мазэмрэ», «Таурыхъ» усэхэм философие лъабжьэ
зэраIэр
1

33

Зумакуловэ Танзиля теухуа обзор. «Псалъэ жагъуэ» усэм
цIыхухэм я хьэл-щэныр къызэрыщыгъэлъэгъуар.
1
ХамэщI щыпсэу адыгэхэм я тхыгъэхэр - 1 с.

34

Къандур Мухьэдин теухуа обзор. Балкан щIыналъэр
пIалъэкIэ щхьэегъэзыпIэ зыхуэхъуа адыгэ мухьэжырхэр
зыхэта гузэвэгъуэмрэ хьэзабымрэ «Маждэ» пычыгъуэм
къызэрыщыхэщыжыр. Маждэ и образыр.
1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1.

Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 7 кл. общеобразоват.

учреждений / сост. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2021. – 320 с.
2.

Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразоват.

учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2021. – 383 с.
3.

Кабардино-черкесская литература: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений

/ сост. А. Х. Хакуашев, Н. Б. Бозиева. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство
«Эльбрус», 2021. – 224 с.
4.

Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 9 кл. общеобразоват.

учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2021. – 495 с.
5.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. Япэ тхылъ (История кабардино-черкесской

литературы на кабардинском языке. I том. Институт гуманитарных исследований
Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Отв. ред. Тимижев
Х. Т., Гутов А. М.) – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции
1905 г.», 2010. – 492 с.
6.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. ЕтIуанэ тхылъ (История кабардино-черкесской

литературы на кабардинском языке. Том II. Институт гуманитарных исследований
Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Отв. ред. Тимижев
Х. Т.,Гутов А. М.) – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции
1905 г.», 2013. – 480 c.
7.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. Ещанэ тхылъ (История кабардино-черкесской

литературы на кабардинском языке. Том III. Институт гуманитарных исследований
Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН. Отв. ред. Тимижев
Х. Т., Гутов А. М.) – Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции
1905 г.», 2017. – 508 с.
8.

Абазэ А. Ч. Къэбэрдей тхакIуэхэр. Я гъащIэмрэ я лэжьыгъэмрэ. – Налшык:

Эльбрус, 1999. – 488 н.
9.

Абазэ А. Ч., Тэнащ Т. М. Къэбэрдей драматургиер 1920-1930 гъэхэм. Налшык:

Эльбрус, 2003. – 248 с.
10. Абазов А. Ч. Методическое указание по изучению пьесы Б. Утижева. – Нальчик.
ФГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный институт искусств» 2003. – 93 с.
11. АбытIэ В. Къ. Адыгэ тхакIуэхэр: я къекIуэкIыкIар, я тхыгъэхэр, траухуахэр. –
Черкесск: Къэрэшей-Шэрджэс къэрал тхылъ тедзапIэ, 2008. – 268 н.
12. Баков Х. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в
адыгской поэзии. – Майкоп: «Меоты», 1994. – 254 с.
13. Баков Х. И. Национально-эстетические аспекты изучения адыгской словесности
(Избранны статьи). – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. – 224 с.
14. БакIуу Хъ. И. Адыгэ литературэ: гушыIэмрэ ауанымрэ. – Налшык: КБИГИ, 2013.
– 183 н.
15. Бакъ З. Хь., ТIымыжь Хь. Т. ХамэщI щыпсэу адыгэхэм къахэкIа тхакIуэхэр. –
Налшык: «Полиграфсервис и Т», 2000. – 146 н.
16. Бещтокъуэ Хь. Къ. Анэдэлъхубзэм и псынащхьэ. – Налшык: Эльбрус, 2009. – 231

н.
17. Бекизова Л. А. От богатырского эпоса к роману. – Черкесск: КарачаевоЧеркесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974. – 288 с.
18. Бекизова Л. А. Ответственность слова: литературно-критические статьи. –
Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1981. – 282 с.
19. Бекизова Л. А. Литература в потоке времени. – Черкесск: Карачаево-Черкесское
книжное издательство, 2008. – 412 с.
20. Гутов А. М. Народный эпос: Традиция и современность. – Нальчик: Издательский
отдел КБИГИ, 2009. – 228 с.
21. Гъут I. М. Псалъэм и зэфIэкIыр. (Гутов Адам «Сила слова») – Налшык: Эльбрус,
2014. – 192 н.
22. История адыгейской литературы: в 3-х т. / Адыгейский республиканский институт
гуманитарных исследований. Редкол.: К. Г. Шаззо (гл. ред.) [и др. Майкоп: Адыг. респ. кн.
изд-во Меоты, 2002. Т. II. – 550 с.
23. Кабардино-черкесский язык: в 2 т. / [М. Л. Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов;
Ин-т гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ.
полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006.
24. Казиева, А. М. Антология литературы народов Северного Кавказа. В 5 т. Том I
"Поэзия". Часть первая. / А. М. Казиева – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – 1120 c.
25. Кашежева Л. Н. Совершеннолетие пepa: Очерки о творчестве писателей
Кабардино-Балкарии. – Нальчик: КБКИ, 1968. – 116 с.
26. Кауфов Х. Х. В зеркале социальной жизни: Статьи. Очерки. Литературные
портреты. Эссе. – Нальчик: Эльбрус, 1980. – 253 с.
27. Словари
28. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус,2008. – 704 с.
29. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х.Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
30. Бижоев Б. Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. –
848 с.
31. Гяургиев, Х. З. Кабардинский язык: Учеб. кабард. яз. для сред. спец. учеб.
заведений, шк. и кл. с углубл. изучением родного яз. / Х. З Гяургиев., Х. Э. Дзасежев –
Нальчик: Эльбрус, 1995-. - 22 см.Ч. 2. 238,[1] с.; Ч. 2. - Нальчик: Эльбрус, 1995. – 238 с.

32. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для
шк.). – Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
33. Емузов А. Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
34. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:
Эльбрус, 1999. – 283 c.
35. Карданов Б. М. Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост.
Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат. очерка
кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров
Кабард. АССР. – М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
36. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Инт гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд.
– М.: Дигора, 1999. – 852 с.
37. Сукунов

Х. Х.

Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий

словарь

в

иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
38. Урусов Х. Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесскогоязыка: 90000 слов
/ Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Информационные ресурсы
39. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://гнбкбр.рф/ (дата
обращения: 30.06.2022).
40. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/
(дата обращения: 30.06.2022).
41. Приложение «Гухэлъ» для поддержки черкесского языка и культуры: // URL:
https://aheku.net/news/society/prilozhenie-guxel-sozdano-dlya-podderzhki-cherkesskogo-yazyika-ikulturyi (дата обращения: 30.06.2022).
42. Портал «Средства массовой информации КБР» // URL: http://www.smikbr.ru/ (дата
обращения: 30.06.2022).
43. Сайт «Сказки, притчи и мифы народов мира» «Адыгские притчи» //URL:
https://www.thetales.ru/ (дата обращения 28.07.2022 г.)
44. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android)
// URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения: 30.06.2022).
45. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:

30.06.2022).
46. Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/
кабардино-черкесский (дата обращения: 08.05.2022).
47. Словарь

«Лъэпкъым

и

гъуазэ»

//

URL:

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения: 30.06.2022).
48. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения: 30.06.2022).
49. Электронная

библиотека

КБГУ

//

http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 30.06.2022

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».