лит.чт 10 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Литературное чтение на кабардино – черкесском языке»
для обучающихся 10 класса

Плановское 2023

1.Пояснительная записка.

1.1 Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10-11
классах направлено на формирование у обучающихся представления об образной природе
литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину
мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где
преобладают метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы
предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы,
глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения

конкретных литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с
курсом русской литературы.
Изучения родной (кабардино-черкесская) литературы будет способствовать
повышению

уровня

владения родным языком, обогащению

словарного запаса,

формированию функциональной грамотности.
1.2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» уровня
среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма
восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историко-хронологического
изучения произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор
писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и
отечественной культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим
аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к
литературному наследию своего народа.
1.3. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам»
(Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной
войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы»,
«Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература

в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки
истории», «Народные ценности в кабардино-черкесской литературе советского и
постсоветского периода», «Духовно-нравственные поиски современников в прозаических
и

лирических

произведениях1980-1990

годы»,

«Кабардино-черкесская

литература

советского и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь
современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные
теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и
оценке литературно-художественных произведений).
1.4. Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование

ценностного

отношения

к

родной

(кабардино-черкесской)

литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.
1.5. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
2.1. Содержание обучения в 10 классе.
Введение
Литература как вид искусства и способ отображения прошлого, настоящего и
будущего народа в художественных образах.
Специфика изучения кабардино-черкесской литературы обучающимися как
предмета, представляющего собой единство словесного искусства и основ науки
(историко- и теоретико-литературные материалы).
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и дружба, семья
и ответственность, любовь к родному краю, свобода – наиболее используемые авторами
человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи
обучающихся, формирования их речевой культуры.
Литература и жизнь. Роль и значение кабардино-черкесской литературы в жизни
людей. Литература как искусство слова. От фольклора к литературе. Определяющая роль

народного словесного искусства в становлении письменной кабардино-черкесской
литературы.
Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное
время
Влияние Великой Отечественной войны на кабардино-черкесскую литературу.
Основные темы и проблемы в произведениях. Развитие «оперативных» малых форм
жанров литературы и публицистики. Истоки народного мужества, трагизм первого
периода войны и пафос победы – основные проблемы, исследующиеся в произведениях
А. Шортанова (художественно-документальный очерк «Зауэшхуэр КъэбэрдейБалъкъэрым» («О большой войне в Кабардино-Балкарии»), 1943 г.), А. Кешокова
(стихотворения «ЗэкъуэшитI» («Два брата»), «Сэлэт шырыкъу» («Солдатские сапоги»)).
Тема победы и патриотизма в годы войны, в послевоенное десятилетие в
произведениях кабардино-черкесской литературы.
Тема возвращения к мирной жизни и восстановления разрушенного народного
хозяйства в послевоенные годы в творчестве адыгских писателей.
Кабардино-черкесская литература в 1950–1980 годы
Кабардино-черкесская

поэзия

в

1950–1980

годы.

Культурно-исторические

перемены в обществе (60-е годы), начиная со времени «первой оттепели» – новый этап
кабардино-черкесской литературы. Усиление «социально-критического направления» в
осмыслении как прошлой, так и современной реальности. Переоценка концепции
личности и новых форм художественно-эстетического отражения реальности.
Кабардино-черкесская проза в 1950–1980 годы. Углубление проблемности,
эволюции жанровых форм, фабулы, композиционного строя произведений, характера
психологического анализа и других творческих приемов. Раскрепощение
художественного сознания писателей, освобождение их от узких, регламентированных
норм. Расширение тематического диапазона прозы и поэзии.
Кабардино-черкесская драматургия в 1950–1980 годы. Условия формирования,
основные этапы развития кабардино-черкесской драматургии.
Кабардино-черкесская литература в 1980–1990 годы.
Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории
Кешоков Алим Пшемахович
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика А. П. Кешокова. Жанровые
особенности произведений писателя. Основная проблематика и стиль произведений.
Взаимосвязь творчества поэта и эпохи.

Обзор стихотворений А. П. Кешокова. Своеобразие жанровой системы, мотивы и
поэтика. Отражение исторического движения в лирике поэта, составляющем шесть
десятилетий;

одухотворение

природных

образов,

а

также

склонность

к

интеллектуализации лирического сюжета.
Гражданская лирика поэта. Противопоставление поэта толпе. Активная социальная
позиция главного героя. Стихотворения «Насып» («Счастье»), «СыкIуэнт нэхъ псынщIэу»
(«Ускорив шаг»).
Воспитание любови к родине, к традициям народа: стихотворения «Зеич лантIэ»
(«Гибкая кизиловая ветка»), «Кхъужьей къудамэ» («Грушевая ветка»).
Теория литературы: риторический вопрос, риторическое обращение.
Обзор прозы А. П. Кешокова. Тема и идея романа «Лъапсэ» («Корни»).
Сосуществование в романе двух подходов к жизни, двух жизненных мироощущений.
Изображение трагических событий Русско-Кавказской войны. Проблематика и характеры
героев. Авторская позиция. Мастерство писателя в описании событий. Художественноизобразительные средства в романе. Место фольклора в романе.
Теория литературы: речь автора и персонажей.
Шортанов Аскерби Тахирович
Жизненный и творческий путь очеркиста, новеллиста, фольклориста, драматурга,
романиста, переводчика, критика и литературоведа А. Т. Шортанова.
Обзор рассказов и очерков А. Т. Шортанова. Жанровые и стилистические
особенности прозы А. Т Шортанова. Художественное воплощение в прозе проблем своего
времени.
Обзор драматических произведений А. Т. Шортанова. Новое в осмыслении
недавнего прошлого (минувшая война и её отражение в судьбах людей) в произведениях
писателя-драматурга.
Роман-эпопея

А. Т.

Шортанова

«Бгырысхэр»

(«Горцы»).

Воссоздание

в

историческом романе жизни и событий на Кавказе в первой половине XIX века,
выражение автором своей собственной эстетической и гражданской позиции.
Образ Шоры Ногмова – адыгского просветителя, объективно вписывающегося в
канву времени и не выходящего за рамки исторического правдоподобия. Способы
изображения героев в их эволюции, широта охвата действительности описываемого
времени.
Мастерство автора в воссоздании реальных событий, достоверно описывающих
жизнь и борьбу народа против крепостного гнета и княжеского произвола, изображение
дружбы между народами Кавказа и России.

