Лит. чт. 6 кл 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Литературное чтение на кабардино – черкесском языке»
для обучающихся 6 класса

Плановское 2023

Пояснительная записка.

Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Программа

по

родной

(кабардино-черкесской)

литературе

концентрически

расширяет содержание, уже усвоенное на уровне начального общего образования,
систематизирует представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания
обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской
литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений на уровне
основного общего образования продолжается развитие устной и письменной речи,
познавательной активности, логического мышления, умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя
на обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к
нравственно-эстетическим ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные
ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список
разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения

конкретных литературных произведений, используются межпредметные связи с курсом
русской литературы.
В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная линия «Литература как сфера творческой деятельности и как
учебный предмет» направлена на формирование навыков определения художественных и
научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для
анализа художественного произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество» направлена на изучение
основных жанров адыгского фольклора, определение его нравственного идеала.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской
литературы» посвящена изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и

определению его значения для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы в первые
десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала
XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда»
направлена на изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных
сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и
военное время» предполагает изучение литературы адыгского народа, посвященной
героям Великой Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время,
нравственному совершенству и внутренней красоте человека, красоте и щедрости
природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире
человека» направлена на изучение современной кабардино-черкесской литературы,
отражающей внутренние переживания человека в условиях информационного общества..
Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа,
развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретиколитературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардиночеркесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;
воспитание

культуры

выражения

собственной

позиции,

способности

аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях

разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое чтение.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардиночеркесской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе
- 34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения в 6 классе.
Введение.

Литература

и

читатель.

Художественные

и

нехудожественные

произведения. Художественная литература в жизни человека, ее место и значение.
Роль

литературы

в

воспитании

и

развитии

подрастающего

поколения.

Национальная литература и его особенности.
Адыгский фольклор.
Сказания о нартах. «Лъэпщ 1эдэ зэрищ1ар» («Как Тлепш смастерил щипцы»), «Нартхэ
я гъубжэ» («Серп нартов»), «Батэрэз иныжьыр иук1ыу Уэзырмэс къызэрихьыжар» («Как
Батараз сразил Иныжа и вернул нартам Озермеса»). Нартские сказания о Батаразе.
Отношение к нему других героев эпоса. Отзвуки древних обычаев в сказаниях о Батаразе.
Исторические предания.
Устное творчество, основанное на исторических событиях: «Андемыркъан теухуа
псалъэ» («Слово о герое Андемиркане»), «Андемыркъан и къэхъук1амрэ и япэ
ежьэгъуэмрэ и хъыбар» («Предание о происхождении Андемиркана и его первом
наездничестве»). Образ Андемиркана как национального героя, защитника порабощенных
и униженных. Борец с несправедливостью и социальным неравенством.
Сказание «Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ» («Сказания о мудреце Джабаги
Казаноко»). Значение сказаний о Джабаги в утверждении веры в доброту и
справедливость. Его место в устном народном творчестве народов Северного
Кавказа.
Сказание «Хэт мысэр» («Кто виновен?»). Тема сказания и его главные герои.

Актуальность сказания для нашего времени.
Кабардино-черкесская литература начала XX века.
А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Хьэжыгъэ пут закъуэ» («Пуд муки»). Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в рассказе.
Сочувствие к крестьянским детям. Тяга Хасета к получению образования. Образ Хасета и
Мурата в рассказе. Роль образов двух мальчиков в выражении основной мысли автора.
Поэма «ИДымахуэ жэщ» («Зимняя ночь») (отрывок). Основная тема поэмы.
Главные герои поэмы. Трагедия матери, потерявшей ребенка. Произведение о борьбе
простого народа за счастливое будущее.
К.Б. Дугужев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Мырсыт»
(кличка собаки). Взаимоотношения людей и природные явления в рассказе. Идея
бережного отношения к животным. Роль и место домашних животных в жизни людей.
Произведения о Великой Отечественной войне.
Х.М. Братов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Замир»
(«Замир»). Солдатские будни, пробуждающие чувство скорбной памяти павших на полях
сражений. Чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Роль образа героя, его имени в выражении основной темы рассказа.
М.М. Шибзухов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«НатЬху» («Белолобый»). Произведение о жизни простых людей в немецкой оккупации.
Боевой конь как символ свободы и героизма народа.
Б.К. Журтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дадэ деж
лъагъунлъагъу» («Посещение дедушки»). Жизнь жителей аула в тяжелое время оккупации
во время Великой Отечественной войны. Образ мальчика, способного на героический
поступок. Роль образа героя, его имени в выражении основной мысли рассказа.
А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Зэкъуэшит!» («Два брата»). Душевная чистота главных героев. Нравственные проблемы
рассказа: дружба, честность, доброта, понятие долга. Национальное преломление
общечеловеческих ценностей в рассказе.
Литература послевоенного времени.
А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение

«Гъуэгу къежьапЬ» («Начало пути»). Любовь к родному языку. Тема неразрывности языка
и жизни народа: в нем его природа, его душа и быт.
Язык и стиль стихотворения «Поэзие» («Поэзия») (или «Пасэрей хабзэ» «Древний
обычай»).
Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«Зауэл1ым и псылъэ» («Солдатская фляжка»). Тяжелое время войны в произведении.
Солдатская фляжка погибшего на Курпских высотах как символ героизма и
самоотверженности советских солдат. Лирический герой. Обращение лирического героя к
погибшим друзьям. Язык и стиль стихотворения.
Б.К. Утижев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Насыпыр
щагуэшыр пщэдджыжьырщ» («Счастье раздают на рассвете»). Жизнь и быт народа в
период послевоенного восстановления. Взаимоотношения детей и родителей. Семейные
ценности в рассказе. Особенности композиции и языка рассказа.
А.К. Сонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Народнопоэтический колорит стихотворения «Шагъдий» («Шагди»). Тема красоты, гармонии
человека с миром. Гармоничность и музыкальность поэтической речи поэта.
Стихотворение «Налшык паркым» («В парке Нальчика»).
Окружающий мир.
М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Парий» (кличка собаки). Отношение человека к домашним питомцам. Чувство
ответственности и привязанности формирует характер человека. Преданность братьев
наших меньших нельзя предавать. Художественные средства, которые использует автор,
чтобы выразить характер образов и героев рассказа.
Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Лъэбыцэ» («Тлябица»). Взаимосвязь человека и окружающей среды. Тема охраны
природы.
С.Х. Хахов. Рассказы «Мэзым» («В лесу»), «ЖыгитЬ> («Два дерева»). Красота
весеннего леса. Взаимосвязь природы и человека.
Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Къуршхэр плъырщ» («Горы стоят на страже»), «Гъуэгущхьэ1у жыг» («Придорожное

дерево»). Тема природы в стихотворении. Чувство любви к родной природе, родине.
Художественные средства, передающие различные состояния природы.
Литература народов России.
Русская литература.
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэма
«Мцыри» в переводе Р.В. Ацканова (в сокращении). Восхищение поэта Кавказом и его
жителями. Свободный, сильный дух героя поэмы. Образ монастыря и образы природы, их
роль в произведении. Тема свободы народа и конкретного человека.
Литература народов Кабардино-Балкарии, Северного Кавказа.
Литература балкарского народа. Литература народов Северного Кавказа,
их взаимосвязь.
К.Ш. Кулиев. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Анэ»
(«Мать»). Любовь и почитание матери. Изображение выносливости и терпеливости
матери в стихотворении. Основная мысль стихотворения.
Произведения кабардино-черкесской литературы для обзорного изучения.
Д.К. Хаупа. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения
«Музыкэ» («Музыка»), «Сыздэшэжи къуажэм ущехыжкЬ...» («Возьми меня с собой в
аул...»). Воздействие музыки на эмоциональную сферу и нравственный мир человека.
Символы, с помощью которых автор обозначает любовь к родному краю, к матери.
Х.Х. Кауфов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Очерк
«Къанкъуэщыр уафэм хуэзыша дэк1уеип1эхэр» («Ступени, приведшие Канкошева в
небо»). Очерк из документальной повести «Къуршыбгъэм и уафэр лъагэщ» («Орел летит
высоко»). Очерк о героизме летчика А. Канкошева. Защита родной земли от немецких
захватчиков как основная цель человека на войне.
С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Юыгуугу лъэпкъыр зэрык1уэдыжар» («Как исчез род кукушек»). Основная мысль
рассказа. Тема сохранения родного языка. Образ кукушки как олицетворение человека,
пренебрегшего родным языком. Роль изобразительно-выразительных средств языка в
рассказе.
Х.Я. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение

«Бгы абрагъуэмрэ джэдыкЬ ц1ык1умрэ» («Скала и маленькое яйцо»). Образность
стихотворения. Метафоричность образа скалы и яйца. Сила духа в стихотворении. Мораль
стихотворения.

