лит.чт. 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
«30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Литературное чтение на кабардино – черкесском языке»
для обучающихся 5 класса

Плановское 2023

1.Пояснительная записка.

1.1 Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету.
Программа

по

родной

(кабардино-черкесской)

литературе

концентрически

расширяет содержание, уже усвоенное на уровне начального общего образования,
систематизирует представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания
обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской
литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений на уровне
основного общего образования продолжается развитие устной и письменной речи,
познавательной активности, логического мышления, умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя
на обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к
нравственно-эстетическим ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные
ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список
разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.
Теоретико-литературные

понятия

рассматриваются

в

процессе

изучения

конкретных литературных произведений, используются межпредметные связи с курсом
русской литературы.
1.2 В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная линия «Литература как сфера творческой деятельности и как
учебный предмет» направлена на формирование навыков определения художественных и
научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для
анализа художественного произведения.
Содержательная линия «Устное народное творчество» направлена на изучение
основных жанров адыгского фольклора, определение его нравственного идеала.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардиночеркесской

литературы» посвящена изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и
определению его значения для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы в первые
десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала
XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда»
направлена на изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных
сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и
военное время» предполагает изучение литературы адыгского народа, посвященной
героям Великой Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время,
нравственному совершенству и внутренней красоте человека, красоте и щедрости
природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире
человека» направлена на изучение современной кабардино-черкесской литературы,
отражающей внутренние переживания человека в условиях информационного общества..
1.2.1 Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа,
развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретиколитературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардиночеркесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;
воспитание

культуры

выражения

собственной

позиции,

способности

аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое чтение.
1.2.2 Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардиночеркесской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе
- 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание обучения в 5 классе.
2.1Введение. Книга - наш верный друг.
Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии 5 класса.
Знакомство с историей создания книги, определение роли книги в жизни человека,
специфики

художественной

литературы

как

искусства

слова,

выявление

круга

читательских интересов обучающихся, подготовка к восприятию курса литературы в 5
классе.
Литература как вид искусства и способ отображения прошлого, настоящего и
будущего народа в художественных образах.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического
чувства. Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и дружба, семья
и ответственность, любовь к родному краю, свобода - наиболее часто изображаемые
авторами человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи
обучающихся, её роль в жизни.
2.2 Устное народное творчество.
Устное
художественной

народное
традиции

поэтическое
адыгов.

творчество

Характеристика

как

сокровищница

основных

жанров

богатейшей
народного

творчества. Народная поэзия как источник создания народной литературы. Богатство
отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о
добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция

фольклора.
2.2.1. Народные сказки.
Сказка «Бажэ хеящ1э» («Лиса-судья»). Сюжет сказки. Образы животных в сказке.
Поучительный характер сказки: отвечать добром на добро, всегда быть на стороне
правды.
«Къэблэжьар лъапЬщ» («Что заработано, то дорого»). Сюжет и основная идея
сказки. Труд как средство воспитания нравственных качеств. Бытовой характер сказки.
«Иныжьым и къан» («Приёмный сын Иныжа»). Сюжет и композиция сказки.
Система образов в сказке. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета. Волшебная
сказка.
2.2.2. Эпос «Нарты».
«Сосрыкъуэ и джатэмрэ и шымрэ» («Конь и меч Сосруко»). Нартский эпос - один
из жанров устного народного творчества. Композиционные и языковые особенности
текстов нартского эпоса. Используемые приемы в создании образов.
Герой нартского эпоса, его облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со злом.
Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной
мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник
мудрости, знаний о жизни.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности.
Краткость, выразительность и образность загадок.
Скороговорки. Скороговорки как веселая и легкая форма обучения детей
правильному произношению звуков родной речи.
2.3.

Литературная сказка.
Литературная сказка «Елбэздыкъуэ» («Эльбаздуко»). Тема мирного труда и

защиты родной земли. Эльбаздуко - крестьянский сын как выразитель основной мысли
сказки. Волшебная сказка героического содержания. Представления о добре и зле,
народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её
глубокий смысл. Нравоучительный и философский характер сказок.

Б.А. Жанимов. Литературная сказка «Дыщэ баш» («Золотой посох»). Волшебная
сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных

произведениях.

Воспитательная

функция

фольклора.

Творческое

использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий
смысл. Нравоучительный и философский характер сказок.
2.4.

Кабардино-черкесская литература XX века.
А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение

«Адыгэ хэку» («Адыгский край»). Любовь поэта к родному краю. Красота природы
родного края, средства её изображения.
Н.А. Цагов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Уэсыр
сытым

къыхэк1рэ?»

(«Откуда

берется

снег?»).

Изучение

окружающего

мира.

Любознательность и жажда к знаниям. Взаимоотношения между поколениями.
Интеграция с биологией.
А.А.

Шогенцуков.

Краткие

сведения

о

жизни

и

творчестве

писателя.

Стихотворения «Бжьыхьэ» («Осень»), «Щ1ымахуэ» («Зима»), «Гъатхэ» («Весна»). Умение
чувствовать

красоту

природы.

