УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕНО
Директор школы
Педагогическим советом
Пр. 8 № от 22.05.2025
Кудалиева Ф.Р.__ ______
Приказ №19/1
от 22.05.2025г.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ
ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, НЕ ПРОШЕДШИХ
ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРИЕМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ОРГАНИЗАЦИЮ
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ)
с. п. Плановское 2025 год
Данная программа предназначена для подготовки детеймигрантов, не прошедших тестирование на знание русского языка, к
повторной процедуре с целью поступления в образовательную
организацию (уровни основного общего и среднего общего
образования).
Раздел 1. Характеристика программы
В основе примерной программы для дополнительного обучения русскому
языку для иностранных граждан, не прошедших тестирование для приема в
общеобразовательную организацию (уровни основного общего и среднего
общего образования) лежат следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
3. Приказ Минпросвещения России от 14.03.2025 №170 «Об утверждении
Порядка
проведения
в
государственной
или
муниципальной
общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка,
достаточное для освоения образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, иностранных граждан и лиц
без гражданства».
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденная постановлением Правительства РФ № 1642 от
26.12.2017.
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
6. Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 568 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413».
9. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 (ред. от
21.07.2023) «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников».
10. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 (ред. от
07.10.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
11. Приказ Минпросвещения России от 06.09.2022 №804 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих
современным
условиям
обучения,
необходимых
при
оснащении
общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",
направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской
Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях,
модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем
образования, критериев его формирования и требований к функциональному
оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива
стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами
обучения и воспитания».
12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016)
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и
дополнениями).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
02.12.2020 №40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и
дополнениями).
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №4 (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН
3.3686-21
"Санитарно-эпидемиологические
требования
по
профилактике инфекционных болезней”».
16. Письмо Минпросвещения России от 31.03.2025 №03-608 «О
направлении Методических рекомендаций» (вместе с "Методическими
рекомендациями по проведению тестирования на знание русского языка
иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Данная программа разработана для учителей, осуществляющих
подготовку детей-инофонов, не прошедших тестирование на знание русского
языка, к пересдаче тестирования с целью поступления в образовательную
организацию на уровень основного общего и среднего общего образования.
В основу программы положены следующие принципы и положения:
– ведущими факторами образовательной среды, влияющими на процесс
социокультурной адаптации детей, являются: личностная направленность
процесса образования, создание отношений уважения и благоприятного
психологического климата в школе;
– современное общество нуждается в нахождении путей диалога с
группами, входящими в его состав, независимо от этнической,
конфессиональной или иной культурной принадлежности, в связи с этим при
создании условий успешной адаптации детей-мигрантов в школе возникает
необходимость нахождения путей сотрудничества со всеми субъектами
образовательного процесса;
– адаптация не носит однонаправленный характер, под адаптацией также
понимается формирование установки на позитивное восприятие и понимание
иных культур, следовательно, обе стороны – и принимающая, и входящая в
состав – испытывают на себе изменения, связанные со сменой окружения.
Освоение содержания программы происходит в течение трех месяцев:
- для поступающих в пятый-шестой классы – 72 часа (6 занятий в неделю,
продолжительностью 40 – 45 минут);
- для поступающих в седьмой-восьмой классы – 96 часов (8 занятий в
неделю, продолжительностью 40 – 45 минут);
- для поступающих в девятый-одиннадцатый классы – 108 часов (9
занятий в неделю, продолжительностью 40 – 45 минут)
1.1. Цель реализации программы – подготовка детей-мигрантов, не
прошедших тестирование на знание русского языка, к повторной процедуре с
целью поступления в образовательную организацию на уровень основного
общего и среднего общего образования.
Раздел 2. Результаты освоения Программы
Для поступления в 5 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети умеют участвовать в диалоге.
Дети владеют умением создания монологического высказывания с
опорой на предъявляемые вопросы.
Дети проявляют умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Письменная речь
Дети демонстрируют понимание прослушанного текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой на доступном возрасту уровне.
Дети проявляют
пропущенные буквы
умение
правильно
списывать
текст,
вставляя
Для поступления в 6 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Дети умеют правильно списывать текст, вставляя пропущенные буквы.
Дети проявляют умение строить письменное высказывание, отвечая на
вопросы.
