5 класс русс яз

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам.дир.по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Ахаминова С.В.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ № 35
от «30» 08 2023 г.
от «30» 08 2023 г.
от «30» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2096804)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 5, 7 классов

с.п.Плановское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учѐтом распределѐнных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа.
Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык
является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их
социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны для
каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют
успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных
жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в
формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является
важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и
творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать
еѐ, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку
как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства
русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в
разных сферах ­человеческой деятельности; проявление уважения к
общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской
Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной
речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определѐнных закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую

информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов
(сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и
тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста,
его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической
структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет в
5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая,
полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их
особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с
изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на
основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт,
сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема
текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые
типы
речи:
описание,
повествование,
рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на
композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные
слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых
средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или
прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица
рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной
речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, еѐ функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы
разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством
родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды
морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулѐм
звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми
гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, ­непроизносимыми
согласными (в рамках изученного).
Правописание ѐ – о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы – и после приставок.
Правописание ы – и после ц.
Орфографический анализ слова (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в
русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного.
Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имѐн существительных по значению, имена
существительные собственные и нарицательные; имена существительные
одушевлѐнные и неодушевлѐнные.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа.
Типы склонения имѐн существительных. Разносклоняемые имена
существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имѐн существительных.

Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения
имѐн существительных.
Правописание собственных имѐн существительных.
Правописание ь на конце имѐн существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имѐн существительных.
Правописание о – е (ѐ) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имѐн
существительных.
Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имѐн
существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Орфографический анализ имѐн существительных (в рамках изученного).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного.
Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имѐн прилагательных.
Морфологический анализ имѐн прилагательных (в рамках изученного).
Нормы словоизменения, произношения имѐн прилагательных, постановки
ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имѐн прилагательных.
Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имѐн
прилагательных.
Правописание кратких форм имѐн прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Орфографический анализ имѐн прилагательных (в рамках изученного).
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и
предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа
настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах
(в рамках изученного).

Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – -блист-, дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил-, -тер- – тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в
форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени
глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные).
Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной
окраске.
Смысловые
и
интонационные
особенности
повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и
невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы
его выражения: именем существительным или местоимением в именительном
падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с
существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;
сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с
существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его
выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространѐнные и нераспространѐнные. Второстепенные
члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и
типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные
средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды
обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры
и степени, условия, уступки).
Простое осложнѐнное предложение. Однородные члены предложения, их роль
в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами.
Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и,

союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с
обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства
его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнѐнного предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнѐнных однородными
членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но,
однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и
союзной связью. Предложения сложносочинѐнные и сложноподчинѐнные (общее
представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей,
связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и
взаимопомощи,
активное участие
в
школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтѐрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России,
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях, уважение к символам России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе
школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях
развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределѐнности, в
повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании
новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы

об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение
оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нѐм информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учѐтом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведѐнного языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
к
принятию
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных
действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретѐнному речевому опыту и корректировать собственную речь с

учѐтом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своѐ и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчѐта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры,
свидетельствующие об этом.

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук,
морфема, слово, словосочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и
монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении
практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объѐмом не менее 5
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в
диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объѐмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ­ознакомительным,
детальным – научно-учебных и художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объѐмом не менее
100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи
объѐмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную
мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста
(для подробного изложения объѐм исходного текста должен составлять не менее
100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в
том числе во время списывания текста объѐмом 90–100 слов; словарного диктанта
объѐмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объѐмом 90–100 слов,
составленного с учѐтом ранее изученных правил правописания (в том числе
содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться
разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме
правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционносмысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей
текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные

местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного
текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и
относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к
функ­ционально-смысловому типу речи.
Использовать
знание
основных
признаков
текста,
особенностей
функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в
практике создания текста (в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его
создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт;
тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры
объѐмом 3 и более предложений; классные сочинения объѐмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку
восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и
прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов:
составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в
том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать еѐ в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с
целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала,
начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях
функциональных стилей, языка художественной литературы.