Народные ценности в кабардино-черкесской литературе советского и постсоветского
периода
Шогенцуков Адам Огурлиевич
Жизненный и творческий путь народного кабардинского поэта и прозаика,
драматурга и публициста А. О. Шогенцукова.
Жанрово-тематическое многообразие лирики поэта: стихотворения «ГурыфIыгъуэ»
(«Надежда»), «Iуащхьэмахуэ» («Эльбрус»). Новаторство стиха.
Обзор прозы А. О. Шогенцукова. Отличие прозы писателя самобытностью,
певучим колоритным языком, лирико-романтическим характером повествования.
Тема и идея повести А. О. Шогенцукова «Щхьэгъубжэ нэху» («Свет в окне»).
Нравственно-этические аспекты во взаимоотношениях героев. Проблема выбора:
предательство или верность, трусость или стойкость. Стиль писателя. Совокупность
основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
Теория литературы: способы описания внешности персонажей, словесный портрет
персонажей.
Кагермазов Борис Гидович
Жизненный и творческий путь поэта, прозаика, переводчика, народного поэта
Кабардино-Балкарской Республики Б. Г. Кагермазова.
Жанровое многообразие творчества писателя. Поэмы Кагермазова как важная
ступень эволюции жанра поэмы в кабардино-черкесской литературе XX века: глубина
художественного осмысления исторического процесса, интерес к системе философских,
духовно-нравственных, эстетических ценностей своего этноса. Поэмы «Мазэ фIыцIэ»
(«Эхо войны»), «Гуауэмрэ губжьымрэ» («Горе и гнев»), «Къуэмыхьэж нур»
(«Неугосаемый свет»), «Пшынауэ» («Гармонист»).
Любовь, дружба, величественная красота родного края, история и традиции своего
народа, тема сохранения природы, человеческие взаимоотношения в любых своих
проявлениях в стихотворениях: «ХьэщIэ» («Гость»), «Жыг лъэдакъэ» («Пень»),
«Пхъэхуей» («Берёза»), «Псалъэм и чэзу» («Когда придет черёд словам»), «ГъащIэ»
(«Жизнь»).
Авторская позиция. Мастерство писателя в создании образов.
Кажаров Петр Хаибович
Жизненный и творческий путь П. Х. Кажарова.
Жанрово-тематическое многообразие лирики поэта. Сборники стихотворений
«Уэсэпс щыгъэ» («Росинки-бусинки»), «Шыхулъагъуэ» («Млечный путь»), «Удз

щэхухэр» («Тихие травы»), «Джулат и щыгум» («Над Джулатом»), «ГумащIагъэ»
(«Чуткость»), «Хьэзырхэр» («Газыри»), «Псэуныгъэм и чэзу» («Время жить») и др.
Призыв к бережному отношению к окружающему миру, заложенный в
стихотворениях П. Х. Кажарова «Гугъэ» («Мечта»), «Мы дунеишхуэм и дахагъым»
(«Красота окружающего мира»). Гармония и красота мира в контексте национальной
картины мира.
Духовно-нравственные поиски современников в прозаических и лирических
произведениях 1980–1990 годы
Керефов Мухамед Жанхотович
Жизненный и творческий путь кабардинского писателя М. Ж. Керефова.
Обзор прозы М. Ж. Керефова. Идейно-тематическое своеобразие произведений.
Тема и основная мысль повести М. Ж. Керефова «Адэ щIэин мылъку хъурэ?»
(«Разбогатеешь на наследстве отца?»). Характеры, нравственные принципы героев.
Художественное мастерство автора.
Куашев Бетал Ибрагимович
Жизненный

и

творческий

путь

кабардинского

писателя,

поэта-новатора,

переводчика Б. И. Куашева.
Обзор поэтического творчества Б. И. Куашева. Новое в поэзии: инверсионный
синтаксис, позволивший поэту провести реформу кабардинского стиха. Основные мотивы
лирики и лиро-эпики Б. И. Куашева, виды рифм, использованные им в оригинальных
сочетаниях.
Единство патриотического и лирического в стихотворении «Си хэку» («Моя
родина»).
Теория литературы: пейзажная лирика, инверсия.
Налоев Ахмедхан Хамурзович
Жизненный и творческий путь выдающегося ученого-лингвиста, педагога, одного
из ярких представителей послевоенной кабардинской литературы А. Х. Налоева.
Обзор рассказов А. Х. Налоева. Оживление жанра рассказа, оснащение его новыми
изобразительно-выразительными средствами. Стремление автора осмыслить пройденное в
художественных образах (рассказы «Плъырхэр щызэблахъум» («Смена караула»),
«МафIэбзийм и ныбжь» («Тень пламени»), «Пщыхьэщхьэ уэрэд» («Вечерняя песня»)).
Тема и идея романа «Нэхущ шу» («Всадники рассвета»). Драматические события
периода русско-японской войны 1904–1905 годы, высокие нравственные качества,
доброта, взаимопомощь и чуткость, самопожертвование ради дружбы, объединяющие

бойцов кабардинской и чеченской сотен, участников империалистической войны.
Художественное мастерство автора.
Ханфенов Алим Мазанович
Жизненный и творческий путь черкесского поэта А. М. Ханфенова.
Обзор поэзии А. М. Ханфенова. Основные темы и мотивы лирики поэта. Простота
и доступность языка стихотворений поэта для восприятия, чувство

юмора и

непосредственность образов. Сборники стихотворений (обзор) «Си лъагъуныгъэ» («Моя
любовь»), «ГъащIэм и мэкъамэ» («Мелодия жизни»), «МыIэрысей цIыкIу» («Яблонька»),
«ЦIыхугъэ» («Человечность»), «ГурыщIэ нэхухэр» («Светлые чувства»), «Гу пIейтейрилэ»
(«Беспокойное сердце»), «Мывэ щхъуэкIэплъыкIэ» («Пестрый камушек»), «Усэхэр»
(«Стихи»), «ГущIэм щIэплъэ» («Загляни в сердце») и др.
Патриотическая лирика. Любовь к родному краю, национальный характер и
народные обычаи в стихотворениях «Насып Iуащхьэ» («Гора счастья»), «Адыгэ нэмыс»
(«Адыгский этикет»), «Гъатхэ уэшх» («Весенний дождь»).
Хавпачев Хажбекир Хабалович
Жизненный и творческий путь кабардинского писателя и поэта, публициста,
музыковеда Х. Х. Хавпачева.
Обзор прозы Х. Х. Хавпачева. Доброта, дарующая надежду, спасающая от скепсиса
в очерках, рассказах и повестях писателя: «Уи пщэдджыжь фIыуэ» («С добрым утром»),
«Гум ифIэфIыр» («Что нравится сердцу»), «Гъуэгуанэ» («Дорога»), «АнитIым я къуэ»
(«Сын двух матерей»), «Лъэбакъуэ насыпыфIэ» («Счастливый шаг»), «Хъарбыз хъугъуэм»
(«В пору созревания арбузов»). Конфликт добра и зла, жестокости и доброты в романах
«Гъуэгущхьиблыр щызэхэкIым» («На перекрёстке семи дорог»), «ГущIэгъуншагъэ»
(«Жестокость»).
Тема и идея рассказа «Иужьрей удж» («Последний танец»). Мастерство автора в
изображении художественных образов.
Балкарова Фоусат Гузеровна
Жизненный и творческий путь первой адыгской поэтессы Ф. Г. Балкаровой.
Обзор стихотворений и поэм Ф. Г. Балкаровой. Тема Родины, доминирующая на
всех этапах творчества поэтессы. Образы матери военных лет и погибшего на войне отца,
тема «вечного возвращения к прошлому». Стихотворения «Анэхэм я нэпс» («Слёзы
матерей»), «Уэ гъащIэр фIыуэ плъагъурт» («Ты жизнь любила»), «Си адэ, сыплъохъуэ»
(«Ищу тебя, отец»). Радость бытия, глубокая преданность национальным традициям,
своей земле и народу, любовь и сочувствие людям мира, полнота женской любви,

страстное материнское чувство и ответственность за всё на свете – основные аспекты
многоликого поэтического мира поэтессы.
Яркость чувств, гармоническое слияние человека и природы в стихотворениях
Ф. Г.