Для поступления в 7 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Для поступления в 8 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Для поступления в 9 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Для поступления в 10 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному и анализировать
информацию.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети демонстрируют умение сжато излагать прослушанный текст.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Для поступления в 11 класс
Устная монологическая и диалогическая речь
Дети активно участвуют в диалоге.
Дети умеют самостоятельно создавать монологическое высказывание.
Дети умеют читать вслух.
Дети умеют отвечать на вопросы по прочитанному.
Дети демонстрируют умение в пересказе текста с опорой на план.
Письменная речь
Дети воспринимают на слух и понимают содержание прослушанного
текста.
Дети владеют лексикой и грамматикой русского языка.
Дети проявляют умение создавать письменное развёрнутое высказывание
(сочинение) на заданную тему.
Раздел 3. Содержание программы
В процессе подготовки к тестированию дети-мигранты должны овладеть
следующими видами речевой деятельности: говорение, слушание, чтение,
письмо в следующем объеме:
5 класс:
Понимать прослушанный художественный или научно-популярный текст
объемом не более 75-80 слов, отвечать на вопросы по содержанию
прослушанного текста (не менее 3).
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного
общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать при письме и
говорении правила русского речевого этикета.
Строить устное монологическое высказывание (4-6 предложений) в
учебной или социально-бытовой ситуации общения.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст (объем
исходного текста не более 75-80 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Читать вслух текст объемом не более 75-80 слов с соблюдением
интонации в соответствии с пунктуационным оформлением текста.
Определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст с
использованием темы или основной мысли.
Создавать небольшие письменные тексты (3-5 предложений) в
определенной ситуации общения по опорным вопросам.
Подробно передавать в письменной форме содержание текста (объем
исходного текста не более 75-80 слов).
Правильно списывать тексты объемом не более 75 слов. Применять
правила правописания:
безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «ия», на «-ья», «-ье» во
множественном числе, собственных имен существительных на «-ов», «-ин», «ий»);
безударные падежные окончания имен прилагательных; безударные
личные окончания глаголов.
Использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами,
связанными союзами «и», «а», «но», и без союзов.
Подбирать к предложенным словам синонимы, антонимы.
Употреблять знаменательные части речи в соответствии с их
морфологическими признаками (время, род, число, падеж).
Составлять простые распространенные и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочиненные с союзами «и», «а», «но» и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов).
6 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более 90
слов: устно формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на
вопросы по содержанию текста (не менее 4).
Участвовать в диалоге объемом не менее 3 реплик в ситуациях учебного
общения и на основе жизненных наблюдений, соблюдать правила русского
речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом
не более 90 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научно-
популярного и художественных текстов различных функционально- смысловых
типов речи объемом не более 90 слов: устно формулировать тему и главную
мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее 4);
составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу
речи.
Передавать в письменной форме содержание исходного текста (объем
исходного текста должен составлять не более 90 слов).
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский
опыт; тексты с опорой на сюжетную картину объемом не менее 70 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом 90-95 слов; соблюдать
при письме правила речевого этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок
на -з (-с); корней с безударными проверяемыми гласными.
Соблюдать при письме правила правописания: безударных окончаний
имен существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов,
правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного
написания не с глаголами.
Употреблять однозначные и многозначные слова, синонимы и антонимы
в речи.
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения,
произношения имен существительных, постановки в них ударения,
употребления несклоняемых имен существительных (на ограниченном объеме
слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения,
произношения имен прилагательных, постановки в них ударения (на
ограниченном объеме слов).
Соблюдать при письме и говорении нормы словоизменения глаголов,
постановки ударения в глагольных формах (на ограниченном объеме слов).
7 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных и художественных
текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не более
100 слов: устно формулировать тему и главную мысль текста, отвечать на
вопросы по содержанию текста.
Участвовать в диалоге объемом не менее 4 реплик (побуждение к
действию, обмен мнениями), соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
научно- популярной и художественной литературы (монолог-описание,
монолог- повествование, монолог-рассуждение).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом
не более 100 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать содержание прочитанных научно-учебных, научнопопулярных и художественных текстов различных функционально- смысловых
типов речи объемом не более 100 слов: устно и письменно формулировать тему
и главную мысль текста, отвечать на вопросы по содержанию текста (не менее
4); составлять план.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Определять принадлежность текста к определенному функциональносмысловому типу речи; находить в тексте описание внешности человека,
помещения, природы, местности, действий.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы.