Конкретные

пейзажные

зарисовки.

Поэтическое

изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Радостная, яркая, полная движения картина природы. Язык стихотворения.

A.

Н. Охтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дудакъ»

(«Дрофа»). Взаимосвязь природы и человека в рассказе. Добро и зло в образах героев.
Структурные части рассказа. Композиция.

B.

К. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение

«Мамырыгъэр хъумэныр тек1уэныгъэщ» («Сохранение мира есть победа»). Тема памяти.
Образ Красного знамени как символа победы над врагом. Изобразительновыразительные
средства в стихотворении.
З.М. Налоев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Пц1ащхъуэ» («Ласточка»), «ПЦымахуэ» («Зима»). Взаимосвязь природы и человека в
стихотворениях Налоева. Способы выражения любви к живой природе. Образы животных
и птиц в стихотворениях.
Б.И. Куашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение

«Си гъусэщ» («Всегда со мной»). Книга в жизни автора. Образ книги в стихотворении и
средства его создания. Книга в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание
одного поколения другому. Язык и композиция произведения.
Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Зэрыджэ
1эрамэ» («Кисть калины»). Рассказ о взаимоотношениях в семье. Уважение и почитание
старших, забота о них. Способность преодолевать трудности для спасения близкого
человека. Художественные особенности текста. Приёмы создания характеров.
2.5.

Произведения о Великой Отечественной войне.
Л.А. Бозиев. Рассказ «Лонэ и зы махуэ» («Один день Лени»). Рассказ о

беспощадности войны. Рано повзрослевшие дети и старики в тылу врага. Поступки героев
во имя спасения близких людей.
М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Зэман
хьэлъэм» («В тяжелое время»), отрывок из рассказа «Дыжьын фалъэ» («Серебряная
чаша»). Тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Образ детей, прошедших через
ужас войны. Национально-культурные особенности языка произведения. Речевая
характеристика героев рассказа.
С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Нарт
и ныбжьэгъухэр» («Нарт и его друзья»). Место питомцев в жизни детей. Животные
становятся главными героями произведения.
А.К. Шомахов. Краткие

сведения

о

жизни и

творчестве

писателя.

Стихотворение «Зэраншу» («Сорванец»). Стихотворение о мальчике, который все время
шалит,

герое

смешных

историй.

Средства

юмористической

характеристики

в

стихотворении. Мир детства в стихотворении.
А.М. Ханфенов. Краткие

сведения

о

жизни и

творчестве

писателя.

Стихотворение «Сэ къысщохъур абы сыщ1ыгъуауэ...» («Мнится мне, что был я с ним...»).
Главная тема стихотворения. Патриотические подвиги людей в годы Великой
Отечественной войны в стихотворении. Нравственные уроки мужества простого народа.
З.М. Тхагазитов. Краткие

сведения

о

жизни и

творчестве

писателя.

Стихотворение «Гуапагьэ» («Сердечность»). Авторская позиция. Основная мысль
стихотворения. Милосердие, сердечность, доброта и сострадание в жизни человека.

М.И. Бакуева. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Щ1акхъуэ» («Хлеб»). Противопоставление человека и обстоятельств в военное время.
Сила духа матери. Женщина-мать в годы войны. Поучительный характер произведения:
воспитание бережного отношения к хлебу.
Б.Х. Гаунов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Уэ
къэк1уэж закъуэ, папэ» («Ты только вернись, папа»). Тема тяжелой послевоенной жизни в
маленьком ауле. Мечты и реальность военного детства.
Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Бжьэ
къэпщ1ахэ» («Пчелиный рой»). Воспитание уважения к труду и человеку труда.
Положительное влияние пчеловода Мусы на мальчиков. Пчеловодство в жизни адыгов.
Главная идея рассказа, его поучительный характер.
Х.К. Бештоков. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение
«Адэжь щ1ыналъэ» («Земля отцов»). Любовь поэта к родному краю. Красота природы
родного края, средства ее изображения. Образ лирического героя. Композиция
стихотворения.
А.Т. Куантов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ
«Джэрпэджэж» («Эхо»). Тема человека и природы. Экологическая тема: защита
окружающей природы. Связь поколений. Образ старших - пример для подражания
младшего поколения. Тема традиций народа, их роли в воспитании подрастающего
поколения.
Б.М. Гедгафов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Си анэбзэ, си адыгэбзэ» («Язык моей матери, мой язык»). Изображение любви к родному
языку, родной земле. Неразрывность связи родного языка и родной земли. Связь
поколений через обычаи и традиции народа - основная мысль произведения.
2.6.

Басни.
Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Басни

«Хьэдзыгъуанэмрэ Бжьэмрэ» («Оса и пчела»), «Укъызэрынэжыну зыщ1» («Будь собой»).
Особенности характеров персонажей. Роль животных. Тема жадности. Аллегория и
мораль. Образы животных как отражение человеческих свойств в баснях. О морали басни.
2.7.

Теория литературы.