разговорной

речи,

Система языка
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой,
характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике
произношения и правописания слов.

Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные
орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе
применять знание о правописании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова
по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и
переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и
омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарѐм, словарями
синонимов, антонимов, омонимов, паро­нимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание),
выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с
нулѐм звука).
Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок
на -з (-с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми,
непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с
проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках
изученного); ѐ – о после шипящих в корне слова; ы – и после ц.
Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного).
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о
грамматическом значении слова, о сис­теме частей речи в русском языке для
решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Проводить морфологический анализ имѐн существительных, частичный
морфологический анализ имѐн прилагательных, глаголов.
Проводить орфографический анализ имѐн существительных, имѐн
прилагательных, глаголов (в рамках изученного).
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имѐн существительных.
Различать типы склонения имѐн существительных, выявлять разносклоняемые
и несклоняемые имена существительные.
Проводить морфологический анализ имѐн существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имѐн существительных,
постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых
имѐн существительных.
Соблюдать правила правописания имѐн существительных: безударных
окончаний; о – е (ѐ) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов чик- – -щик-, -ек- – -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-;
употребления (неупотребления) ь на конце имѐн существительных после шипящих;
слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание
собственных имѐн существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;
различать полную и краткую формы имѐн прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имѐн прилагательных (в
рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имѐн прилагательных,
постановки в них ударения (в рамках изучен­ного).
Соблюдать правила правописания имѐн прилагательных: безударных
окончаний; о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имѐн
прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного написания
не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и
предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределѐнной формы)
глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого)
времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках
изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в
глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередованием е // и;
использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в
инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах;
суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед
суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного
написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить
синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить
пунктуационный анализ простых осложнѐнных и сложных предложений (в рамках
изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова
(именные, глагольные, наречные); простые нео­сложнѐнные предложения; простые
предложения, осложнѐнные однородными членами, включая предложения с
обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать
предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные,
вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные),
количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных
членов (распространѐнные и нераспространѐнные); определять главные
(грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические
средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в
именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме
именительного падежа с существительным или местоимением в форме
творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме
именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и
сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным),
средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные правила при постановке тире между
подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и,

союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим
словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в
сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и
союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.
Проводить пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Богатство и
выразительность
русского языка.
Лингвистика как наука о
языке

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

2

Раздел 2. Язык и речь
2.1

Язык и речь. Монолог.
Диалог. Полилог. Виды
речевой деятельности

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
7

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

7

Раздел 3. Текст

3.1

Текст и его основные
признаки.Композиционн
ая структура текста.
Функциональносмысловые типы речи.
Повествование как тип
речи. Рассказ.
Смысловой анализ
текста.
Информационная
переработка текста.
Редактирование текста

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
11

3

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

11

Раздел 4. Функциональные разновидности языка
4.1

Функциональные
разновидности языка
(общее представление)

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
4

1

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

4

Раздел 5. Система языка
Библиотека ЦОК

5.1

Фонетика. Графика.
Орфоэпия.Орфография

13

5.2

Морфемика.
Орфография

13

5.3

Лексикология

11

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Итого по разделу

37

Раздел 6. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
6.1

Синтаксис и пунктуация
как разделы
лингвистики.
Словосочетание

2

6.2

Простое двусоставное
предложение

9

6.3

Простое осложнѐнное
предложение

6

1

6.4

Сложное предложение

7

2

6.5

Прямая речь

2

6.6

Диалог

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

28

Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография
Библиотека ЦОК

7.1

Система частей речи в
русском языке

2

7.2

Имя существительное

22

3

7.3

Имя прилагательное

12

1

7.4

Глагол

24

3

Итого по разделу

60

Повторение пройденного
материала

9

Итоговый контроль
(сочинения, изложения,
контрольные и проверочные
работы, диктанты)