Балкаровой

«Гъатхэ

жэщхэм

умыжей»

(«Не

спи

весенними

ночами»),

«Кхъужьейхэр» («Грушёвые деревья»), «Мы жэщ кIыхьым зы гупсысэ» («Одна мысль в
эту длинную ночь»).
Теория литературы: антитеза, эпиграф.
Туаршев Аслан Умарович
Жизненный и творческий путь черкесского писателя А. У. Туаршева.
Обзор прозы А. У. Туаршева. Тема и идея романа «Нобэ е зэи» («Сегодня или
никогда»). Сюжетная основа, проблематика и характеры героев. Авторская позиция.
Мастерство писателя в описании событий.

3. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне среднего общего образования.
3.1. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне среднего
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

1)

гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с
жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2)

патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардиночеркесской литературы, а также русской и зарубежной литератур;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,

ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;

3)

духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей

российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного
поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и
поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное
отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России и, в том числе с использованием литературных произведений;

4)

эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического

творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства в том числе
литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной
(кабардино-черкесской) литературе;

5)

физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного

отношения к своему здоровью;
потребность

в

физическом

совершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с соответствующей оценкой
поведения и поступков литературных героев;

6)

трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при

чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность

к

активной

деятельности

технологической

и

социальной

направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:

7)

сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в кабардиночеркесской
литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных
героев;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в литературных произведениях;
ценности научного познания:

8)

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития

науки

и

общественной

практики,

основанного

на

диалоге

культур,

способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование

языковой

и

читательской

культуры

как

средства

взаимодействия между людьми и познания мира с использованием изученных и
самостоятельно прочитанных литературных произведений;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе, в том числе на
литературные темы.
3.2. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,

включающего

самоконтроль,

умение

принимать

ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других

людей и

учитывать

его

при осуществлении

коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного читательского опыта.
3.1.1. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
3.1.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать
и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при

изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного читательского опыта.
3.1.3. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного

материала,

навыками

разрешения

проблем

с

использованием

художественных произведений, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания по
родной (кабардино-черкесской) литературе, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку
новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания, в том числе
полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые
идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
3.1.4. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:

владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той
или иной темы по родной (кабардино-черкесской) литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность литературной и другой информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть

навыками

защиты

личной

информации,

соблюдать

требования

информационной безопасности.
3.1.5. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

общения

как

часть

коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной
(кабардино-черкесской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа
литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая
изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной
(кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных

возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с
использованием читательского опыта;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоконтроля

как

части

регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как
части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных
героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право и право других на ошибку в дискуссиях на литературные
темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания
по литературе.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной
(кабардино-черкесской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
3.2.

Предметные

результаты

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития,
осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;
понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между
литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными, искусством
театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких произведений;
демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной
литературы (кабардино-черкесской), при необходимости сравнивать их с проблемнотематическими или художественно близкими произведениями других литератур;
в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт:
выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую специфику
произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев в произведении, выявлять
совокупность

композиционных

и

языковых

художественных

средств,

оценивать

художественную выразительность произведения, выявлять авторскую позицию и способы
ее текстуального выражения, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным и
терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом контекста
творчества писателя и историко-культурной эпохи;
выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области
литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала;

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с
использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);
анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих
особенности литературной эпохи, объективные законы жанра и субъективные черты
авторской индивидуальности;
владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать
сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух и
нескольких писателей;
анализировать и давать Оценку одной из творческих интерпретаций литературного
произведения

(например,

кинофильм

или

театральную

художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).

постановку,

запись

10 класс – 34 ч.

Тема, раздел
курса
Введение

Кабардиночеркесская
литература в
годы Великой
Отечественной
войны и в
послевоенные
годы

Кабардиночеркесская
литература в
1950–1980 годы

Кол-во
Основные виды деятельности
часов
обучающихся
Литература как искусство
1
Запись тезисов лекции учителя.
слова. От фольклора к
Коллективная работа: участие в беседелитературе. Определяющая
обсуждении с применением кейс-технологий.
роль народного словесного
Учебный диалог на тему «Фольклор и
искусства в становлении
литература».
письменной кабардиноПостановка проблемных вопросов и поиск
черкесской литературы
ответов на них в ходе коллективной
дискуссии
1
Кабардино-черкесская
Актуализация ранее полученных знаний на
литература в годы Великой
уроках истории знания о Великой
Отечественной войны и в
Отечественной войне.
послевоенные годы.
Актуализация ранее полученных знаний о
Тема победы и патриотизма
писателях-фронтовиках, об участии
нашего народа в годы
литературы в борьбе с фашизмом.
войны в послевоенное
Учебный диалог: основные закономерности
десятилетие в
историко-литературного процесса, сведения
произведениях кабардинооб отдельных периодах его развития.
черкесской литературы.
Парная работа: выявлять жанровые свойства
Тема возвращения к
стихотворений о войне, аргументировать
мирной жизни и
доминирование лиро-эпических форм.
восстановления
Ориентироваться в различных источниках
разрушенного народного
информации, осуществлять развернутый
хозяйства в послевоенные
информационный поиск, критически
годы в творчестве адыгских
оценивать и интерпретировать полученную
писателей
информацию.
Дискуссия на тему: «Кабардино-черкесская
литература в военные и послевоенные годы:
судьбы писателей и их творения».
Коллективная работа: проводить выборку и
анализ публицистических статей о творчестве
адыгских писателей в годы ВОВ.
Находить нужную информацию по газетам и
журналам, интернет-ресурсам
1
Кабардино-черкесская
Актуализация ранее полученных знаний на
поэзия в 1950–1980 годы.
уроках истории знания об общественноКультурно-исторические
политической жизни страны в послевоенные
перемены в обществе (60-е
и 1960-е годы.
годы).
Коллективная работа: знакомиться с
Кабардино-черкесская
кабардино-черкесской поэзией и прозой в
проза в 1950–1980 годы.
1950–1980 годы, анализировать её.
Углубление проблемности,
Коллективная работа: устанавливать
Программное содержание

эволюции жанровых форм,
фабулы, композиционного
строя произведений,
характера
психологического анализа и
других творческих
приемов.
Кабардино-черкесская
драматургия в 1950–1980
годы. Условия
формирования, основные
этапы развития кабардиночеркесской драматургии

Кабардиночеркесская
литература в
1980–1990 годы.
Отражение
истории народа
в литературе.
Правда жизни и
уроки истории

Алим Пшемахович
Кешоков.
Жизненный и творческий
путь.
Обзор поэзии А. П.
Кешокова.
Своеобразие жанровой
системы, мотивы и поэтика.
Гражданская лирика А.
Кешокова. Стихотворения