Народные сказки. Виды сказок. Литературные сказки. Связь с устным народным
творчеством.

Роль

и

значение

литературных

сказок

в

воспитании.

Идейно-

художественные особенности литературных сказок. Жанровые признаки и фольклорная
основа литературных сказок. Понятие о стихотворной сказке. Торжество справедливости главная идея сказок. Нравственная проблематика. Сходство и различие литературной и
народной сказок (композиционные и языковые особенности). Литературные приёмы
создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.
Фольклоризмы в произведениях.
Понятие о жанре рассказа. Отличие поэтического произведения от прозаического.
Эпитет как средство художественной выразительности.
Основные признаки стихотворения. Сравнение и олицетворение как средства
художественной выразительности.
Средства художественной изобразительности в произведении. Композиция
произведения.
Сатира и юмор. Их место в художественной литературе. Юмор (развитие
представления), речевая характеристика персонажей (начальное представление).
Литературный герой, его собирательный образ.
Понятие о жанре басни, жанровое различие басни, стихотворения и рассказа.
Аллегория и мораль.
.
3.Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе на уровне основного общего образования.
3.1.В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:

1)

гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием
примеров из родной (кабардино-черкесской) литературы;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из
литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации,
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
патриотического воспитания:

2)

осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардиночеркесской литературы, а также литературы народов России, русской и зарубежной
литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
духовно-нравственного воспитания:

3)

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

4)

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального

5)

благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и
читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6)

трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно

выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардиночеркесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
экологического воспитания:

7)

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:

8)

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека

с

природной

и

социальной

средой

с

использованием

изученных и

самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики

литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;

9)

обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и

природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в

произошедшей ситуации,

быть готовым действовать
в отсутствии гарантий успеха.
3.1.1. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне
основного

общего

образования

познавательные

у

обучающегося

будут

сформированы

универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, умение совместной деятельности.
3.1.2.У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать

литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять

дефициты

информации,

данных,

необходимых

для

решения

поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов,

проводить

умозаключений,

выводы

умозаключений

с
по

использованием
аналогии,

дедуктивных

формулировать

и

индуктивных

гипотезы

об

их

взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами

текстов (сравнивать

несколько вариантов

решения, выбирать

наиболее

подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
3.1.3.У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в

литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3.1.4. У обучающегосябудут сформированы умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,

анализировать, систематизировать и интерпретировать

литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно

запоминать и систематизировать эту информацию.
3.1.5. У обучающегосябудут сформированы умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков,

распознавать

предпосылки

конфликтных

ситуаций,

находя

аналогии

в

литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
3.1.6. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом

литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
3.1.7. Уобучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального
интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств

и

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать
соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения
своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать
всё вокруг.
3.1.8. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать

и

использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость

применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
обобщать

мнения нескольких

человек, проявлять

готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардиночеркесской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей
всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать

качество

своего

вклада

в

общий

результат

по

критериям,

сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
3.2.

Предметные

результаты

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею
литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя их действия и
поступки, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в
произведении элементы сюжета, композиции; определять в произведении изобразительновыразительные средства языка (сравнение и олицетворение), понимать их роли в
раскрытии содержания произведения;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту;
вести диалог на материале прочитанного произведения;

выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой
выбор;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при
необходимости - цитатный;
создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типу сочинений и
малых жанров художественной литературы;
писать сочинение-описание и сочинение-повествование на материале жизненных и
литературных впечатлений;
читать выразительно по ролям прозаические произведения; участвовать в создании
элементарных учебных проектов под руководством учителя и публично представлять их
результаты (с учетом литературного развития обучающихся);
владеть

начальными

умениями

использования

энциклопедии,

справочники по литературе, в том числе электронной формой учебника.

словари

и

Тематическое планирование
Тема,
Программное
раздел
содержание
курса
Введени Книга – наш верный
е
друг.
Литература как вид
искусства и способ
отображения
прошлого,
настоящего и
будущего народа в
художественных
образах

Устное
народно
е
творчес
тво

Адыгский фольклор.
Народные сказки.
Виды сказок (обзор).
Cказки о животных.
«Бажэ хеящIэ»
(«Лиса-судья»).
Бытовой характер
сказки. «Къэблэжьар
лъапIэщ» («Что
заработано, то
дорого»).
Волшебная сказка.
«Иныжьым и къан»
(«Приемный сын
Иныжа»).
Эпос «Нарты».
«Сосрыкъуэ и
джатэмрэ и шымрэ»
(«Конь и меч
Сосруко»).
Пословицы и
поговорки.