12

12

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

12

https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4130
34

16

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всег
о

Контрольны
е работы

Практи
-ческие
работы

Дата
изучени
я

1

Богатство и
выразительность
русского языка

1

02.09

2

Лингвистика как
наука о языке

1

04.09

3

Повторение.
Орфография.
Правописание
гласных и согласных
в корне (повторение
изученного в
начальной школе)

1

05.09

4

Повторение.
Орфография.
Правописание
разделительного
мягкого (ь) и
разделительного
твердого (ъ) знаков
(повторение
изученного в
начальной школе)

1

07.09

5

Повторение. Состав
слова (повторение
изученного в
начальной школе)

1

08.09

6

Повторение.
Морфология.
Самостоятельные и
служебные части
речи (повторение
изученного в
начальной школе)

1

09.09

7

Повторение.
Синтаксис
(повторение
изученного в
начальной школе)

1

11.09

8

Контрольная работа
(повторение

1

Электрон-ные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa251ff
a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2521
26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2522
52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2523
b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2525
22

Библиотека ЦОК

1

12.09

https://m.edsoo.ru/fa2526f
8

изученного в
начальной школе)
Библиотека ЦОК

9

Речь устная и
письменная

1

14.09

10

Монолог, диалог,
полилог

1

15.09

11

Виды речевой
деятельности:
говорение,
слушание, чтение,
письмо

1

16.09

12

Виды чтения

1

18.09

13

Виды аудирования

1

19.09

14

Речевой этикет

1

21.09

15

Сочинение/изложен
ие (обучающее)

1

22.09

16

Понятие о тексте

1

23.09

17

Текст и его
основные признаки

1

25.09

18

Средства связи
предложений и
частей текста

1

26.09

19

Функциональносмысловые типы
речи: описание,
повествование,
рассуждение

1

28.09

20

Функциональносмысловые типы
речи. Практикум

1

21

Повествование как
тип речи. Рассказ

1

22

Повествование как
тип речи. Рассказ.
Практикум

1

23

Информационная
переработка текста:
простой и сложный

1

https://m.edsoo.ru/fa2528
6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252ea
0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa252b
4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2533
50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2534
cc

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa2536
2a

29.09

Библиотека ЦОК
30.09

https://m.edsoo.ru/fa253a
30

Библиотека ЦОК
1

02.10

https://m.edsoo.ru/fa253b
ac

Библиотека ЦОК
03.10

https://m.edsoo.ru/fa2540
02

план текста

24

Информационная
переработка текста:
простой и сложный
план текста.
Практикум

1

25

Изложение и его
виды

1

06.10

26

Изложение
(обучающее).
Подробное
изложение текста

1

07.10

27

Понятие о
функциональных
разновидностях
языка

1

09.10

28

Сферы речевого
общения и их
соотнесѐнность с
функциональными
разновидностями
языка

1

10.10

29

Функциональные
разновидности
языка. Практикум

1

30

Повторение и
обобщение по темам
"Текст",
"Функциональные
разновидности
языка"

1

13.10

31

Буква и звук.
Алфавит

1

14.10

32

Согласные звуки и
обозначающие их
буквы. Глухие и
звонкие согласные

1

16.10

33

Правописание
согласных в корне
слова

1

17.10

34

Правописание
согласных в корне
слова. Типы
орфограмм

1

19.10

35

Согласные звуки и
обозначающие их
буквы. Твѐрдые и
мягкие согласные

1

20.10

1

1

05.10

12.10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2549
1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256e
d8

36

Гласные звуки и
обозначающие их
буквы

1

21.10

37

Слог и ударение

1

23.10

38

Сочинение
(обучающее).
Описание картины

1

24.10

39

Правописание
безударных гласных
в корне слова

1

26.10

40

Правописание
безударных гласных
в корне слова. Типы
орфограмм

1

27.10

41

Фонетический
анализ слова

1

06.11

42

Орфоэпия.
Орфоэпические
нормы

1

07.11

43

Повторение тем
«Фонетика, графика,
орфоэпия»,
«Орфография».
Проверочная работа

1

09.11

44

Морфемика как
раздел лингвистики.
Морфема как
минимальная
значимая единица
языка

1

10.11

45

Окончание и основа

1

11.11

46

Приставки

1

13.11

47

Суффиксы

1

14.11

48

Чередование звуков
в морфемах

1

16.11

49

Морфемный анализ
слов

1

17.11

50

Правописание ѐ-о
после шипящих в

1

18.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254a
d4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254d
36