Композиция

стихотворения.

Выявление

средств

художественной

выразительности.
Теория литературы.
Героический нартский эпос. Композиция сказаний, система образов, средства
художественной выразительности.
Первоначальные представления о поэме как поэтическом жанре.
Традиции литературы. Автор и главный герой произведения. Проблемы, которые
поднимает автор. Сюжет, фабула.
Стихотворные размеры (стопа, ямб, хорей).
Развитие понятия о сравнении и олицетворении.
Лирический герой. Патриотическая лирика.
Очерк, его отличие от рассказа.
Лирический герой, патриотическая лирика.
Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе на уровне основного общего образования.
В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

1)

гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием
примеров из родной (кабардино-черкесской) литературы;

готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из
литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации,
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
патриотического воспитания:

2)

осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардиночеркесской литературы, а также литературы народов России, русской и зарубежной
литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
духовно-нравственного воспитания:

3)

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;

4)

эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и

других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства

коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

5)

благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6)

трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардиночеркесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
экологического воспитания:

7)

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:

8)

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека

с

природной

и

социальной

средой

с

использованием

изученных и

самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;

9)

обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в

произошедшей ситуации,

быть готовым действовать
в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
основного

общего

познавательные

образования

у

обучающегося

будут

сформированы

универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать

литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять

дефициты

информации,

данных,

необходимых

для

решения

поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов,

проводить

умозаключений,

выводы

умозаключений

с

использованием

по

аналогии,

дедуктивных

формулировать

и

индуктивных

гипотезы

об

их

взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами

текстов (сравнивать

несколько вариантов

решения, выбирать

наиболее

подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в

литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося

будут сформированы умения работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,

анализировать, систематизировать и интерпретировать

литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегосябудут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков,

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций,

находя

аналогии

в

литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
Уобучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств

и

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать
соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения
своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать
всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать

и

использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать

мнения нескольких

человек, проявлять

готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардиночеркесской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

результат

по

критериям,

сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Предметные

результаты

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров;
владеть

элементарной

литературоведческой

терминологией

при

анализе

литературного произведения;
определять

духовно-нравственные

ценности

родной

кабардино-черкесской

литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями русского
народа;
формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардиночеркесской литературы, оценивать произведения;
интерпретировать изученные литературные произведения, понимать авторскую
позиции и свое отношение к ней;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно
читать;
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и

с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; понимать образную природу
литературы как явление искусства; понимать родное слово в его эстетической функции,
роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений;
различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение устного
народного творчества как основы письменной кабардино-черкесской литературы;
строить устные и письменные высказывания по тематике изученных произведений
родной литературы, создавать связный устный и письменный текст на родном языке с
учетом литературных норм;
Тематическое планирование 6 класс – 34 ч.
Тема,
раздел
курса
Введение

КолПрограммное
во
Основные виды деятельности обучающихся
содержание
часо
в
Литература
и
1
Определять место родной кабардино-черкесской
читатель.
литературы в ряду других искусств, видеть
Художественные
и
своеобразие художественного отражения жизни в
нехудожественные
словесном искусстве. Объяснять влияние
произведения.
литературы на формирование нравственного и
Художественная
эстетического воспитания.
литература в жизни
Понимать особенности литературы как вида
человека, ее место и
словесного искусства, отличать художественный
значение.
Роль
текст от текста научного, делового,
литературы
в
публицистического.
воспитании
и
Знакомиться с произведениями, которые
развитии
предлагают изучить в новом учебном году.
подрастающего
Определять принадлежность художественного
поколения.
произведения к одному из литературных родов и
Национальная
жанров.
литература
и
его
Воспринимать, анализировать, интерпретировать и
особенности
оценивать прочитанное.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни
для: создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с учетом норм
литературного языка.
Определять свой круг чтения, давать оценку
литературным произведениям.
Находить нужную информации о литературе, о
конкретном произведении и его авторе (справочная
литература, периодика, телевидение, ресурсы
Интернета)