Колво
часов
1

10

Основные виды деятельности обучающихся
Знакомиться со структурой и содержанием учебникахрестоматии 5 класса.
Знакомиться с историей создания книги, определять
роль книги в жизни человека, специфику
художественной литературы как искусства слова,
обозначать круг читательских интересов школьников,
готовиться к восприятию курса литературы в 5 классе.
Определять литературу как вид искусства и способ
отображения прошлого, настоящего и будущего
народа в художественных образах.
Определять влияние литературы на формирование в
человеке нравственного и эстетического чувства.
Сравнивать литературу и жизнь.
Аргументировать восприятие кабардино-черкесской
литературы как вида искусства, а человека как объекта
литературы.
Выразительно читать статью учебника, находить и
вычитывать цитаты писателей о роли книги и чтения.
Высказывать собственное мнение о роли чтения в
жизни человека.
Определять роль художественных произведений в
жизни обучающегося, используя тексты из начальных
классов
Анализировать известные жанры фольклора: сказки,
исторические и героические песни, сказания из эпоса
«Нарты», пословицы, поговорки, загадки,
скороговорки.
Выделять нравственную тематику фольклорных
текстов.
Выразительно читать отрывки сказок, составлять
вопросы.
Выделять связи фольклора с литературой.
Различать волшебные, бытовые и сказки о животных,
определять их особенности.
Выявлять в сказках разных видов художественные
образы (образ человека, образ природы, образ
животного, образ предмета).
Выявлять характерные для волшебных сказок
художественные приемы и фантастические элементы и
определять их роли в сказке.
Определять характерные для народных сказок
художественные приемы (постоянные эпитеты,
троекратные повторы).
Сопоставлять варианты сказок.
Характеризовать образы главных героев и

Загадки.
Скороговорки.
Теория литературы:
народные сказки,
виды сказок,
художественное
произведение и
фольклор

осуществлять нравственную оценку персонажей
сказок.
Презентовать и защищать собственные иллюстрации к
сказке, рецензировать иллюстрации своих
одноклассников.
Устно и письменно сопоставлять иллюстрации разных
художников.
Выявлять мораль в сказках.
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку и
характеризовать тему, идею, сюжет и композицию
сказки, определять вариативность народных сказок,
аллегоричность, тематическое разнообразие сказок.
Выделять нравственную тематику фольклорных
текстов.
Находить гиперболы (без терминологии) в тексте.
Использовать при чтении и пересказе текста основные
средства интонационной выразительности: пауза, тон,
темп, интонация, тембр, сила голоса (в том числе при
чтении по ролям).
Составлять развернутый устный ответ на проблемный
вопрос (составлять план ответа, подбирать материалы
и цитаты, аргументировать свое мнение).
Воспринимать и выразительно читать сказки и
пересказывать от лица героя.
Прослушивать звукозаписи в актерском исполнении
(фонохрестоматия).
Устно рецензировать выразительное чтение
одноклассников, чтение актеров.
Различать пословицы и поговорки в устных и
письменных высказываниях.
Обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам в различных ситуациях речевого общения.
Сопоставлять адыгские и русские пословицы.
Объяснять характерные отличия эквивалентов
пословиц в кабардинских русских и др. пословиц и
поговорок.
Истолковывать и определять жанровые признаки
произведения малого жанра детского фольклора.
Читать эпизоды сказок по ролям, устно рецензировать
чтение и пересказ одноклассников.
Сочинять по аналогии небольшие произведения
фольклорного жанра – сказки, загадки.
Выполнять индивидуальный проект. Работать со
словарем.
Работать с каталогами библиотек,
библиографическими указателями, интернетресурсами

Сочинение

2

Литерат
урная
сказка

Литературная сказка
«Елбэздыкъуэ»
(«Эльбаздуко»).
Б. Жанимов «Дыщэ
баш» («Золотой
посох»).
Теория литературы:
литературные сказки

4

Кабарди
ночеркесс
кая
литерат
ура XX
века

А. П. Кешоков.
Стихотворение
«Адыгэ хэку»
(«Адыгский край»).
Н. А. Цагов. Рассказ
«Уэсыр сытым
къыхэкIрэ?»
(«Откуда берется
снег?»).
А. А. Шогенцуков.
Стихотворения
«Бжьыхьэ»
(«Осень»),
«ЩIымахуэ»

3

Писать сочинения 0,5-1 стр.
Написать творческое сочинение типа описания и
повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельных ответов.
Создавать сочинения-миниатюры по картине.
Сопоставлять сюжетные линии схожих произведений.
Определять и выделять общечеловеческие ценности в
поднятых в произведениях проблемах
Подготовить краткое сообщение о писателе,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Обсуждать ключевые
фрагменты.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Находить информацию об авторе и произведении в
справочной, энциклопедической литературе.
Определять тему, идеи, художественноизобразительные средства.
Раскрывать фольклорную основу литературной сказки.
Находить элементы устного народного творчества и
определять их роль в произведении.
Отвечать на вопросы учителя и составлять
собственные вопросы по содержанию прочитанного и
прослушанного текста.
Сопоставлять героев и их поступки с героями других
произведений.
Различать особенности построения и языка
произведений простейших жанров литературы
(народная и литературная сказка). Работать со
словарем.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельных ответов на поставленные вопросы.
Работать с каталогами библиотек,
библиографическими указателями, интернетресурсами.
Участвовать в учебном диалоге и в коллективном
обсуждении произведения
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение о жизни и
творчестве авторов.
Определять особенности использования элементов
фольклора и значение исторических событий в
произведении.
Находить элементы устного народного творчества и
определять их роль в произведении.
Отвечать на вопросы по тексту. Пересказать текст.
Формулировать тему стихотворения. Работать со

