МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино - Балкарской республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО естественно-научного цикла Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Шибзухова И.Ю. Кудалиева Ф.Р. Приказ №35 от «30» 08 ________________________ Протокол №1 от «30» 08 2023 г. 2023 г. Шидугова А.Х. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3533878) учебного предмета «Физика. Базовый уровень» для обучающихся 8 класса с.п. Плановское, 2023 г. Пояснительная записка Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. В задачи обучения физике входит: — развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления; — овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; — усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов; — формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии. При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса. Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 8 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования по физике 2019 года. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин «Физика-8» Поурочное планирование изучения физики в 8 классе рассчитано на 68 часов – 2 часа в неделю. Планирование составлено на 68 часов. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике. Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. В Планировании предусмотрено выполнение 13 лабораторных работ и 6 контрольных работ по основным разделам курса физики 8 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике. Содержание учебного материала Тепловые явления Блок №1. Тепловое движение. Виды теплопередачи. СУМ: Тепловое движение. Температура и её измерение. Шкала Цельсия. Абсолютный нуль. Внутренняя энергия тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвенция, излучение. Способы изменения внутренней энергии тела . Блок №2. Количество теплоты СУМ: Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания.. Л.Р. № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Л.Р. № 2 «Измерение удельной теплоемкости вещества». Л.Р. № 3 «Измерение влажности воздуха». К.Р. № 1 «Тепловые явления» Блок №3. Изменение агрегатных состояний вещества. СУМ: Различные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха. Испарение. Конденсация. Кипение. Удельная теплота преобразования. Преобразование энергии в тепловых явлениях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. К.Р. № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества» Электрические явления Блок №1. Электрические явления СУМ: Электрический заряд (носители - электрон или протон). Модель строения атома. Закон сохранения электрический заряда. Электрическое поле. Электрон Проводники, диэлектрики и полупроводники. Напряженность электрического поля. Закон Кулона. Электростатическая индукция. Учащиеся должны знать и помнить: - смысл физических величин: электрический заряд, напряжённость электрического поля; - представление об электрических зарядах их делимости, об электроне как носителе наименьшего электрического заряда, о ядерной модели атома и структуре ионов; -смысл физических законов: сохранения электрического заряда и Кулона. Учащиеся должны уметь: - рисовать модель атома водорода; - описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов; - объяснять устройство и принцип действия электрометра. Блок №2. Электрический ток. СУМ: Электрический ток. Гальванический элемент. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Реостат. Вольтметр. Аккумуляторы. Л.Р. № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных её участках» Л.Р.№ 5 «Измерение напряжения на различных участках электричкой цепи» Л.Р.№ 6 «Регулирование силы тока реостатом» Л.Р.№ 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Блок №3. Соединение проводников в цепи СУМ: Последовательность соединения проводников. Параллельное соединение проводников. Смешанные соединения проводников. К.Р. № 3 « Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников» Учащиеся должны знать и помнить: Последовательное и параллельное соединение проводников. Учащиеся должны уметь: -собирать простейшие электрические цепи и чертить схемы; - делать анализ соединений в электрической цепи. Блок №4. Работа и мощность электрического тока СУМ: Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. КПД установки Конденсатор. Электрическая емкость. Энергия конденсатора. - правила техники безопасности при работе с электрическими цепями Л.Р. № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» К.Р. № 4 « Электрические явления. Работа и мощность электрического тока». Электромагнитные явления (6 часов). СУМ: Опыт Эрстеда. Магнитное поле токов. Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле электрического тока. Магнитное поле катушки с током. Магнитное поле Земли. Линии магнитной индукции. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель Л.Р.№ 9 «Сборка электромагнита и его испытания» Л.Р. № 10 « Изучение работы электродвигателя постоянного тока». Световые явления Блок №1 Световые явления СУМ: Источник света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения. Образование тени и полутени. Закон преломления. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света. Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Блок №2 Оптические приборы СУМ: Линзы. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз и зрение. Очки. Лупа. Движение небесных тел на небе. Л.Р. № 11 «Получение изображений с помощью линзы». 