Адыгский
фольклор

Историче
ские
предания

Фольклор. Нартский
эпос. Сказания
«Лъэпщ Iэдэ
зэрищIар» («Как
Тлепш смастерил
щипцы»).
«Нартхэ я гъубжэ»
(«Серп нартов»).
«Батэрэз иныжьыр
иукIыу Уэзырмэс
къызэрихьыжар»
(«Как Батараз сразил
Иныжа и вернул
нартам Озермеса»).
Теория литературы:
героический нартский
эпос,
композиция
сказаний,
система
образов,
средства
художественной
выразительности
Устное творчество,
основанное на
исторических
событиях:
«Андемиркъан теухуа
псалъэ» («Слово о
герое Андемиркане»),
«Андемиркъан и
къэхъукIамрэ и япэ
ежьэгъуэмрэ и
хъыбар» («Предание
о происхождении
Андемиркана и его
первом
наездничестве»).
«Къэзанокъуэ
Жэбагъы теухуа
псалъэ» («Сказания о
мудреце Джабаги
Казаноко»).
Сказание «Хэт мысэр»
(«Кто виновен?»)

2

2

Пересказывать художественный текст с элементами
анализа.
Определять отличительные особенности терминов
«сказания» и «миф».
Наблюдать в мифах мировосприятие, верования и
идеалы людей.
Выявлять изобразительно-выразительные средства
в сказаниях и мифах, понимать их роль.
Осуществлять элементарный смысловой и
эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы.
Определять роль гиперболы в предании.
Выявлять общее в мифологических представлениях
разных народов о происхождении и устройстве
вселенной и человеческого общества.
Изучать исследования о «Нартах» и мифов в
истории литератур народов Кавказа.
Работать в парах или в группе.
Самостоятельно
знакомиться
с
явлениями
художественной культуры и оценки их этической
значимости
Раскрывать содержание текста, опираясь на
исторические факты.
Определять роль вымысла и фантастики в
содержании преданий.
Изучить жанр «предание» как вид устного
народного творчества.
Читать выразительно фрагменты произведений
устного народного творчества. Определять
разнообразие тем адыгских народных песен.
Изучать историю народа, национальные обычаи и
традиции, мир души человека в народных песнях.
Анализировать и понимать своеобразие,
выразительность поэтического языка народных
песен.
Прослушивать актерское исполнение народных
песен и исполнять народные песни. Работать над
идейным содержанием преданий.
Аргументировать свою точку зрения о том, что в
образах героя Андемиркан и мудреца Жабаги
Казаноко воплощены черты национального
характера адыгского народа: нравственные
достоинства, справедливость, бескорыстное
служение родине.
Определять роль народных песен при раскрытии
исторических событий, духовно-нравственных
ценностей народа. Выявлять общее в
мифологических представлениях разных народов о
происхождении и устройстве вселенной и

Кабардин
очеркесска
я
литератур
а начала
XX века

А. А. Шогенцуков.
Рассказ «Хьэжыгъэ пут
закъуэ» («Пуд муки»).
Поэма «ЩIымахуэ
жэщ» («Зимняя
ночь»).
К. Б. Дугужев.
Рассказ «Мырсыт»
(кличка собаки).
Теория литературы:
главный
герой
произведения, сюжет,
фабула, жанр поэмы