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание
прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста должен
составлять не более 110 слов).
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание внешности человека, помещения, природы,
местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт;
произведение искусства объемом не менее 90 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом 100-110 слов;
соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Применять правила правописания неизменяемых приставок и приставок
на -з (-с), гласных в приставках пре- и при-; корней с безударными
проверяемыми гласными.
Соблюдать правила правописания: безударных окончаний имен
существительных; имен прилагательных; личных окончаний глаголов,
правописания собственных имен существительных; слитного и раздельного
написания не с глаголами; ь в формах глагола повелительного наклонения.
Соблюдать при письме правила слитного, раздельного правописания
имен числительных; окончаний имен числительных.
Соблюдать при письме правила правописания местоимений с не и ни,
слитного, раздельного и дефисного написания местоимений.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать нормы словоизменения, нормы произношения имен
существительных, постановки ударения в именах существительных.
Соблюдать нормы словообразования, нормы произношения имен
прилагательных, постановки ударения в именах прилагательных.
Уметь склонять числительные.
Употреблять местоимения в соответствии с их морфологическими
признаками и требованиями русского речевого этикета.
Употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном
наклонении.
8 класс:
Понимать содержание прослушанных публицистических текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждениеразмышление) объемом не более 120 слов: устно формулировать тему и главную
мысль текста; отвечать на вопросы по содержанию текста.
Участвовать в диалоге объемом не менее 5 реплик на основе жизненных
наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалогсообщение информации.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7
предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не
более 120 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Понимать
содержание
прочитанных
научно-популярных,
публицистических
текстов
(рассуждение-доказательство,
рассуждениеобъяснение, рассуждение- размышление) объемом не более 120 слов: устно
формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по
содержанию текста; составлять план.
Выделять главную и второстепенную информацию в тексте.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы).
В письменной форме подробно, сжато и выборочно передавать содержание
текста (объем исходного текста должен составлять не более 120 слов); письменно
формулировать тему и главную мысль текста; отвечать на вопросы по
содержанию текста.
Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с
опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (объемом
не менее 90 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом 110-120 слов; соблюдать
при письме правила речевого этикета.
Применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов
причастий; написания не с причастиями.
Применять правила слитного и раздельного написания не с
деепричастиями. Применять правила слитного, раздельного и дефисного
написания наречий;
написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, c-, в-, на-,
за-; написания е и и в приставках не- и ни- наречий.
Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным
оборотом, с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
Соблюдать при письме правила постановки знаков препинания в сложных
союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом
и.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Употреблять причастия, деепричастия, наречия; союзы, предлоги,
частицы в речи.
Склонять причастия.
Правильно строить предложения с одиночными причастиями и
причастными оборотами.
Правильно строить предложения с одиночнымидеепричастиями
и
деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы
образования степеней сравнения наречий,
произношения наречий, постановки в них ударения.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением.
Соблюдать нормы употребления имен существительных и местоимений с
предлогами, предлогов из — с, в — на в составе словосочетаний.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением. Употреблять
частицы в речи в соответствии с их значением.
9 класс:
Понимать содержание прослушанных научно-учебных, научнопопулярных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объемом не более 130 слов.
Участвовать в диалоге объемом не менее 6 реплик на основе жизненных
наблюдений, соблюдать правила русского речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8
предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения
научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической
литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование).
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не
более 130 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка
(разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический,
официально-деловой), язык художественной литературы).
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Передавать в письменной форме подробно, сжато и выборочно содержание
прослушанных
и
прочитанных
научно-учебных,
художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи
(объем исходного текста должен составлять не более 130 слов; для сжатого
и выборочного изложения — не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста Создавать тексты
различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства объемом не
менее 90 слов.
Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика, оформлять деловые бумаги).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом 120-130 слов; соблюдать
при письме правила русского речевого этикета.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять нормы построения словосочетаний.
Распознавать и использовать в речи предложения по цели высказывания,
эмоциональной окраске; простые и сложные предложения; различать способы
выражения подлежащего и сказуемого, виды сказуемого. Применять нормы
построения простого предложения, нормы согласования сказуемого с
подлежащим.