5. Повторение 3 часа. Планируемые результаты по темам курса 1.1. Тепловые явления. Личностные результаты обучения: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Метапредметные результаты обучения: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его; Предметные результаты обучения: На уровне запоминания физические величины и их условные обозначения: температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. физические приборы: линейка, секундомер, термометр; методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория. Воспроизводить: определения понятий: измерение физической величины, цена деления шкалы измерительного прибора; определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения. закон сохранения энергии в тепловых процессах график фазовых переходов для любых веществ. На уровне понимания Приводить примеры: физических явлений, плавления, парообразования, конденсации, кристаллизации; физические термины: молекула, атом, вещество, материя; связь между температурой и скоростью движения молекул; Объяснять: роль и место эксперимента в процессе познания, погрешностей измерений и способы их уменьшения постоянство температуры при фазовых переходах принципы работы тепловых двигателей. Уметь: причины Применять в стандартных ситуациях измерять, время; температуру, вычислять погрешность прямых измерений этих величин, погрешность измерений малых величин, записывать результаты прямого измерения с учётом абсолютной погрешности. соотносить физические явления и теории, их объясняющие; использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений. Решать задачи на теплообмен в теплоизолированных системах. . 1.2. Электрические явления Личностные результаты обучения: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Метапредметные результаты обучения: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения; развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию; выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его; Предметные результаты обучения: На уровне запоминания физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, электрическая емкость; формулы данных физических величин; физические приборы: амперметр, вольтметр, омметр. Воспроизводить: определения понятий: электрический ток, электрическое поле, электрон, протон, нейтрон, атом, молекула определение по плану: силы тока, напряжения, сопротивления, электрической емкости; графики зависимости: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления. различать последовательное и параллельное соединение проводников в электрических цепях. Описывать: наблюдаемые действия электрического тока: световое, тепловое, магнитное, химическое. На уровне понимания существование различных видов носителей электрического тока; различный характер носителй электрического тока в проводниках, полупроводниках и электролитах. зависимость сопротивления проводника от длины, сечения и материала. объяснять суть короткого замыкания. объяснять устройство электронагревательных приборов. Уметь: Применять в стандартных ситуациях: определять неизвестные величины, входящие в формулы: закона Ома, закона Джоуля - Ленца, электрической емкости, сопротивления; строить графики вольт - амперных характеристик проводника; находить проявление теплового действия тока в быту и технике; решать задачи на виды соединений проводников; чертить электрические схемы цепей. Применять в нестандартных ситуациях планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания; решать комбинированные задачи на комбинированное соединение проводников решать задачи на расчет развиваемой мощности в электрических цепях. Классифицировать: различные виды соединений элементов электрических цепей. 1.3. Электромагнитные явления Личностные результаты обучения: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Метапредметные результаты обучения: выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его; организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроля; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. Предметные результаты обучения: На уровне запоминания; физические приборы: компас, магнитная стрелка; правила пользования магнитной стрелкой; Воспроизводить: изображение магнитного поля прямого тока и катушки; изображение силовыми линиями магнитные поля постоянных магнитов и поля Земли, правила буравчика, правой руки и левой руки. На уровне понимания магнитное поле, как меру электромагнитного взаимодействия; Объяснять: Магнитные явления, связанные с проявлением магнитных полей Земли, тока и постоянных магнитов. Уметь: Применять в стандартных ситуациях: определять полюса катушки, по которой протекает ток; приводить примеры направления взаимодействии магнитов. Применять: силовых линий поля при решать качественные е задачи. Применять в нестандартных ситуациях: планировать поиск решения проблемы, оценивать полученные результаты; решать задачи на определения движения заряженной частицы в магнитном поле. 1.4.