4

человеческого общества.
Изучать исследования о преданиях и старинных
песнях в истории литератур народов Кавказа.
Знакомиться с разделом «Исторические предания»
в книге «Адыгэ lуэрыlуатэ» («Адыгский фольклор)».
Подготовить собственное сообщение по теме.
Участвовать в дискуссиях, викторинах, проектах по
данной теме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу
(с использованием цитат). Подготовить собственное
сообщение по теме. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем в рассказах «Пуд муки» и «Мырсыт»
(пейзаж, портрет). Аргументировать свое отношение
к героям произведения, объяснять мотивы
поведения героев, сопоставлять и оценивать их
поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки.
Определять художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Определять как социальное неравенство до
революции влияло на жизнь детей и взрослых в
произведениях Щогенцукова. Раскрывать тему
революции, символизирующей новую власть, новую
жизнь. Характеризовать образы детей, главных
героев в повести.
Выразительно читать текст. Пересказывать
произведение выборочно или по плану.
Формулировать вопросы к произведению.
Работать в команде, инициировать диалог.
Анализировать язык произведения, выявлять
особенности языка писателя.
Работать в парах со словарем литературоведческих
терминов.
Объяснять стадии развития действия, поиск их в
произведении. Владеть различными видами
пересказа. Строить устные и письменные
высказывания в связи с изученным произведением.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта. Участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать

Литератур
ао
Великой
Отечестве
нной
войне

Г. М. Братов.
Рассказ «Замир»
(«Замир»).
М. М. Шибзухов.
Рассказ «НатIэху»
(«Белолобый»).
Б. К. Журтов.
Рассказ «Дадэ деж
лъагъунлъагъу»
(«Посещение
дедушки»).
А. К. Шомахов.
Рассказ «ЗэкъуэшитI»
(«Два брата»)

4

чужую точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
Выполнять индивидуальный проект
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей
в литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу
(с использованием цитат). Пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению (с использованием
цитат) и с помощью учителя формулировать
вопросы к тексту.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем в рассказах «Замир» и «Два брата»
(пейзаж, портрет). Аргументировать свое отношение
к героям произведения, объяснять мотивы
поведения героев, сопоставлять и оценивать их
поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героевдобровольцев.
Осознавать значимость и важность изучения
героических подвигов народа в годы Великой
Отечественной войны.
Определять художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Выразительно читать текст. Формулировать вопросы
к произведению.
Работать в команде, инициировать диалог.
Анализировать язык произведения, выявлять
особенности языка писателя.
Работать в парах со словарем литературоведческих
терминов.
Объяснять стадии развития действия, поиск их в
произведении.
Создавать устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи
между ними.

Литератур
а
послевое
нного
времени

А. П.Кешоков.
Стихотворения
«Гъуэгу къежьапIэ»
(«Начало пути»),
«Поэзие» («Поэзия»)
или «Пасэрей хабзэ»
(«Древний обычай»).
Б. Х. Кагермазов.
Стихотворение
«ЗауэлIым и псылъэ»
(«Солдатская
фляжка»).
Б. К. Утижев.
Рассказ «Насыпыр
щагуэшыр
пщэдджыжьырщ»
(«Счастье раздают на
рассвете»).
А. К. Сонов.

6

Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально
изученные произведения о ВОВ с использованием
методов смыслового чтения и эстетического
анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей
в литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу
(с использованием цитат). Пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению (с использованием
цитат) и с помощью учителя формулировать
вопросы к тексту.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем в стихотворениях и рассказах.
Понимать сущность теоретико-литературных
понятий и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений,

Стихотворения
«Шагъдий»
(«Шагди»), «Налшык
паркым» («В парке
Нальчика») на выбор.
Теория литературы:
cтихотворные
размеры (стопа, ямб,
хорей)

оформления собственных оценок и наблюдений:
(стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма,
строфа.
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые
авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев.
Определять художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать диалог.
Анализировать язык произведения, выявлять
особенности языка писателя.
Создавать устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи
между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально
изученные произведения с использованием
методов смыслового чтения и эстетического
анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.