1

характерные свойства прозы с опорой на
ранее пройденный материал, выявлять
главные этические ценности, отраженные в
творчестве писателей.
Коллективная работа: обсуждать
актуальность произведений и поднятых
писателями нравственных проблем.
Выявлять соответствие тематики
произведений, их образной системы,
способов (принципов) изображения человека
характеру литературной эпохи.
Собирать информацию и систематизировать
её.
Дифференцированная работа: составлять
план доклада об особенностях развития
кабардино-черкесской прозы в 1950–1980
годы. Выражать собственное мнение по
данной теме.
Демонстрировать знание произведений
родной, русской и мировой драматургии,
приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы.
Знакомиться с драматургией кабардинских и
черкесских писателей 1950–1980 годы.
Практическая работа: составлять тезисный
план лекции учителя. Практическая работа:
устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования).
Практическая работа: составлять конспект из
статьи учебника. Работать в паре.
Коллективная работа: обсуждение вопросов,
поставленных в произведения,
аргументировать свою точку зрения
Парная работа: проводить выборку и анализ
публицистических статей о творчестве
адыгских писателей в 1950–1980 годы
Характеризовать роль писателя в кабардиночеркесской литературе.
Коллективная работа: определять
фольклорные мотивы в произведениях
писателя.
Выявлять связь тем, образов, средств
изображения человека с характером
литературной эпохи.
Обосновывать связь между тематикой
произведений и биографией автора.

«Насып» («Счастье»),
«СыкIуэнт нэхъ псынщIэу»
(«Ускорив шаг») (по
выбору).
Воспитание любови к
родине, к традициям народа
в стихотворениях «Зеич
лантIэ» («Гибкая кизиловая
ветка»), «Кхъужьей
къудамэ» («Грушёвая
ветка»).
Теория литературы:
риторический вопрос,
риторическое обращение

Обзор прозы Алима
Кешокова.
Тема и идея романа Алима
Кешокова «Лъапсэ»
(«Корни»). Сюжетные
линии романа
Сосуществование в романе
двух подходов к жизни,
двух жизненных
мироощущениях.
Изображение трагических
событий Русско-Кавказской
войны. Проблематика и
характеры героев.
Авторская позиция.
Мастерство писателя в
описании событий. Место
фольклора в романе.
Художественноизобразительные средства в
романе Алима Кешокова
«Лъапсэ».
Теория литературы: речь
автора и персонажей

4

Определять место поэтического наследия
автора в общеадыгском литературном
процессе.
Знакомиться с поэзией А.П. Кешокова.
Коллективная работа: выявлять авторскую
позицию в стихотворениях. Формировать
свою позицию в понимании нравственных
ценностей. Дифференцированная работа:
выявлять языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания
стихотворений.
Индивидуальная работа: учить стихотворения
наизусть и читать их выразительно.
Использовать в речи риторический вопрос и
риторическое обращение.
Парная работа: разработать и представить
проект «Словарь синонимов по
художественным произведениям А.П.
Кешокова»
Знакомиться с прозой Алима Кешокова.
Коллективная работа: выявлять авторскую
позицию и особенности стиля.
Дифференцированная работа: определять
жанр романа. Анализировать форму и
содержание литературного произведения в
контексте данной эпохи.
Коллективная работа: выявлять
национальные особенности в картине
изображенной действительности.
Формировать свою позицию в понимании
нравственных ценностей.
Парная работа: составлять устные и
письменные высказывания к прочитанному
произведению.
Индивидуальная работа: давать
аргументированный письменный ответ на
проблемный вопрос.
Парная работа: выявлять языковые средства
художественной образности и определять их
роль в раскрытии идейно-тематического
содержания романа.
Анализировать речь автора и персонажей в
романе.
Парная работа: устно и письменно создавать
исторический комментарий к отдельным

Народные
ценности в
кабардиночеркесской
литературе
советского и

Жизненный и творческий
путь очеркиста, новеллиста,
фольклориста, драматурга,
романиста, переводчика,
критика и литературоведа
А.Т. Шортанова.

1

Внеклассное чтение

1

Тема и идея романа-эпопеи
А.Т. Шортанова
«Бгырысхэр» («Горцы»).
Воссоздание в
историческом романе
жизни и событий на
Кавказе в первой половине
XIX века. Образ Шоры
Ногмова – адыгского
просветителя, объективно
вписывающегося в канву
времени.
Способы изображения
героев в их эволюции,
широте охвата
действительности
описываемого времени

3

Жизненный и творческий
путь народного
кабардинского поэта и
прозаика, драматурга и
публицистиста А. О.
Шогенцукова.

1

сюжетам романа «Лъапсэ» («Корни»).
Работать в группе.
Групповая работа: создавать презентацию,
выступать перед аудиторией. Контрольная
работа
Определять место творчества писателя в
общеадыгском литературном процессе.
Характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.
Групповая работа: разрабатывать
презентацию по творчеству автора

Читать самостоятельно произведение по
выбору из предложенного списка.
Анализировать произведение
Коллективная работа: анализировать форму и
содержание романа в контексте данной
эпохи. Соотносить произведение с
литературным направлением или течением
эпохи.
Определять род и жанр изучаемого
произведения.
Дифференцированная работа: пересказывать
выборочно и комментировать изучаемый
текст.
Выявлять мастерство автора в воссоздании
реальных событий, достоверно описывающих
жизнь и борьбу народа против крепостного
гнета и княжеского произвола
Коллективное обсуждение: выявлять способы
введения персонажей и средств раскрытия и /
или развития их характеров.
Парная работа: составлять устные и
письменные высказывания собственного
мнения к прочитанному произведению.
Групповая работа: разработать и представить
проект «Словарь фразеологизмов по роману
А. Шортанова «Бгырысхэр» («Горцы»)
Знакомиться с творчеством А. О.
Шогенцукова.
Дифференцированная работа:
характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.

постсоветсткого
периода

Жанрово-тематическое
многообразие лирики поэта.
Стихотворения
«ГурыфIыгъуэ»
(«Надежда»),
«Iуащхьэмахуэ»
(«Эльбрус»). Новаторство
стиха

Тема и идея повести
А. О. Шогенцукова
«Щхьэгъубжэ нэху» («Свет
в окне»). Нравственноэтические аспекты во
взаимоотношениях героев.
Проблема выбора:
предательство или
верность, трусость или
стойкость. Язык повести.
Теория литературы:
внешний вид персонажей,
их словесное описание

2

Жизненный и творческий
путь поэта, прозаика,
переводчика, Народного
поэта КабардиноБалкарской Республики
Кагермазова Бориса
Гидовича. Жанровое
многообразие творчества
писателя. Поэмы писателя
как важная ступень
эволюции жанра поэмы в
кабардино-черкесской
литературе.
Любовь, дружба,
величественная красота
родного края, история и