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa254e
bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2567
4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2568
98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2569
ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256af
a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256c
26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256d

корне слова

5c

51

Правописание
неизменяемых на
письме приставок

1

20.11

52

Правописание
приставок на -з (-с)

1

21.11

53

Правописание ы —
и после приставок

1

23.11

54

Правописание ы —
и после ц

1

24.11

55

Повторение темы
«Морфемика.
Орфография»

1

25.11

56

Практикум по теме
«Морфемика.
Орфография»

1

27.11

57

Контрольная работа
по теме
«Морфемика.
Орфография»

1

58

Лексикология как
раздел лингвистики.
Лексическое
значение слова

1

29.11

59

Толковые словари

1

30.11

60

Однозначные и
многозначные слова

1

01.12

61

Понятие о
лексической
сочетаемости

1

02.12

62

Сочинение. Устный
рассказ

1

63

Тематические
группы слов

1

05.12

64

Синонимы

1

07.12

65

Антонимы

1

08.12

https://m.edsoo.ru/fa255ce
0

66

Омонимы.

1

09.12

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2571
30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2574
64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2575f
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2577
2a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa2578
ba

28.11

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2553
d0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2554f
c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa2556
8c

04.12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2558
ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa255b
5a

Библиотека ЦОК

Паронимы

https://m.edsoo.ru/fa255e
16

Библиотека ЦОК

67

Лексический анализ
слова

1

11.12

68

Повторение темы
"Лексикология"

1

12.12

69

Повторение темы
"Лексикология".
Практикум

1

70

Контрольная работа
по теме
"Лексикология"

1

71

Что изучает
синтаксис

1

16.12

72

Словосочетание

1

18.12

73

Предложение основная единица
речевого общения

1

19.12

74

Виды предложений
по цели
высказывания

1

21.12

75

Смысловые и
интонационные
особенности
повествовательных,
вопросительных,
побудительных,
восклицательных и
невосклицательных
предложений.
Интонация

1

22.12

76

Грамматическая
основа предложения

1

23.12

77

Главные члены
предложения
(грамматическая
основа).
Подлежащее и
способы его
выражения

1

25.12

78

Главные члены
предложения
(грамматическая
основа). Сказуемое и

1

26.12

1

https://m.edsoo.ru/fa2563
2a

14.12

Библиотека ЦОК
1

15.12

https://m.edsoo.ru/fa2565
a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e5
de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e7
78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ea5
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ebc
e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25eda
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ef0
c

способы его
выражения
79

Второстепенные
члены предложения.
Определение

1

28.12

80

Дополнение

1

29.12

81

Обстоятельство

1

30.12

82

Однородные члены
предложения

1

09.01

83

Предложения с
однородными
членами

1

11.01

84

Сочинение-описание
картины

1

85

Знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами

1

86

Знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами. Практикум

1

87

Обращение

1

16.01

88

Изложение с
элементами
сочинения
(обучающее)

1

18.01

89

Предложения
простые и сложные.
Сложные
предложения с
бессоюзной и
союзной связью

1

19.01

90

Сложные
предложения с
бессоюзной и
союзной связью

1

20.01

91

Предложения
сложносочиненные
и

1

22.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f40
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f57
e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25f6e
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fb7
8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fce
0

Библиотека ЦОК
1

12.01

https://m.edsoo.ru/fa25ffb
0

Библиотека ЦОК
13.01

1

https://m.edsoo.ru/fa25fe5
2

15.01

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2601
90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2605
c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2607
44

сложноподчиненные
(общее
представление,
практическое
усвоение)

92

Пунктуационное
оформление
сложных
предложений,
состоящих из
частей, связанных
бессоюзной связью и
союзами и, но, а,
однако, зато, да

1

93

Пунктуационное
оформление
сложных
предложений,
состоящих из
частей, связанных
бессоюзной связью и
союзами и, но, а,
однако, зато, да.
Практикум