Окружаю
щий мир

М. М. Кармоков.
Рассказ «Парий»
(кличка собаки).
Б. Г. Тхамоков.
Рассказ «Лъэбыцэ»
(«Тлябица»).
С. Г Хахов.
Рассказы «Мэзым»,
«ЖыгитI» («В лесу»,
«Два дерева»).
Л. М. Губжоков.
Стихотворения
«Къуршхэр плъырщ»
(«Горы
стоят
на
страже»),
«ГъуэгущхьэIу
жыг»
(«Придорожное
дерево»)

4

Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей
в литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры. Отвечать
на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат).
Пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению (с использованием цитат) и с
помощью учителя формулировать вопросы к тексту.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем в стихотворениях и рассказах.
Понимать теоретико-литературные понятия и
учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: стихотворный
метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа.
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые
авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев. Определять
художественное своеобразие произведения,
специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать диалог. Анализировать язык
произведения, выявлять особенности языка
писателя.
Создавать устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи
между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения

Литератур М. Ю. Лермонтов.
а народов Поэма «Мцыри»
России
(в переводе Р. Х.
Ацканова).
К. Ш. Кулиев.
Стихотворение «Анэ»
(«Мать»)

3

Произвед
ения
кабардин

4

Дж. К. Хаупа.
Стихотворения
«Музыкэ»

художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально
изученные произведения с использованием
методов смыслового чтения и эстетического
анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Выразительно читать стихотворение, поэму.
Определять тематическое единство подобранных
произведений. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях
(эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
Сопоставлять художественные тексты с
произведениями других видов искусств.
Заучивать по выбору стихотворение наизусть.
Создавать устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей

очеркесско
й
литератур
ы
для
обзорног
о
изучения

(«Музыка»),
«Сыздэшэжи къуажэм
ущехыжкIэ…»
(«Возьми меня с
собой в аул…»).
Х. Х. Кауфов.
Очерк «Къанкъуэщыр
уафэм хуэзыша
дэкIуеипIэхэр»
(«Ступени, приведшие
Канкошева в небо»)
из документальной
повести «Орел летит
высоко».
С. Х. Жилетежев.
Рассказ «КIыгуугу
лъэпкъыр
зэрыкIуэдыжар» («Как
исчез род кукушек»).
Х. Я. Абитов.
Стихотворение «Бгы
абрагъуэмрэ
джэдыкIэ цIыкIумрэ»
(«Скала и маленькое
яйцо»).
Теория литературы:
лирический
герой,
патриотическая
лирика, очерк, его
отличие от рассказа

в литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу
(с использованием цитат). Пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению (с использованием
цитат) и с помощью учителя формулировать
вопросы к тексту.
Выявлять общность темы. Характеризовать
художественно-изобразительные средства в тексте.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем в стихотворениях и рассказах. Понимать
теоретико-литературные понятия и учиться
использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: лирический
герой, патриотическая лирика, очерк, его отличие от
рассказа.
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые
авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев.
Определять художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать диалог. Анализировать язык
произведения, выявлять особенности языка
писателя. Создавать устные и письменные
высказывания в связи с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы
художественной формы и обнаруживать связи
между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном

Развитие
речи

Сочинение

2

Подведен
ие итогов

Беседа о наиболее
значимыхизученных
произведениях.
Образность
кабардиночеркесской и
литературы.
Годовая контрольная
работа
/
тестирование

1

произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально
изученные произведения с использованием
методов смыслового чтения и эстетического
анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать в коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Писать сочинения 0,5-1 стр.
Написать творческое сочинение типа описания и
повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений.
Создавать сочинения-миниатюры по картине
Рассказать об изученных и самостоятельно
прочитанныхпроизведениях. Выразительно
прочитать понравившиеся произведения или
отрывки из них. Повторить теоретические понятия.
Сделать выставку книг и иллюстраций.
Провести викторину по пройденным темам.
Выполнить годовую контрольную работу в форме
тестирования

6 – нэ классым и календарно – тематическэ план
(Сыхь. 34)
Зэман
№

Яджыну темэхэр

щаджынур

щаджар

Сыхь
бж.

п/п
Адыгэ IуэрыIуатэ. Нарт хъыбархэр - 2ч.

1

Сабий литературэм и къежьапIэр. Нарт эпосыр. «Лъэпщ

5.09.2023

1

Iэдэ зэрищIар».
2

«Нартхэ я гъубжэр», « Батэрэз иныжьыр иукIыу
Уэзырмэс къызэрихьыжар» хъыбархэр.

12.09.2023

1

Тхыдэр зи лъабжьэ хъыбархэр - 2ч.