(«Зима»), «Гъатхэ»
(«Весна»)

А. Н. Охтов.
Рассказ «Дудакъ»
(«Дрофа»).
Теория литературы:
понятие о жанре
рассказа, эпитет

2

Проектная работа
«Си ныбжьэгъу
псэущхьэхэр» («Мои
любимые
питомцы»)

2

В. К. Абитов.
Стихотворение
«Мамырыгъэр
хъумэныр
текIуэныгъэщ»
(«Сохранение мира
есть победа»).
З. М.Налоев.
Стихотворения
«ПцIащхъуэ»
(«Ласточки»),
«ЩIымахуэ»
(«Зима»).
Б. И. Куашев.
Стихотворение «Си
гъусэщ» («Всегда со
мной»).
Теория литературы:

3

словами-неологизмами.
Определять значение слов: колхоз, колхозник, бригада
и др.
Выразительно читать, находить художественноизобразительные средства:сравнение в тексте.
Определять роль изобразительно-выразительных
средств языка
Подготовить краткое сообщение о писателе,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателя.
Обсуждать ключевые фрагменты прочитанного текста.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение о жизни и
творчестве писателя и теории литературы.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Обсуждать прочитанное.
Работать в парах, в группе сверстников. Подготовить
собственное сообщение по теме. Выступать публично.
Выявлять общность темы произведения с темами
других произведений.
Определять место писателя в литературе.
Соотносить творчество писателей с фактами
общественной жизни и культуры
Участвовать в работе над коллективным проектом.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Развивать умение использовать словари и
справочники, в том числе в электронной форме.
Отстаивать свою точку зрения в ходе учебного
диалога.
Развивать умения коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и учиться публично представлять полученные
результаты
Подготовить краткое сообщение о писателях и поэтах,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
и
с
Подготовить
собственное сообщение по теме описания
п
природы
в произведениях.
о
Отличать
стихотворный текст от прозаического.
л
Определять
тему и идею, значения терминов: ритм,
ь
рифма,
эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
з
Передавать
эмоции при выразительном чтении
о
лирического
произведения.
в
Формулировать
вопросы к произведению.
а
Определять
тему и основную мысль произведения.
н
Формулировать
тему стихотворения.
и
Работать
со словами-неологизмами.
е
Выразительно
читать, находить художественном
ц
и

стихотворение
(основные
признаки),
сравнение,
олицетворение
Произве Б. Г. Тхамоков.
дения о Рассказ «Зэрыджэ
Великой Iэрамэ» («Кисть
Отечест калины»).
венной
Л. А. Бозиев.
войне
Рассказ «Лонэ и зы
махуэ» («Один день
Лени»).
М. М. Кармоков.
Рассказ «Зэман
хьэлъэм» («В
тяжелое время»),
отрывок из рассказа
«Дыжьын фалъэ»
(«Серебряная
чаша»).
С. Х. Жилетежев.
Рассказ «Нарт и
ныбжьэгъухэр»
(«Нарт и его
друзья»)

А. К. Шомахов.
Стихотворение
«Зэраншу»
(«Сорванец»).
А. М. Ханфенов.
Стихотворение «Сэ
къысщохъур абы
сыщIыгъуауэ…»
(«Мнится мне, что я
был вместе с ним»).
З. М. Тхагазитов.
Стихотворение

изобразительные средства:сравнение в тексте

6

3

Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Выявлять общность темы произведений.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев-добровольцев.
Осознавать значимость и важность изучения
героических подвигов народа в годы Великой
Отечественной войны.
Определять место писателей в литературе. Соотносить
творчество писателей с фактами общественной жизни
и культуры.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте. Определять художественное
своеобразие произведения, специфику в раскрытии
темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
повести.
Выразительно читать текст. Пересказывать
произведение выборочно или по плану. Отвечать на
вопросы по прослушанному материалу. Обсуждать
прочитанное.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания. Обосновать и раскрывать
духовно-нравственный и эстетический смысл
произведения.
Составлять простой и сложный план текста.
Использовать различные виды пересказа (подробный,
краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием).
Излагать свои мысли письменно и аргументировать
свою точку зрения.
Воспроизводить сюжет изученного произведения и
объяснять внутренние связи его элементов
Подготовить краткое сообщение о поэтах, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты.
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Определять нравоучительный, сатирический характер
произведений Шомахова. Находить в тексте
олицетворения, определять роль олицетворений в
художественных произведениях. Определять
авторскую позицию, выраженную через олицетворение
в стихотворении.