Световые явления Личностные результаты обучения: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу; к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения; убежденность в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Метапредметные результаты обучения: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. формирование умений работать в группе, вести дискуссию, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения; развития монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; овладение эвристическими методами решения проблем; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; Предметные результаты обучения: На уровне запоминания физические величины и их условные обозначения, единицы измерения: фокус, оптическая сила линзы; физические приборы: линзы, зеркала; устройство и действие перископа); Воспроизводить: определение по плану: оптическая сила линзы, закон отражения и закон преломления; На уровне понимания явления преломления и отражения; получение изображений в зеркале; получение изображений в линзе собирающей и рассеивающей; получения изображений в глазе человека. Уметь: Применять в стандартных ситуациях: приводить примеры различных видов изображений в оптических устройствах; строить изображения на чертеже Применять в нестандартных ситуациях: планировать поиск решения проблемы, оценивать результаты; использовать теоретические методы научного познания. полученные Учебно-тематический план № п/п Тема 1 Тепловые явления Электрические 2 явления Магнитные 3 явления 4 Световые явления 10 Итого В том числе Кол-во лабораторные контрольные часов уроки работы занятия 25 20 3 2 27 20 5 2 7 4 2 1 9 68 5 49 3 13 1 6 Поурочное планирование Класс – 8 Учитель : Казиев Анзор Мухарбиевич Количество часов по учебному плану: Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа Учебник: «Физика» Перышкин А.В., Дрофа, 2019 г. № уро ка Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Тепловые явления Кол-во часов Всего Контр. работы 25 2 Дата Практ. работы 3 (25 ч.) 1 2 3 4 5 6 7 1 Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура 05.09 1 06.09 Решение задач 1 Внутренняя энергия тела. Способы изменения внутренней энергии тела Теплопроводность Конвекция. Излучение. Особенности различных 12.09 1 13.09 1 19.09 1 26.09 27.09 Электр. цифров. образ. ресурсы способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. 8 1 Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа №1 1 03.10 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 9 10 11 12 13 14 15 Удельная теплоёмкость 1 1 Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела » Решение задач Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» Агрегатные состояния вещества. Плавление и 04.10 1 10.10 1 11.10 1 17.10 1 1 1 18.10 1 24.10 25.10 отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. 16 17 18 19 20 21 22 1 Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделении её при конденсации. Кипение. Влажность воздуха и её измерение. Лабораторная работа № 3 «Измерение относительной влажности воздуха» Удельная теплота парообразования и конденсации. Решение задач на тему «Удельная теплота парообразования и конденсации» Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. 07.11 1 08.11 1 1 14.11 1 15.11 1 21.11 1 22.11 1 28.11 23 24 25 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 1 29.11 1 05.12 1 1 06.12 Раздел 2. Электрические явления (27 ч. ) 26 27 28 29 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. 1 12.12 1 13.12 1 19.12 1 20.12 Источники электрического тока. 30 31 32 33 34 35 36 Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. 26.12 1 27.12 1 10.01 1 16.01 1 17.01 1 Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. 1 1 1 23.01 24.01 37 38 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» Лабораторная работа №7 39 7 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от 1 30.01 1 31.01 1 1 1 06.02 напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника» 1 40 07.02 Последовательное соединение проводников. 41 42 43 Решение задач по теме «Последовательное соединение проводников». Параллельное соединение проводников. Решение задач по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников 1 13.02 1 14.02 1 20.02 44 45 46 47 48 49 50 51 52 21.02 Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления». Мощность электрического тока. Работа электрического тока. Лабораторная работа №8 «Измерение работы и мощности электрического тока в лампе» Решение задач на тему «Работа и мощность электрического тока» Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Решение задач по теме «Постоянный ток». Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток». 1 27.02 1 28.02 1 1 05.03 1 06.03 1 12.03 1 13.03 1 19.03 1 1 20.03 Раздел 3. Магнитные явления (7 ч.) 53 54 55 56 57 58 59 Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» Применение электромагнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные 1 03.04 1 09.04 1 1 10.04 1 16.04 1 17.04 1 1 1 1 23.04 24.04 явления» Раздел 4. Световые явления (9 ч.) 60 61 62 63 64 65 1 Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» 1 Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение. Оптические приборы. Лабораторная работа №13 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» 07.05 1 1 Преломление света. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» 30.04 1 08.05 1 14.05 1 15.05 1 22.05 1 66 67 68 1 Решение задач по теме «Световые явления». 28.05 1 Контрольная работа №6 по теме «Световые явления». Итоговый урок 1 1 6 29.05 13 30.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Физика: 8-й класс: базовый уровень: учебник, 8 класс/ Перышкин И. М., Иванов А. И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» В.И. Лукашик, Е.В. Иванова "Сборник задач по физике" 7-9 класс. Москва , Просвещение, 2011 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1) Е.Н. Кривопалова "Тесты по физике" 8 класс, Москва, 2002 г 2) Н.Н. Тулькибаева, А.Э.Пушкарев "Тестовые задания по физике" 7-9 классы, Москва, Просвещение, 2003 г. 3) Петросян В.Г., Карашаев А.А., Мальбахов А.М. "Сборник вопросов, задач и упражнений по физике" 8 класс, Нальчик, 2000 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1) http://www.fizika.ru 2) http://fiz.1september.ru 3) http://elfiz.ru/ 4) http://phys.reshuege.ru/ http://phys.sdamgia.ru/ 5) http://distolymp2.spbu.ru/olymp/ 6) http://kvant.mccme.ru/