1

1

Определять жанровые разновидности
лирических произведений, раскрывать их
особенности при чтении.
Парная работа: выявлять роль поэтических
образов.
Выявлять языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания
стихотворений.
Индивидуальная работа: учить стихотворения
наизусть и читать их выразительно.
Групповая работа: разработать
хронологическую таблицу по творчеству
А. О. Шогенцукова.
Контрольная работа
Знакомиться с прозой А. О. Шогенцукова.
Определять род и жанр, тему и идею повести.
Дифференцированная работа: анализировать
произведение путём его сжатого пересказа,
выделять главную идею.
Формировать свою позицию в понимании
нравственных ценностей.
Индивидуальная работа: выявлять языковые
средства художественной образности и
определять их роль в раскрытии идейнотематического содержания повести.
Выявлять отличительные особенности прозы
писателя: самобытность, певучий
колоритный язык, лирико-романтический
характер повествования. Анализировать речь
автора и персонажей
Коллективная работа: знакомиться с
творчеством Б. Г. Кагермазова.
Собирать информацию и систематизировать
её.
Дифференцированная работа:
характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.
Групповая работа: готовить презентацию по
творчеству автора

Дифференцированная работа: определять
тему и идею стихотворения.
Коллективная работа: анализировать вопросы

народные традиции, тема
сохранения природы,
человеческие
взаимоотношения в
стихотворениях «ХьэщIэ»
(«Гость»), «Жыг лъэдакъэ»
(«Пень»), «Пхъэхуей»
(«Берёза»), «Псалъэм и
чэзу» («Когда наступит
пора словам»), «ГъащIэ»
(«Жизнь») (по выбору)

Духовнонравственные
поиски
современников
в прозаических
и лирических
произведениях
1980–1990 годы

Жизненный и творческий
путь П. Х. Кажарова.
Жанрово-тематическое
многообразие лирики поэта.
Сборники стихотворений.
Призыв к бережному
отношению к
окружающему миру,
заложенный в
произведениях П.Х.
Кажарова «Гугъэ»
(«Мечта»), «Мы
дунеишхуэм и дахагъым»
(«Красота окружающего
мира»). Гармония и красота
мира в контексте
национальной картины
мира

1

Жизненный и творческий
путь кабардинского
писателя Мухамеда
Жанхотовича Керефова.
Обзор прозы М.Ж.
Керефова. Идейнотематическое своеобразие
произведений.
Повесть М.Ж. Керефова
«Адэ щIэин мылъку
хъурэ?» («Разбогатеешь на
наследстве отца?»).
Характеры, нравственные
принципы героев.
Художественное
мастерство автора

2

связи и влияния фактов биографии писателя
на эстетические идеалы, тематику и мотивы
стихотворений.
Подбирать дополнительный материал по
творчеству писателя, истории создания
произведений из справочной литературы и
ресурсов Интернета.
Дифференцированная работа: декламировать
наизусть стихотворения по выбору.
Групповая работа: анализировать
поэтическое произведение
Групповая работа: знакомиться с творчеством
П. Х. Кажарова.
Определять главные мотивы и образы в
творчестве автора.
Характеризовать основные этапы
творческого роста писателя.
Дифференцированная работа: подбирать
музыкальные произведения – иллюстрации к
стихотворениям, выявлять близости мотивов,
эмоционального тона, образов-переживаний в
лирике и музыке.
Групповая работа: выявлять сквозные
содержательные мотивы и поэтические
элементы в стихах поэта П. Х. Кажарова.
Сопоставлять стихотворения разных авторов,
выявлять ключевые образы и другие
элементы, обеспечивающие оригинальность
содержания и стиля
Коллективная работа: собирать информацию
о творчестве писателя и систематизировать
её. Характеризовать основные факты из
жизни и творчества писателя, этапы
творческого роста.
Знакомиться с прозой М.Ж. Керефова.
Групповая работа: обосновывать связь между
произведениями и биографией автора.
Связывать литературное произведение со
временем его написания, современностью и
традицией.
Демонстрировать знание произведений
автора, приводя примеры двух или более
текстов.
Дифференцированная работа: готовить
сообщение по теме. Определять тему и идею,
род и жанр изучаемого произведения.

Жизненный и творческий
путь кабардинского
писателя, поэта-новатора,
переводчика Куашева
Бетала Ибрагимовича.
Обзор поэтического
творчества Б.И. Куашева.
Новое в поэзии:
инверсионный синтаксис,
позволивший поэту
провести реформу
кабардинского стиха.
Основные мотивы лирики и
лиро-эпики Б. Куашева,
виды рифм,
использованные им в
оригинальных сочетаниях.
Стихотворение Б.И.
Куашева «Си хэку» («Моя
родина»).
Теория литературы:
пейзажная лирика,
инверсия

1

Жизненный и творческий
путь выдающегося ученоголингвиста, педагога, одного
из ярких представителей
послевоенной
кабардинской литературы
Налоева Ахмедхана
Хамурзовича. Обзор

1

Соотносить произведение с литературным
направлением или течением эпохи.
Характеризовать образы и оценивать
поступки. Комментировать авторскую
позицию. Выявлять языковые средства
художественной образности и определять их
роль в раскрытии идейно-тематического
содержания повести.
Анализировать речь автора и персонажей
повести.
Коллективная работа: участвовать в дебатах
по повести М.Ж. Керефова «Адэ щIэин
мылъку хъурэ?» («Разбогатеешь на
наследстве отца?»)
Дифференцированная работа: изучать
интересные факты из жизни автора.
Собирать информацию о творчестве писателя
и систематизировать её. Характеризовать
основные факты творчества писателя, этапы
творческого роста.
Групповая работа: готовить презентацию по
творчеству автора.
Соотносить поэтическое творчество писателя
с фактами общественной жизни и культуры.
Определять инверсионный синтаксис:
порядок расположения частей речи в
предложении, не характерный для данного
языка.
Выявлять основные мотивные линии лирики
и лиро-эпики.
Дифференцированная работа: выявлять
языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания
стихотворений. Учить стихотворения
наизусть.
Изучать теорию литературы: знакомиться с
пейзажной лирикой, инверсией
Коллективная работа: изучать интересные
факты из жизни автора.
Характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.
Парная работа: готовить презентацию по
творчеству автора.
Знакомиться с наиболее известными

рассказов А.Х. Налоева.
Оживление жанра рассказа,
оснащение его новыми
изобразительновыразительными
средствами. Стремление
автора осмыслить
пройденное в
художественных образах
(рассказы «Плъырхэм я
зэблэкIыгъуэм» («Смена
караула»), «МафIэбзийм и
ныбжь» («Тень пламени»),
«Пщыхьэщхьэ уэрэд»
(«Вечерняя песня»)
Тема и идея романа «Нэхущ
шу» («Всадники рассвета»).
Драматические события
периода русско-японской
войны 1904–1905 годы,
высокие нравственные
качества, доброта,
взаимопомощь и чуткость,
самопожертвование ради
дружбы, объединяющие
бойцов кабардинской и
чеченской сотен,
участников
империалистической
войны. Художественное
мастерство автора
Жизненный и творческий
путь черкесского детского
поэта Ханфенова Алима
Мазановича.
Обзор поэзии А.М.
Ханфенова. Основные темы
и мотивы лирики поэта.
Простота и доступность
языка стихотворений поэта
для детского восприятия,
чувство юмора и
непосредственность
образов. Сборники
стихотворений (обзор) «Си
лъагъуныгъэ» («Моя
любовь»), «ГъащIэм и
макъамэ» («Мелодия