«Гуапагъэ»
(«Сердечность»).
Теория литературы:
сатира и юмор

М. И.Бакова.
Рассказ «Щlакхъуэ»
(«Хлеб»).
Б. Х Гаунов.
Рассказ «Уэ
къэкIуэж закъуэ,
папэ» («Ты только
вернись, папа»).
Л. М Губжоков.
Рассказ «Бжьэ
къэпщIахэ»
(«Пчелиный рой»).
Теория литературы:
литературный герой

5

Х. К. Бештоков.
Стихотворение
«Адэжь щIыналъэ»
(«Земля отцов»)

1

Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения.
Словесно воспроизводить картины, созданные
писателем (пейзаж, портрет).
Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
речь, находить прямые авторские оценки.
Характеризовать героев, находить и определять роль
изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
и
с
Подготовить
собственное сообщение по теме.
п
Определять
место писателей в литературе. Соотносить
о
творчество
писателей с фактами общественной жизни
л культуры.
и
ь
Характеризовать
художественно-изобразительные
з
средства
в тексте.
о
Словесно
воспроизводить картины, созданные
в
писателем
(пейзаж, портрет).
а
Аргументировать
свое отношение к героям
н
произведения,
объяснять мотивы поведения героев,
и
сопоставлять
и оценивать их поступки, переживания,
е
портреты,
речь, находить прямые авторские оценки.
м
Определять
художественное своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
ц
Находить
элементы устного народноготворчества и
и
определять
их роль в произведении.
т
Характеризовать
образы детей, главных героев в
а
повести.
Выразительно читать текст. Пересказывать
произведение выборочно или по плану.
Формулировать вопросы к произведению.
Пользоваться элементарными навыками анализа.
Работать в команде, инициировать диалог.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта
Подготовить краткое сообщение о поэте, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.
Обсуждать ключевые фрагменты стихотворения.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения.

Проект «Си Хэку»
«Мой край родной»

1

А. Т. Куантов.
Рассказ
«Джэрпэджэж»
(«Эхо»)

2

Б. М. Гедгафов.
Стихотворение «Си
анэбзэ, си адыгэбзэ»
(«Язык моей матери,
мой язык»)

1

Формулировать вопросы к произведению.
Определять тему и основную мысль произведения.
Характеризовать героев, находить и определять роль
изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания.
Развивать умение использовать словари и
справочники, в том числе в электронной форме
Участвовать в работе над коллективным проектом.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Развивать умение использовать словари и
справочники, в том числе в электронной форме.
Отстаивать свою точку зрения.
Развивать умения коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и учиться публично представлять полученные
результаты
Выразительно читать фрагменты рассказа.
Пересказывать текст (кратко и выборочно). Обсуждать
ключевые фрагменты рассказа.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение по теме «Образ
детства в произведении».
Определять место писателя в литературе. Соотносить
творчество писателя с фактами общественной жизни и
культуры.
Характеризовать художественно-изобразительные
средства в тексте. Определять художественное
своеобразие произведения, специфику в раскрытии
темы детства. Характеризовать образы детей, главных
героев в рассказе.
Выразительно читать текст. Пересказывать
произведение выборочно или по плану.
Формулировать вопросы к произведению.
Пользоваться элементарными навыками анализа.
Работать в команде, инициировать диалог.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта. Развивать
умение использовать словари и справочники, в том
числе в электронной форме
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Знакомиться с книгами автора. Объяснять роль
родного языка.
Определять позицию лирического героя в отношении
сохранения родного языка. Анализировать приемы
использования выразительных средств языка.
Выразительно читать стихотворение наизусть.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения. Формулировать вопросы к

Басни

Б. Г. Кагермазов.
Басни
«Хьэдзыгъуанэмрэ
Бжьэмрэ» («Оса и
пчела»),
«Укъызэрынэжыну
зыщI» («Будь
собой»).
Теория литературы:
понятие о жанре
басни, жанровое
различие басни,
стихотворения и
рассказа, аллегория
и мораль
Сочинение

1

Подведе Повторение.
ние
Беседа о наиболее
итогов
значимых
изученных
произведениях.
Годовая
контрольная работа
/ тестирование

1

Развити
е речи

2

произведению. Определять тему и основную мысль
произведения.
Характеризовать героев, находить и определять роль
изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания
Определять мораль басни. Передавать эмоции при
выразительном чтении басни. Аргументировать свое
отношение к героям басни, оценивать их поступки,
коллективно обсуждать проблематику произведения.
Определять основные жанровые различия басни,
стихотворения и рассказа.
Совместно обсуждать значения понятий аллегория и
мораль в контексте жанра басни. Участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Писать сочинения 0,5-1 стр. Написать творческое
сочинение типа описания и повествования на
материале жизненных и литературных впечатлений.
Создавать сочинения-миниатюры по картине
Рассказать об изученных и самостоятельно
прочитанных произведениях. Выразительно прочитать
понравившиеся произведения или отрывки из них.
Повторить теоретические понятия. Сделать выставку
книг и иллюстрации.
Провести викторину по пройденным темам.
Выполнить годовую контрольную работу в форме
тестирования

5 - нэ классым и календарно – тематическэ план
( сыхь. 34)
№п/п

Яджыну темэхэр

Зэман
щаджы

ща

нур

джар

Сы
хь.
бж.