1

94

Предложения с
прямой речью

1

26.01

95

Пунктуационное
оформление
предложений с
прямой речью

1

27.01

96

Диалог.
Пунктуационное
оформление диалога

1

29.01

97

Диалог.
Пунктуационное
оформление
диалога. Практикум

1

98

Повторение темы
«Синтаксис и
пунктуация»

1

99

Повторение темы
«Синтаксис и
пунктуация».
Практикум

1

100

Контрольная работа
по теме «Синтаксис
и пунктуация»

1

101

Система частей речи

1

Библиотека ЦОК
23.01

https://m.edsoo.ru/fa2608
a2

Библиотека ЦОК
1

25.01

https://m.edsoo.ru/fa260a
8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260c
12

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa260d
5c

30.01

01.02

1

02.02

Библиотека ЦОК
1

03.02

https://m.edsoo.ru/fa260e
88

05.02

Библиотека ЦОК

в русском языке

https://m.edsoo.ru/fa257a
04

102

Самостоятельные и
служебные части
речи

1

103

Имя
существительное как
часть речи

1

08.02

104

Род имѐн
существительных.
Имена
существительные
общего рода

1

09.02

105

Число имени
существительного.
Имена
существительные,
имеющие форму
только
единственного или
множественного
числа

1

10.02

106

Изложение
выборочное

1

107

Падеж имѐн
существительных

1

13.02

108

Типы склонения
имѐн
существительных

1

15.02

109

Правописание
мягкого знака на
конце имѐн
существительных
после шипящих

1

16.02

110

Буквы Е и И в
падежных
окончаниях имѐн
существительных

1

17.02

111

Буквы Е и И в
падежных
окончаниях имѐн
существительных.
Практикум

1

112

Разносклоняемые и
несклоняемые имена
существительные

1

20.02

https://m.edsoo.ru/fa2589
18

113

Род несклоняемых

1

22.02

Библиотека ЦОК

06.02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257b
30

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2580
3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2583
d2

Библиотека ЦОК
1

12.02

https://m.edsoo.ru/fa2582
9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2585
80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2586
b6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa2587
e2

19.02

Библиотека ЦОК

имѐн
существительных

https://m.edsoo.ru/fa258b
de

114

Морфологический
анализ имени
существительного

1

23.02

115

Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
окончаниях имѐн
существительных

1

24.02

116

Правописание
суффиксов -ек-/-икимен
существительных

1

26.02

117

Правописание
суффиксов -чик-/щик- имен
существительных

1

27.02

118

Правописание О и Е
(Ё) после шипящих
и Ц в суффиксах
имен
существительных

1

01.03

119

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
именами
существительными

1

02.03

120

Правописание
корней с
чередованием а//о: гар- — -гор-, -зар- —
-зор-

1

04.03

121

Правописание
корней с
чередованием а//о: гар- — -гор-, -зар- —
-зор-. Практикум

1

122

Правописание
корней с
чередованием а // о:
-лаг- — -лож--раст— -ращ- — -рос

1

123

Правописание
корней с
чередованием а // о:
-лаг- — -лож--раст— -ращ- — -рос.
Практикум

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258d
28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa258fe
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2593
9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2592
46

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2591
10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2595
ca

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/fa2598
a4

05.03

Библиотека ЦОК
07.03

1

09.03

https://m.edsoo.ru/fa2597
6e

124

Правописание
корней с
чередованием -клан— -клон-, -скак- — скоч-

1

11.03

125

Повторение и
обобщение по теме
"Имя
существительное"

1

12.03

126

Контрольная работа
по теме "Имя
существительное"

1

127

Имя прилагательное
как часть речи

1

15.03

128

Общее
грамматическое
значение,
морфологические
признаки и
синтаксические
функции имени
прилагательного

1

16.03

129

Правописание
безударных
окончаний имен
прилагательных

1

18.03

130

Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
окончаниях имен
прилагательных

1

19.03

131

Имена
прилагательные
полные и краткие,
их синтаксические
функции

1

21.03

132

Краткие
прилагательные. Их
синтаксические
функции

1

22.03

133

Морфологический
анализ имен
прилагательных

1

23.03

134

Сочинение-описание
картины

1

135

Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
суффиксах имен

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2599
d0

Библиотека ЦОК
1

14.03

https://m.edsoo.ru/fa259af
c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa259c
1e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a1
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25abe
6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a2
7c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a5c
e