3

Андемыркъан теухуа псалъэ. «Андемыркъан щIалэ
цIыкIуу зекIуэ зэрыкIуар» хъыбарыр.

19.09.2023

1

4

Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ. «Хэт мысэр?»
хъыбарыр.

26.09.2023

1

5

КлассщIыб къеджэныгъэ. «Нарт Бэдынокъуэрэ
Иныжьымрэ».

03.10.2023

1

6

Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Сэ фIыуэ слъагъу,
сигу ирихь лlыхъужьыр».

10.10.2023

1

7

Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

17.10.2023

1

Адыгэ литературэр 1920 – 1940 гъэхэм 4ч.

ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэм теухуа обзор,
«Хьэжыгъэ пут закъуэ» рассказыр. «Хьэжыгъэ пут
закъуэ» рассказымкIэ проект лэжьыгъэ.

24.10.2023

9

«Хьэжыгъэ пут закъуэ» рассказым къыхэщ образхэр.
Пыч. гукIэ. Сюжет. Фабулэ.

31.10.2023

1

10

ЩоджэнцIыкIу Алий и «ЩIымахуэ жэщ» поэмэр.
Литературэм и теорие. Поэмэ.

14.11.2023

1

11

Дыгъужь Къурмэн и гъащIэм теухуа обзор, «Мырсыт»
рассказыр. Образхэр.

21.11.2023

1

8

1

Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэр - с. 4

12

Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэр. Брат Хьэбас и
гъащIэм теухуа обзор, «Замир» рассказыр.

28.11.2023

1

13

Шыбзыхъуэ Мухьэдин и гъащIэм теухуа обзор,
«НатIэху» рассказыр.

05.12.2023

1

14

Журт Биберд и гъащIэм теухуа обзор , «Дадэ деж
лъагъунлъагъу» рассказыр.

12.12.2023

1

15

Щомахуэ Амырхъан и гъащIэм теухуа обзор,

19.12.2023

1

«ЗэкъуэшитI» рассказыр зытеухуар, абы пкърылъ
гупсысэ нэхъыщхьэр.
Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.
Хэку зауэшхуэ нэужь литературэ – с.6

16

КIыщокъуэ Алим и гъащIэм теухуа обзор. Дэтхэнэ
цIыхуми и бзэм, хабзэм пщIэ хуищIын зэрыхуейр
КIыщокъуэ Алим и «Гъуэгу къежьапIэ», «Пасэрей
хабзэ», «Поэзие» усэхэм къызэрыщыгъэлъэгъуар.
«Гъуэгу къежьапIэ» усэр гукIэ.

26.12.2023

1

17

Литературэм и теорие. Ритмымрэ рифмэмрэ теухуауэ.
Строфа лIэужьыгъуэхэр.

16.01.2024

1

18

Къагъырмэс Борис и и гъащIэм теухуа обзор, «ЗауэлIым
и псылъэ» усэр. Усэр гукIэ. Проект лэжьыгъэ усэмкIэ.

23.01.2024

1

19

Зауэ нэужь илъэсхэм ди цIыхухэм я псэукIар, цIыхугъэ,
хабзэ – нэмыс яхэлъар IутIыж Борис и «Насыпыр
щагуэшыр пщэдджыжьырщ» тхыгъэм
къызэрыщыгъэлъэгъуар. Литературнэ лIыхъужьым и
теплъэр.

30.01.2024

1

20

Адыгэм шыр зыпищI зэрыщымыIэр Сонэ Абдулчэрим
и «Шагъдий» усэм къызэрыхэщыр. «Налшык парк»
усэр. «Шагъдий» Усэр гукIэ.

06.02.2024

1

21

КлассщIыб къеджэныгъэ. АфIэунэ Лиуан: «Зэ
уадыгэну сыт и уасэ?».

13.02.2024

1

Дыкъэзыухъуреихь дунейр – с. 4

22

Къармокъуэ Мухьэмэд и и гъащIэм теухуа обзор,
«Парий» рассказыр.

20.02.2024

1

23

Тхьэмокъуэ Барэсбий и и гъащIэм теухуа обзор,
«Лъэбыцэ» рассказыр.

27.02.2024

1

24

Хьэх Сэфарбий и и гъащIэм теухуа обзор, «Мэзым»,
«ЖыгитI» рассказхэр. Пейзажым и мыхьэнэр.