Адыгэ IуэрыIуатэ – с.4

1

Хэзыгъэгъуазэ. Адыгэ IуэрыIуатэ. Адыгэ
псысэхэр.

5.09.2023

1

2

«Бажэ хеящIэ», «Къэблэжьар лъапIэщ» псысэхэм
фIым фIы къызэрыпэкIуэр къызэрыхэщыр.

12.09.2023

1

3

«Иныжьым и къан» псысэм лэжьыгъэр,
гъэсэныгъэр къызэрыхэщыр.

19.09.2023

1

4

Нарт хъыбархэр. «Сосрыкъуэ и джатэмрэ и
шымрэ».

26.09.2023

1

5

Псалъэжьхэмрэ псалъэ шэрыуэхэмрэ.
Къуажэхьхэр. ПсынщIэрыпсалъэхэр.

03.10.2023

1

6

Б.З. «Сэ сигу ирихьа псысэр» сочиненэм
хуэгъэхьэзырын.

10.10.2023

1

7

Б.З. Сочиненэ: «Сэ сигу ирихьа псысэр»
егъэтхыжын.

17.10.2023

1

8

КлассщIыб еджэныгъэ. Къэзанокъуэ Жэбагъы:
«Хабзэмрэ пэжымрэ», «Жэбагъы и хъуэхъу».

24.10.2023

1

Литературнэ псысэхэр – с. 4

9

Художественнэ тхыгъэр IуэрыIуатэм
къызэрыщхьэщыкIыр. КIыщокъуэ Алим и гъащIэм
теухуа обзор, «Адыгэ Хэку» усэр.

31.10.2023

1

10

КIыщокъуэ Алим и «Елбэздыкъуэ» литературнэ
псысэм «ЛIыгъэ зиIэ, лIыгъэ щIапIэ йохуэ»
псалъэжьыр къызэрыхэщыр.

14.11.2023

1

11

Жаным Борис и гъэщIэм теухуа обзор, «Дыщэ
баш» литературнэ псысэр.

21.11.2023

1

12

Жаным Борис «Дыщэ баш». Литературнэ
псысэкIэ зэджэр. Литературнэ псысэхэмкIэ тест

28.11.2023

1

лэжьыгъэхэр.
Адыгэ литературэ – с. 17

13

Цагъуэ Нурий и гъащIэм теухуа обзор, «Уэсыр
сытым къыхэкIрэ?»

05.12.2023

1

14

ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэм теухуа обзор,
«Бжьыхьэ», «Гъатхэ» «ЩIымахуэ» усэхэр.
Рифмэрэ ритмрэ.

12.12.2023

1

15

КлассщIыб еджэныгъэ. КIыщокъуэ

19.12.2023

1

Алим: «Бажэ пшынэ».
Мэз псэущхьэхэм теухуауэ проект лэжьыгъэ.
16

Уэхъутэ Абдулыхь и гъащIэм теухуа обзор,
«Дудакъ» рассказым дыкъэзыухъуреихь дунейр
хуэсакъыу хъумэн зэрыхуейм
дыкъызэрыхуриджэр.

26.12.2023

1

17

Литературэм и теорие. Рассказым теухуауэ.
Эпитет.

16.01.2024

1

18

АбытIэ Владимир и гъащIэм теухуа обзор,
«Мамырыгъэр хъумэныр текIуэныгъэщ» тхыгъэр.
Нало Заур «ПцIащхъуэ», «ЩIымахуэ» усэхэр.

23.01.2024

1

19

КIуащ БетIал и гъащIэм теухуа обзор, «Си
гъусэщ» усэм тхылъым къалэн зэхуэмыдэу цIыхум
хуищIэр къызэрыхэщыр. Усэр гукIэ.
Зэгъэпщэныгъэ. Къэгъэпсэуныгъэ
(Олицетворение).

30.01.2024

20

Тхьэмокъуэ Барэсбийи гъащIэм теухуа обзор,
«Зэрыджэ Iэрамэ» рассказыр.

06.02.2024

1

21

КлассщIыб еджэныгъэ. Щомахуэ Залинэ
«Дыгъужьым имыгъэгъуар».

13.02.2024

1

22

Бозий Людин и гъащIэм теухуа обзор, «Лонэ и зы
махуэ» рассказыр.

20.02.2024

1

23

Къэрмокъуэ Мухьэмэд и гъащIэм теухуа обзор,
«Зэман хьэлъэм» рассказыр.

27.02.2024

1

24

Жылэтеж Сэлэдин и гъащIэм теухуа обзор, «Нарт
и ныбжьэгъухэр» рассказыр.

05.03.2024

1

25

Щомахуэ Амырхъан и гъащIэм теухуа обзор,
«Зэраншу» усэр. Ауанымрэ гушыIэмрэ.