Составлять распространенные и нераспространенные предложения.
Распознавать и использовать в речи односоставные предложения.
Распознавать и использовать в речи простые неосложненные предложения;
предложения, осложненные однородными членами, обособленными членами,
обращением, вводными словами, вставными конструкциями, междометиями.
Применять нормы построения простых осложненных предложений.
Распознавать и использовать в речи сложные предложения, конструкции
с чужой речью.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных,
сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных
предложениях с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
10 класс:
Использовать различные виды аудирования: выборочное, ознакомительное —
научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи (объем прослушанного текста 200- 250
слов).
Участвовать в диалогическом общении объемом не менее 6 реплик
(побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации) на бытовые, научно-учебные темы, соблюдать правила русского
речевого этикета.
Создавать устные монологические высказывания объемом не
менее
80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объемом не более 150 слов.
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым (объем текста для чтения — 200-250 слов). Выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию
из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и
справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности.
Анализировать текст: определять и комментировать тему и главную
мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль
текста.
Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи и
функциональных разновидностей языка.
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.
Передавать в письменной форме подробно и сжато содержание текстов
различных функционально-смысловых типов речи (объем исходного текста
должен составлять не более 130 слов; для сжатого и выборочного изложения —
не более 250 слов).
Составлять тезисы на основе прочитанного текста, писать
рецензию. Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт,
на произведения искусства объемом не менее 100 слов.
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, в том числе во время списывания текста объемом не более 150 слов.
Применять правила постановки знаков препинания в сложносочиненных,
сложноподчиненных, бессоюзных сложных предложениях; в сложных
предложениях с разными видами связи, в предложениях с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
11 класс:
Использовать различные виды аудирования в соответствии с
коммуникативной задачей, приемы информационно-смысловой переработки
прослушанных текстов (объем прослушанного текста — 200-250 слов).
Различать литературный язык и просторечие, знать признаки
литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой
практике.
Создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии
с речевой ситуацией, соблюдать правила русского речевого этикета (объем
устных монологических высказываний не менее 100 слов; объем
диалогического высказывания — не менее 7-8 реплик).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Использовать различные виды чтения в соответствии с коммуникативной
задачей, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов
(объем текста для чтения — 200-250 слов).
Понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов,
воспринимаемых зрительно.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте.
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и
видах представленной в нем информации в речевой практике.
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация,
отзыв, рецензия и другие).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объем сочинения — не менее 100 слов).
Соблюдать при письме нормы современного русского литературного
языка, соблюдать при письме правила русского речевого этикета.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Соблюдать лексические нормы.
Соблюдатьосновные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Соблюдать при письме и говорении словообразовательные и
морфологические нормы.
Употреблять слова в соответствии с их значением и речевой ситуацией.
Применять
нормы
построения
сложносочиненных
и
сложноподчиненных,
бессоюзных сложных предложений и сложных предложений с
разными видами связи.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в
высказывание.
Соблюдать основные нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью, при цитировании.
Содержание практического раздела программы
Курс имеет целью развить умения и навыки во всех видах речевой
деятельности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах
общения. Достижение этих умений предполагает такую организацию всего
процесса обучения, при которой все виды речевой деятельности (РД)
развиваются в комплексе. Основой этой работы является взаимосвязанное
обучение. Основные направления взаимодействия видов:
- аудирование и говорение;
- чтение и говорение;
- аудирование и письмо;
- чтение и письмо;
- говорение и письмо.
При взаимосвязанном обучении этим видам РД используется общий
языковой материал, специально подобранные упражнения и определенное
временное соотношение работы над различными видами РД в рамках каждого
аудиторного занятия. Для занятий формулируется единый комплекс целей,
предполагающий формирование лексических, грамматических навыков и
речевых умений. Работа включает такие аспекты речи, как чтение, говорение,
аудирование, письмо.
Обучение чтению должно быть направлено на формирование умений
учащегося:
- использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки; - определить тему текста, понять его основную
идею;
- понять как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора.
Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение, поисковое
чтение, просмотровое чтение, чтение с полным пониманием информации.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима
минимальная адаптация) с учетом лексико-грамматического материала данного
уровня. Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения,
сферы повседневного общения, научно-учебных, научно-популярных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи. Объем текста: 400 - 800 слов. Количество незнакомых
слов: до 5-7%. Скорость чтения: при изучающем чтении — 25-40 слов в минуту;
при чтении с общим охватом содержания — 60-80 слов в минуту.
