МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО естественно-научного цикла Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Шибзухова И.Ю. Кудалиева Ф.Р. Приказ № 35 ________________________ Протокол №1 от «30» 08.2023 г. от «30» 08.2023 г. Мазокова А.Х. Протокол №1 от «30» 08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID2441277 ) учебного курса «Индивидуальная проектная деятельность» для обучающихся 10 класса Плановское 2023г. Рабочая программа курса « Индивидуальная проектная деятельность» рассчитана на учащихся 10 класса, которые, с одной стороны, владеют програмным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО. Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах. Рабочая программа курса « Индивидуальная проектная деятельность» рассчитана на 34 часов из расчета 1 часа в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно. Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основные задачи: • формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся; • развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности; • воспитывать сознательное отношение к труду; • развивать навыки самостоятельной научной работы; • научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу; • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки; • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами; • научить продуманной аргументации и культуре рассуждения. По окончании изучения курса учащиеся должны знать: • основы методологии исследовательской и проектной деятельности; • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Учащиеся должны владеть навыками: • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; •составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу; • описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; • проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты; • проводить измерения с помощью различных приборов; • выполнять инструкции по технике безопасности; • оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. Планируемые результаты проектной деятельности: Личностные У школьников будут сформированы: · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; · способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: · внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; · выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; · устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; · адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; · осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия. · · Ученик получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Школьник научится: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; · проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: · осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; · осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; · строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные Школьник научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; · использовать речь для регуляции своего действия; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; · осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; · адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; · адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Содержание курса Этап 1. Метод проектов ( ч.) Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами оформления проектной деятельности. Этап 2. Планирование работы ( ч). Выбор темы и целей проекта ( через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.); определение количества участников проекта, состава группы; определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта( формы представления результатов): -отчёт ( устный, письменный, устный с демонстрацией материалов), -издание сборника, фильма, макета и т.д.; установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Этап 3. Исследовательская деятельность ( ч). Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, организация экскурсий, экспериментов. Этап 4. Обработка результатов ( ч). Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата Этап 5. Итоговый этап ( ч.) Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Календарно-тематическое планирование 10 класс № Тема урока Количество часов 1 Вводное занятие. Знакомство с проектной деятельностью. 1 2 История метода проектов. 1 3 Основные требования к проектам 1 4 Структура учебного проекта 1 5 Классификация учебных проектов 1 6 Терминология проектной деятельности 1 7 Портфолио проекта и способы оформления Паспорт проектной работы 1 8 его 10 Возможные выходы деятельности Тематика проектов 11 Выбор темы проекта 1 12 Определение типа проекта 1 13 Определение группы в составе проекта 1 14 Разработка целей и задач проектной деятельности Разработка целей и задач проекта 1 Планирование работы по реализации проекта Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов; Оценка результатов проектной работы 1 19 Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования 1 20 Определение предмета и объекта исследования 1 9 15 16 17 18 проектной 1 1 1 1 1 1 Дата проведения План Факт 21 Подбор теоретического материала по выбранной теме 1 22 Анализ литературных источников по выбранной теме 1 23 Использование материалов сети ИНТЕРНЕТ по выбранной теме 1 24 Подбор методик проведения экспериментов 1 25 Составление анкет, вопросов интервью 26 Первичная обработка результатов 27 Анализ результатов эксперимента 28 Обработка данных анкетирования 29 Подготовка проектной работы. Оформление проекта 30 Подготовка презентации: оформление, дизайн. 1 1 1 1 31 Предзащита проекта 1 32 Корректировка проекта 1 33 Защита проекта 1 34 Подведение итогов защиты 1