Библиотека ЦОК
1

04.04

https://m.edsoo.ru/fa25b1
b8

Библиотека ЦОК
05.04

https://m.edsoo.ru/fa25ad
6c

прилагательных

136

Буквы О и Е после
шипящих и Ц в
суффиксах имен
прилагательных.
Практикум

1

137

Слитное и
раздельное
написание НЕ с
именами
прилагательными

1

08.04

138

Повторение по теме
«Имя
прилагательное»

1

09.04

139

Повторение по теме
«Имя
прилагательное».
Практикум

1

11.04

140

Контрольная работа
по теме "Имя
прилагательное"

1

141

Глагол как часть
речи

1

13.04

142

Глагол как часть
речи. Роль глагола в
словосочетании и
предложении, в речи

1

15.04

143

Инфинитив и его
грамматические
свойства

1

16.04

144

Основа инфинитива,
основа настоящего
(будущего простого)
времени глагола

1

18.04

145

Глаголы
совершенного и
несовершенного
вида

1

19.04

146

Глаголы
совершенного и
несовершенного
вида (практикум)

1

20.04

147

Глаголы возвратные
и невозвратные

1

22.04

148

Сочинение на тему

1

Библиотека ЦОК
1

06.04

https://m.edsoo.ru/fa25aed
e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b0
46

Библиотека ЦОК
1

12.04

https://m.edsoo.ru/fa25b3
98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b5
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b6
86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b7
ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b9
60

Библиотека ЦОК

1

22.04

https://m.edsoo.ru/fa25bb
9a

Библиотека ЦОК

149

Изменение глаголов
по временам

1

23.04

150

Настоящее время:
значение,
образование,
употребление

1

25.04

151

Изменение глаголов
по лицам и числам

1

26.04

152

Изменение глаголов
по лицам и числам.
Спряжение

1

27.04

153

Изменение глаголов
по лицам и числам.
Типы спряжения
глагола (обобщение)

1

29.04

154

Правописание
безударных личных
окончаний глаголов

1

155

Правописание
безударных личных
окончаний глаголов.
Практикум

1

156

Правописание
мягкого знака (Ь) в
инфинитиве, в
форме 2-го лица
единственного числа
после шипящих

1

03.05

157

Морфологический
анализ глагола

1

04.05

158

Правописание
корней с
чередованием е//и

1

06.05

159

Правописание
корней с
чередованием е//и.
Практикум

1

160

Обобщение по теме:
"Правописание
корней с
чередованием е // и"

1

10.05

161

Правописание
гласной перед
суффиксом -л- в
формах прошедшего

1

11.05

https://m.edsoo.ru/fa25c1e
e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25c9
8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb
58

Библиотека ЦОК
30.04

https://m.edsoo.ru/fa25ccd
4

Библиотека ЦОК
1

02.05

https://m.edsoo.ru/fa25ce3
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d4
4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d1
16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e0c
a

Библиотека ЦОК
1

07.05

https://m.edsoo.ru/fa25e2
28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d9
0e

времени глагола

162

Правописание
гласной перед
суффиксом -л- в
формах прошедшего
времени глагола.
Практикум

1

163

Слитное и
раздельное
написание не с
глаголами

1

14.05

164

Повторение по теме
«Глагол».
Проверочная работа

1

16.05

165

Работа над
ошибками, анализ
работы

1

17.05

166

Итоговая
контрольная работа
за курс 5 класса

1

167

Повторение.
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия

1

168

Повторение.
Лексикология.
Культура речи

1

23.05

169

Повторение.
Морфология.
Культура речи

1

24.05

170

Повторение.
Синтаксис. Культура
речи

1

25.05

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
1

13.05

https://m.edsoo.ru/fa25db
02

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25dc
74

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e4
30

Библиотека ЦОК
1

18.05

https://m.edsoo.ru/fa2616
08

Библиотека ЦОК
20.05

https://m.edsoo.ru/fa2610f
4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2612
84

Библиотека ЦОК

170

12

16

https://m.edsoo.ru/fa2614
e6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».