рассказами писателя, выявлять основные
проблемы, конфликты, идеи произведений.
Дифференцированная работа: определять род
и жанр изучаемого произведения.
Пересказывать выборочно и комментировать
изучаемый текст.
Определять тему и идею произведения

2

Групповая работа: анализировать роман с
использованием сведений по истории.
Соотносить произведение с литературным
направлением или течением эпохи.
Выявлять авторскую позицию и особенности
стиля писателя.
Дифференцированная работа: формулировать
свое отношение к прочитанному тексту.
Выявлять языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания рассказа

1

Коллективная работа: изучать интересные
факты из жизни автора.
Характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.
Парная работа: разрабатывать презентацию
по творчеству автора.
Выявлять авторскую позицию в
стихотворениях.
Выявлять языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания
стихотворений.
Ориентироваться в различных источниках
информации, осуществлять развернутый
информационный поиск.
Дифференцированная работа: создавать

жизни»), «МыIэрысей
цIыкIу» («Яблонька»),
«ЦIыхугъэ»
(«Человечность»),
«ГурыщIэ нэхухэр»
(«Светлые чувства»), «Гу
пIейтеирилэ»
(«Беспокойное сердце»),
«Мывэ щхъуэкIэплъыкIэ»
(«Пестрый камушек»),
«Усэхэр» («Стихи»),
«ГурыщIэм щIэплъэ»
(«Загляни в сердце») и др.
Патриотическая лирика.
Любовь к родному краю,
национальный характер и
народные обычаи в
стихотворениях «Насып
Iуащхьэ» («Гора счастья»),
«Адыгэ нэмыс»
(«Адыгский этикет»),
«Гъатхэ уэшх» («Весенний
дождь»)
Жизненный и творческий
путь кабардинского
писателя и поэта,
публициста, музыковеда
Хавпачева Хажбекира
Хабаловича. Обзор прозы
Х.Х. Хавпачева. Доброта, в
очерках, рассказах и
повестях писателя: «Уи
пщэдджыжь фIыуэ» («С
добрым утром»), «Гум
ифIэфIыр» («Что нравится
сердцу»), «Гъуэгуанэ»
(«Дорога»), «АнитIым я
къуэ» («Сын двух
матерей»), «Лъэбакъуэ
насыпыфIэ» («Счастливый
шаг»), «Хъарбыз
хъугъуэм» («В пору
созревания арбузов»).
Конфликт добра и зла,
жестокости и доброты в
романах «Гъуэгущхьиблыр
щызэхэкIым» («На
перекрёстке семи дорог»),

собственные тексты (рецензия, отзыв на
прочитанное произведение).
Выразительно читать и учить стихотворения
наизусть

2

Коллективная работа: знакомиться с
творчеством Х.Х. Хавпачева.
Изучать интересные факты из жизни автора.
Характеризовать основные факты из жизни и
творчества писателя, этапы творческого
роста.
Разрабатывать презентацию по творчеству
автора.
Дифференцированная работа: составлять
устные и письменные высказывания по
произведениям автора, комментировать
позицию автора и критиков.
Парная работа: определять тему и идею, род
и жанр изучаемого произведения.
Соотносить произведение с литературным
направлением или течением эпохи.
Создавать собственные тексты (рецензия,
отзыв на прочитанное произведение)

«ГущIэгъуншагъэ»
(«Жестокость») (по
выбору).
Тема и идея произведения
«Иужьрей удж»
(«Последний удж»).
Мастерство автора в
изображении
художественных образов
Жизненный и творческий
путь первой адыгской
поэтессы Балкаровой
Фоусат Гузеровны.
Обзор стихотворений и
поэм Ф. Г. Балкаровой.
Тема Родины,
доминирующая на всех
этапах творчества
поэтессы. Образы матери
военных лет и погибшего
на войне отца, тема
«вечного возвращения к
прошлому» (стихотворения
«Анэхэм я нэпс» («Слёзы
матерей»), «Уэ гъащIэр
фIыуэ плъагъурт» («Ты
жизнь любила»), «Си адэ,
сыплъохъуэ» («Ищу тебя,
отец»). Яркость чувств,
гармоническое слияние
человека и природы в
стихотворениях
Ф. Балкаровой. «Гъатхэ
жэщхэм умыжей» («Не спи
весенними ночами»),
«Кхъужьейхэр»
(«Грушёвые деревья»),
«Мы жэщ кIыхьым зы
гупсысэ» («Одна мысль в
эту длинную ночь»).
Теория литературы:
антитеза, эпиграф
Жизненный и творческий
путь черкесского писателя
А.У. Туаршева.
Обзор прозы А.У.

1

Коллективная работа: знакомиться с
творчеством Ф. Г. Балкаровой.
Характеризовать основные факты жизни и
творчества поэтессы, этапы её творческой
эволюции.
Дифференцированная работа: читать
стихотворения Ф. Г. Балкаровой.
Выявлять авторскую позицию.
Формулировать собственные ценностные
ориентиры по отношению к изучаемым
текстам.
Выявлять языковые средства художественной
образности и определять их роль в раскрытии
идейно-тематического содержания
стихотворений.
Создавать собственные тексты (рецензия,
отзыв на прочитанное произведение).
Изучать теорию литературы: антитезу и
эпиграф

1

Коллективная работа: знакомиться с
творчеством А.У. Туаршева.
Изучать интересные факты из жизни автора.
Анализировать, характеризовать основные

Туаршева.
Тема и идея романа «Нобэ е
зэи» («Сегодня или
никогда»). Сюжетная
основа, проблематика и
характеры героев.
Авторская позиция.
Мастерство писателя в
описании событий

Внеклассное чтение

1

Повторение и обобщение
изученного материала.

1

факты из жизни и творчества поэта, этапы
творческого роста, отвечать на вопросы (с
использованием цитирования). Соотносить
творчество писателя с фактами общественной
жизни и культуры.
Групповая работа: изучать роман А.У.
Туаршева «Нобэ е зэи» («Сегодня или
никогда»).
Определять род и жанр изучаемого
произведения.
Характеризовать сюжет, тематику,
проблематику, идейно-эмоциональное
содержание, композицию произведения.
Составлять характеристику персонажей, в
том числе сравнительную. Выборочно
пересказывать и комментировать изучаемый
текст. Работать со словарем
литературоведческих терминов.
Дифференцированная работа: письменно
отвечать на проблемный вопрос, писать
сочинение на литературную тему и
редактировать собственные работы.
Создавать собственные тексты (рецензия,
отзыв на прочитанное произведение)
Читать произведение по выбору из
предложенного списка литературы.
Анализировать произведение
Повторять произведения, изученные в 11
классе. Выполнять тесты, обобщающие
материал по авторам и произведениям

10- нэ классым и календарно – тематическэ план
(Сыхь. 34)
Зэман
№
п/п

Яджыну темэхэр

щаджы

ща

Сыхь.
бж.

нур
Адыгэ литературэр Хэку зауэшхуэм и зэманымрэ зауэ нэужь
1

джар

илъэсхэмрэ-1с.

Адыгэ литературэр Хэку зауэшхуэм и зэманымрэ зауэ нэужь
зэманымрэ. Поэзиер. Прозэр. Драматургиер - 1950-1980
гъэхэм.