05.03.2024

1

25

Лъахэм и теплъэр Гъубжокъуэ Лиуан и «Къуршхэр
плъырщ», «ГъуэгущхьэIу жыг» усэхэм къызэрыхэщыр.
Усэр гукIэ. Дыкъэзыухъуреихь дунейр къызыхэщыж
тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.

12.03.2024

1

Урысейм щыпсэу лъэпкъхэм я литературэ – с. 3

26

Тхыгъэ зэдзэкIахэр. М. Лермонтов и «Мцыри» поэмэр
Ацкъан Руслан зэридзэкIыжауэ.

19.03.2024

1

27

Ацкъан Руслан «Мцыри». Образхэр.

02.04.2024

1

28

Кулиев Кайсын и «Анэ» усэр. ГукIэ.

09.04.2024

1

Тхыгъэ щхьэхуэхэр – с. 4

29

ХьэIупэ ДжэбрэIил и гъащIэм теухуа обзор, «Музыка»,
«Гъатхэ» усэхэр.

16.04.2024

1

30

КхъуэIуфэ Хьэчим и гъащIэм теухуа обзор,
«Къанкъуэщыр уафэм хуэзыша дэкIуеипIэхэр» очеркыр.
Очерк.

23.04.2024

1

31

Жылэтеж Сэлэдин и гъащIэм теухуа обзор, «КIыгуугу
лъэпкъым и кIуэдыжыкIар» рассказыр зытеухуамрэ абы
и гупсысэ нэхъыщхьэмрэ.

30.04.2024

1

32

Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.

07.05.2024

1

33

Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

14.05.2024

1

34

ГъащIэр зэрыуахътыншэр, дахэу дунейм тетым нэхъ
насыпыфIэ зэрыщымыIэр АбытIэ Хъызыр и «Бгы
абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ» басням
къызэрыхэщыр. Гъэ псом яджар къызэщIэкъуэжын.

28.04.2024

1

с. 34

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

5

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. М. М. Кумахова, И. П. Варквасова. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 240 с.

2.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

6

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. Ф. Б. Малаева, А. Т. Шогенова. – Нальчик: ГКУ КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 256 с.
Словари
79.
Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
80.
Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
81.
Бижоев Б. Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013.
– 848 с.
82.
Гяургиев, Х. З. Кабардинский язык: Учеб. кабард. яз. для сред. спец. учеб.
заведений, шк. и кл. с углубл. изучением родного яз. / Х. З Гяургиев., Х. Э. Дзасежев –
Нальчик: Эльбрус, 1995-. - 22 см.Ч. 2. 238,[1] с.; Ч. 2. - Нальчик: Эльбрус, 1995. – 238 с.
83.
Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для шк.).
– Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
84.
Емузов А. Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
85.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:
Эльбрус, 1999. – 283 c.
86.
Карданов Б. М. Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост.
Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат.
очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете
Министров Кабард. АССР. – М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
87.
Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд.
– М.: Дигора, 1999. – 852 с.
88.
Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
89.
Урусов Х. Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов
/ Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Информационные ресурсы
90.
Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://гнбкбр.рф/ (дата
обращения: 30.06.2022).

91.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/

(дата обращения: 30.06.2022).
92.
Приложение «Гухэлъ» для поддержки черкесского языка и культуры: // URL:
https://aheku.net/news/society/prilozhenie-guxel-sozdano-dlya-podderzhki-cherkesskogoyazyika-i-kulturyi (дата обращения: 30.06.2022).
93.
Портал «Средства массовой информации КБР» // URL: http://www.smikbr.ru/ (дата
обращения: 30.06.2022).
94.
Сайт «Сказки, притчи и мифы народов мира» «Адыгские притчи» //URL:
https://www.thetales.ru/ (дата обращения 28.07.2022 г.)
95.
Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android)
// URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения: 30.06.2022).
96.
Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:
30.06.2022).
97.
Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/
кабардино-черкесский (дата обращения: 08.05.2022).
98.
Словарь «Лъэпкъым и гъуазэ» // URL:
https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения: 30.06.2022).
99.
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения: 30.06.2022).
100. Электронная библиотека КБГУ // URL:
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 30.06.2022).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».