12.03.2024

1

1

26

Хьэнфэн Алим и гъащIэм теухуа обзор, «Сщохъур
сэри сащIыгъуа» усэр. Тхьэгъэзит Зубер и гъащIэм
теухуа обзор, «Гуапагъэ» усэмкIэ «ФIы щIэн»
къалэн лъапIэм и хэкуэгъухэр къызэрыхуриджэр.

19.03.2024

1

27

БакIуу Марие и гъащIэм теухуа обзор. Зи адэр
зауэм ираджа бынунагъуэр зыхэхуа
къулейсызыгъэр «ЩIакхъуэ» рассказым
къызэрыхэщыр. Диалогымрэ монологымрэ.

02.04.2024

1

28

Гъэунэ Борис и гъащIэм теухуа обзор , «Уэ
къэкIуэж закъуэ, папэ» рассказыр. Зауэм теухуа
тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.

09.04.2024

1

29

Б.З. «Дыхуейкъым дэ зэи зауэ». Сочиненэм
хуэгъэхьэзырын.

16.04.2024

1

30

Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.

23.04.2024

1

31

Гъубжокъуэ Лиуан и гъащIэм теухуа обзор,
«Бжьэ къэпщIахэр» рассказыр. Литературнэ
лIыхъужьхэр. Проект лэжьыгъэ.

30.04.2024

1

32

Бещтокъуэ Хьэбас и гъащIэм теухуа обзор,
«Адэжь щIыналъэ» усэр.

07.05.2024

1

33

КIуантэ Iэзид и гъащIэм теухуа обзор,
«Джэрпэджэж» рассказыр.

14.05.2024

1

34

Джэдгъэф Борис и гъащIэм теухуа обзор «Си
анэбзэ, си адыгэбзэ» усэр. Къагъырмэс Борис и
гъащIэм теухуа обзор, «Хьэдзыгъуанэмрэ
бжьэмрэ», «Укъызэрынэжыну зыщI» басняхэр.
Басня. «Адэжь щIыналъэ», «Си анэбзэ, си
адыгэбзэ».

28.04.2024

1

С.
34

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Методические пособия
1.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

5

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. М. М. Кумахова, И. П. Варквасова. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 240 с.
2.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

6

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. Ф. Б. Малаева, А. Т. Шогенова. – Нальчик: ГКУ КБРМедиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 256 с.
Словари

79.
Апажев М. Л., Коков Д. Н., Кабардино-русский словарь. Около 27 000 слов / Под
научной редакцией д. ф. н. Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
80.
Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т. Тимижев. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
81.
Бижоев Б. Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000 слов / Под
общей редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2013.
– 848 с.
82.
Гяургиев, Х. З. Кабардинский язык: Учеб. кабард. яз. для сред. спец. учеб.
заведений, шк. и кл. с углубл. изучением родного яз. / Х. З Гяургиев., Х. Э. Дзасежев –
Нальчик: Эльбрус, 1995-. - 22 см.Ч. 2. 238,[1] с.; Ч. 2. - Нальчик: Эльбрус, 1995. – 238 с.
83.
Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского языка (для шк.).
– Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
84.
Емузов А. Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. – Нальчик:
Эльбрус, 1976. – 350 с.
85.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов / Н. Н. Зекореев. – Нальчик:
Эльбрус, 1999. – 283 c.
86.
Карданов Б. М. Русско-кабардинско-черкесский словарь: около 30000 слов / Сост.
Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков; С прил. краткого граммат.
очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете
Министров Кабард. АССР. – М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
87.
Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: ок. 31000 слов / Ин-т
гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. 1. изд.
– М.: Дигора, 1999. – 852 с.
88.
Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х.
Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
89.
Урусов Х. Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского языка: 90000 слов
/ Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 1133 с.
Информационные ресурсы
90.
Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://гнбкбр.рф/ (дата
обращения: 30.06.2022).
91.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/

(дата обращения: 30.06.2022).

92.
Приложение «Гухэлъ» для поддержки черкесского языка и культуры: // URL:
https://aheku.net/news/society/prilozhenie-guxel-sozdano-dlya-podderzhki-cherkesskogoyazyika-i-kulturyi (дата обращения: 30.06.2022).
93.
Портал «Средства массовой информации КБР» // URL: http://www.smikbr.ru/ (дата
обращения: 30.06.2022).
94.
Сайт «Сказки, притчи и мифы народов мира» «Адыгские притчи» //URL:
https://www.thetales.ru/ (дата обращения 28.07.2022 г.)
95.
Онлайн-словарь кабардино-черкесского языка (онлайн + приложение для Android)
// URL: http://www.amaltus.com/ (дата обращения: 30.06.2022).
96.
Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:
30.06.2022).
97.
Самый большой онлайн словарь «Glosbe» // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/
кабардино-черкесский (дата обращения: 08.05.2022).
98.
Словарь «Лъэпкъым и гъуазэ» // URL:
https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/home/ssylki (дата обращения: 30.06.2022).
99.
Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: http://sibza.org (дата
обращения: 30.06.2022).
100. Электронная библиотека КБГУ // URL:
http://lib.kbsu.ru/ElectronicResources/ElectrinicLibrary.aspx (дата обращения: 30.06.2022).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».