5.09.2023

1

Лъэпкъ литературэр дунейпсо утыку изыша
тхакIуэхэмрэ усакIуэхэмрэ я тхыгъэхэр - с. 27
2

КIыщокъуэ Алим и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
СыкIуэнт нэхъ псынщIэу схузэфIэкIым», «Насып»
«Уузыншэм!» - сэ жызоIэ». Зы усэ гукIэ.

12.09.202
3

1

3

Лъахэм, лIыгъэм, хабзэм, нэмысым, лэжьыгъэм теухуа
усэхэр.

19.09.202
3

1

4

Хэку зауэшхуэм теухуа КIыщокъуэм и усэхэр.

26.09.202
3

1

Зы усэ гукIэ. Литературэм и теорие. Риторическэ упщIэр,
риторическэ зыхуэгъэзэныгъэр. КIыщокъуэм и лирикэмкIэ
тест лэжьыгъэ.
5

Б.З. Сочиненэ. «КIыщокъуэ Алим и лирикэм Хэку зауэшхуэр
къызэрыщыгъэлъэгъуар».

03.10.202
3

1

6

Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

1

7

«Лъапсэ» романым сюжет къудамитI зэриIэр, лъэпкъ тхыдэм
и лъэхъэнитI зэрызэпищIэр тхыгъэм къызэрыщыгъэлъэгъуар.

10.10.202
3
17.10.202
3

8

Дэфэрэдж – анэшхуэм. Дэфэрэдж Шагировнэ сымэ я
образхэр. Романым къыхэщ лIыхъужьхэм щыщу нэхъ ягу
ирихьам характеристикэ етын.

24.10.202
3

1

9

Романым хэт гурыхь, гурымыхь персонажхэр. КIыщокъуэм и
«Лъапсэ» романымкIэ проект лэжьыгъэ.

31.10.202
3

1

10

Шортэн Аскэрбий и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Бгырысхэр» романыр зытеухуар, лъабжьэ хуэхъуар

14.11.202
3

1

11

«Бгырысхэр» роман-тетралогиер лъэныкъуэ куэд
къызэщIэзубыдэ тхыдэу зэрыщыт.

21.11.202
3

1

12

Нэгумэ Шорэрэ Степан Солнцевымрэ я образхэр. Роман –
эпопеякIэ зэджэр.

28.11.202
3

1

13

Къэбэрдеймрэ Урысеймрэ я зэкъуэтыныгъэм и мыхьэнэр
романым къызэрыщыгъэлъэгъуар.

05.12.202
3

1

14

КлассщIыб къеджэныгъэ. Къэрмокъуэ Мухьэмэд и «ЦIыхухъу

12.12.202

1

1

нэпс» повестыр.

3

15

КIуащ БетIал и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
УсакIуэм адыгэ усыгъэм щIэуэ хилъхьа художественнэ
Iэмалхэр. Хэкум теухуа усэхэр. Зы усэ гукIэ.

19.12.202
3

1

16

Нало Ахьмэдхъан и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Нэхущ шу» романыр.

26.12.202
3

1

17

Лъэпкъхэм я зэныбжьэгъуныгъэр «Нэхущ шу» романым
къызэрыхэщыжыр. КIэрэф Залымджэрий и образыр. (Зы
лIыхъужьым характеристикэ етын).

16.01.202
4

1

18

Нало Ахьмэдхъан и «Псыхьэ нанэ» рассказым къиIуатэ
гупсысэм къыпкърыкI гъэсэныгъэ къарур. Нало Ахьмэдхъан
и творчествэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.

23.01.202
4

1

19

Хьэнфэн Алим и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
Хьэнфэным и усэхэм яIэ гъэсэныгъэ мыхьэнэр. «Адыгэ
нэмыс» усэр гукIэ.

30.01.202
4

1

20

КлассщIыб къеджэныгъэ. МафIэдз Сэрэбий и «Нэчыхь»
повестыр.

06.02.202
4

1

21

ЩоджэнцIыкIу Iэдэм и гъащIэмрэ и литературнэ
лэжьыгъэмрэ. Мамырыгъэм, къуэшыгъэм, ныбжьэгъугъэм
теухуа и усэхэр.

13.02.202
4

1

22

ЩоджэнцIыкIум и «Уи цIэр фIэсщынщ» повестым лъэхъэнэм
и дамыгъэхэр къызэрытещыр.

20.02.202
4

1

23

Залинэ, Мусэбий, ХьэпащIэ сымэ я образхэр. «Уи цIэр
фIэсщынщ» повестым отзыв хуэтхын.

27.02.202
4

1

24

КIэрэф Мухьэмэд и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Адэ щIэин мылъку хъурэ?» повестыр зытеухуамрэ и гупсысэ
нэхъыщхьэмрэ.

05.03.202
4

1

25

Дызэрыт зэманыр, адэ – анэмрэ бынымрэ яку дэлъ
зэхущытыкIэр «Адэ щIэин мылъку хъурэ?» повестым
къызэрыщыгъэлъэгъуар. Образхэр.

12.03.202
4

1

Повестым щыщ пыч.гукIэ.
26

Б.З.Сочиненэ. "Адэ-анэмрэ бынхэмрэ яку дэлъ зэхущытыкIэр
«Адэ щIэин мылъку хъурэ?» повестым къызэрыхэщыр».

19.03.202
4

1

27

Б.З.Сочиненэр нэгъэсыжын.

1

28

Тыуаршы Аслъэн и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Нобэ е зэикI» романыр зытеухуамрэ абы къиIуатэ гупсысэ
нэхъыщхьэмрэ. Образхэр, зэрытха бзэр.

02.04.202
4
09.04.202
4

1

29

Балъкъэр Фоусэт и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Кхъужьейхэр», «Гъатхэ жэщхэм умыжей» усэхэр. Зы усэ
гукIэ.

16.04.202
4

1

Литературэм и теорие. Антитезэ. Эпиграф.
30

Кхъуэхъу Цуцэ и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Уасэ» рассказыр зытеухуамрэ и гупсысэ нэхъыщхьэмрэ.
Образхэр. Адыгэ хабзэу къыхэщыр.

23.04.202
4

1

31

«КIасэу щIегъуэжащ» повестыр зытеухуамрэ и гупсысэ
нэхъыщхьэмрэ. Повестым хэт образ нэхъыщхьэхэр. Дызэрыт
зэманыр повестым къызэрыщыгъэлъэгъуар.

30.04.202
4

1

32

ХьэхъупащIэ Хьэжбэчыр и гъащIэмрэ и литературнэ
лэжьыгъэмрэ. «Гур зыщIэхъуэпсыр» повестыр.

07.05.202
4

1

33

Повестым хэт образ нэхъыщхьэхэр, зэрытха бзэр. Проект
лэжьыгъэ.

14.05.202
4

1

34

Гъэ псом яджар къызэщIэкъуэжын.

28.05.202
4

1
с.34

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебные пособия
1.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

10

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 208 с.
2.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

11

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
3.

Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных

учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство
«Эльбрус», 2022.
Научная литература
4.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. Япэ тхылъ. (История адыгской литературы. Первый

том). – Налшык: ООО «Тетраграф», 2010. – 492 н.
5.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. ЕтIуанэ тхылъ. (История адыгской литературы.

Второй том). – Налшык: ООО «Тетраграф», 2013. – 480 н.
6.

Адыгэ литературэм и тхыдэ. Ещанэ тхылъ. (История адыгской литературы.

Третий том). – Налшык: Редакционно-издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2017. – 508 н.

7.

Абазэ А.Ч. Къэбэрдей тхакIуэхэр. Я гъащIэмрэ я лэжьыгъэмрэ. (Абазов А. Ч.

Кабардинские писатели. Жизнь и творчество). – Налшык: Эльбрус, 1999. – 488 н.
8.

Абазэ А. Ч., Тэнащ Т. М. Къэбэрдей драматургиер 1920-1930 гъэхэм. (Абазов

А. Ч., Танашева Т. М. Кабардинская драматургия 1920-1930 гг.). – Налшык, 2003. – 174 с.
9.

АбытIэ В. Къ. Адыгэ тхакIуэхэр: я къекIуэкIыкIар, я тхыгъэхэр, траухуахэр.

(Абитов В. К. Адыгские писатели: жизнь и творчество). – Черкесск: Къэрэшей-Шэрджэс
къэрал тхылъ тедзапIэ, 2008. – 268 н.
10. Баков Х. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в
адыгской поэзии. – Майкоп: «Меоты», 1994. – 254 с.
11. Баков Х. И. Национально-эстетические аспекты изучения адыгской словесности
(Избранные статьи). – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. – 224 с.
12. БакIуу Хъ. И. Адыгэ литературэ: гушыIэмрэ ауанымрэ. (Баков Х. И. Адыгская
литература: сатира и юмор). – Налшык: КБИГИ, 2013. – 183 н.
13. Бакъ З. Хь., ТIымыжь Хь. Т. ХамэщI щыпсэу адыгэхэм къахэкIа тхакIуэхэр.
(Баков Х. И., Тимижев Х. Т. Литературное творчество адыгского зарубежья). – Налшык:
«Полиграфсервис и Т», 2000. – 146 н.
14. Бещтокъуэ Хь. Къ. Анэдэлъхубзэм и псынащхьэ. (Бештоков Х. К. Родник родной
литературы). – Налшык: Эльбрус, 2009. – 231 н.
15. Бекизова Л. А. От богатырского эпоса к роману. – Черкесск: КарачаевоЧеркесское отделение Ставропольского кн. изд., 1974. – 288 с.
16. Бекизова Л. А. Ответственность слова: литературно-критические статьи. –
Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд., 1981. – 282 с.
17. Бекизова Л. А. Литература в потоке времени. – Черкесск: Карачаево-Черкесское
книжное издательство, 2008. – 412 с.
18. Гъут I. М. Псалъэм и зэфIэкIыр. (Гутов А. М. Сила слова). – Налшык: Эльбрус,
2014. – 192 н.
19. История адыгейской литературы: в 3-х т. / Адыгейский республиканский институт
гуманитарных исследований. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002. Т. II. – 550 с.
20. Кашежева Л. Н. Совершеннолетие пepa: Очерки о творчестве писателей
Кабардино-Балкарии. – Нальчик: КБКИ, 1968. – 116 с.
21. Кауфов Х. Х. В зеркале социальной жизни: Статьи. Очерки. Литературные
портреты. Эссе. – Нальчик: Эльбрус, 1980. – 253 с.
22. Кудаева З. Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. –
Нальчик: Эльбрус. – 2008. – 296 с.

23. Курашинов Б. М. Содружество муз. – Hальчик: Эльбрус, 1982. – 204 с.
24. КIурашын Б. М. Гъуазэ: Литературэ. Культурэ. IуэрыIуатэ. Тхыдэ. Хабзэ.
(Курашинов Б. М. Ориентир: Литература. Культура. Фольклор. Традиции). – Налшык:
Эльбрус, 1996. – 360 н.
25. КIурашын Б. М. Лъэпкъ гъуазэ. (Курашинов Б. М. Ориентир народа). – Налшык:
Эльбрус, 2000. – 412 н.
26. Къэбэрдей литературэм и тхыдэм теухуа очеркхэр. (Очерки об истории
кабардинской литературы). – Налшык: Эльбрус, 1972. – 352 н.
27. Къэбэрдей усэм и антологие. ХХ лIэщIыгъуэ. (Антология кабардинской поэзии.
XX век). – Налшык: Эль-Фа, 2008. – 656 н.
28. Къэжэр Хь. Хь. Уэрэд щIаусыр. (Кажаров Х. Х. О ком слагают песни). – Налшык:
Эльбрус, 2008. – 264 н.
29. Къэрмокъуэ Хь. Гъу. Тхыгъэхэр: Литературэ. Культурэ. IуэрыIуатэ. Тхыдэ.
Хъыбарыжьхэр. Таурыхъхэр. (Кармоков Х.Г. Сочинения: Литература. Культура. Фольклор.
История. Сказания. Легенды). – Налшык: Эльбрус, 1997. – 592 н.
30. Нало

З. М.

ДжэгуакIуэхэмрэ

усакIуэмрэ.

Адыгэбзэмрэ

литературэмрэ

езыгъэджхэм я дэIэпыкъуэгъу. (Налоев З. М. Просветители и поэты. Для учителей
кабардино-черкесского языка). –
31. кабардинской драматургии и театра. – Нальчик: Издательство М. и В.
Котляровых, 2006. – 66 с.
Словари
32. Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
33. Бижоев Б. Ч., Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев.
– Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
34. Бижоев Б. Ч., Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013. –
848 с.
35. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г. Словарь синонимов кабардинского языка (для
шк.). – Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
36. Емузов А. Г., Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
37. Зекореев Н. Н., Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:

Эльбрус, 1999. – 283 c.
38. Карданов Б. М., Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов /
Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат.
очерка кабард.-черкес. яз. Б. М.

Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете

Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС, 1955. – 1055 с.
39. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Инт гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд.
– М.: Дигора, 1999. – 852 с.
40. Сукунов

Х. Х.,

Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий

словарь

в

иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
41. Урусов Х. Ш., Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000
слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Информационные ресурсы
42. Инфоурок.

Ведущий

образовательный

портал

учителей

//

URL:

https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html (датаобращения 28.05.2022.
43. Государственная национальная библиотека КБР: // URL: http://xn-- 90aae3anv.xn-p1ai/ (дата обращения 28.05.2022).
44. «Анэбзэ». Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения 28.05.2022).
45. Нур (Свет): ежемес. лит.-худож. журн. для детей Учредители: Детский фонд,
Союз писателей КБР. Изд. с 1982 г. Нальчик, 2020. // URL: http://nurkbr.ru/. (дата обращения
28.05.2022).
46. Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android)
// URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения 28.05.2022).
47. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения
28.05.2022).
48. Самый

большой

онлайн

словарь

«Glosbe»

//

URL:

https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения 28.05.2022).
49. Словарь

«Лъэпкъым

и

гъуазэ» // URL:

https:

//

www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения 28.05.2022).
50. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения 28.05.2022).
51. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации //

URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 28.05.2022).
52. Электронная

библиотека

КБГУ // URL:

http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения 28.05.2022).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».