Обучение говорению направлено на достижение определенных целей
коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и
поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи. При
решении коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально
реализовывать не только простые, но и сложные интенции, которые моделируют
собственно коммуникативный процесс, регулируют поведение и взаимодействие
коммуникантов, выражают их оценочные позиции. При решении определенных
коммуникативных задач иностранец должен уметь вербально реализовать
следующие интенции: вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо,
представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться,
обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и
извинения, поздравлять; инициировать, поддерживать, изменять тему
(направление)
беседы;
привлекать
внимание,
просить
повторить,
переспрашивать, напоминать, завершать беседу; запрашивать и сообщать
информацию: задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице,
предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве,
принадлежности предметов; о действии, времени, месте, причине и цели
действия или события; возможности, необходимости, вероятности,
невозможности действия; выражать намерение, желание, просьбу (требование),
пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ,
разрешение или запрещение, обещание, неуверенность, сомнение; выражать
свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку;
выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление.
Школьник-мигрант должен уметь ориентироваться и
реализовывать свои основные коммуникативные намерения в следующих
ситуациях общения: - в административной службе (в школе на уроках, в
дирекции, в офисе и т. - в магазине, киоске, кассе; - на почте; - в банке, в пункте
обмена валюты; - в ресторане, буфете, кафе, столовой; - в библиотеке; - на
занятиях; - на улицах города, в транспорте; - в театре, музее, на экскурсии; - в
поликлинике, у врача, в аптеке; - в ситуации общения по телефону; - в гостинице;
- на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и
письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики:
Моя семья. Наш дом. 2. Мы живем в России. 3. Система общего образования РФ.
4. Общественные отношения. Обучение монологической речи направлено на
выработку навыков построения связных, логичных высказываний в соответствии
с предложенной темой и коммуникативно-заданной установкой (объем
продуцируемого текста: не менее 15 фраз); построения монологических
высказываний репродуктивного типа на основе прочитанного или
прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и
коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение, а
также тексты смешанного типа с элементами рассуждения); передачи
содержания, основной идеи прочитанного или прослушанного текста и
выражения собственного отношение к фактам, событиям, изложенным в тексте,
действующим лицам и их поступкам. Обучение диалогической речи направлено
на выработку навыка инициирования диалога, выражения своего
коммуникативного намерения в достаточно широком наборе речевых ситуаций,
понимания содержания высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях.
Обучение аудированию направлено на формирование умений:
- понимать на слух информацию, содержащуюся в монологическом
высказывании: тему, главную и дополнительную информацию каждой
смысловой части сообщения с достаточной полнотой и точностью;
- понимать на слух основное содержание диалога, коммуникативные
намерения его участников. Обучение письму направлено на формирование
умений выстраивать:
- письменное монологическое высказывание продуктивного характера н
предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой; письменное монологическое высказывание репродуктивного характера, на
основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с
коммуникативно-заданной установкой.
Раздел 4. Тематическое планирование
Тематические лексико-грамматические блоки курса (5-6 классы)
№
Наименование
Коли
Программное
Результаты
п/
разделов и тем
честв
деятельности
содержание
п
учебного курса
о
обучающихся
часов
Раздел 1. Моя семья. Наш дом.
Рассказ о себе
Знакомство
с Диалогическая речь:
1.1
4
(имя, фамилия,
алфавитом и письмом. вести
диалог
возраст, место
Ударение,
слог, этикетного
жительства)
система гласных и характера:
согласных
звуков, начинать,
соотношение звуков поддерживать
и
и букв. Фонетический заканчивать
анализ
слов. разговор (в том
Прописные
и числе разговор по
строчные буквы.
телефону),
Имя
Рассказ о своей
1.2
4
поздравлять
с
существительное как праздником
и
семье (описание
часть
речи. вежливо
членов семьи,
Грамматическое
реагировать
на
семейные
значение.
поздравление,
традиции,
Постоянные
и выражать
праздники,
непостоянные
благодарность,
семейный досуг)
вежливо
признаки.
Особенности
соглашаться
на
словоизменения.
предложение
Глагол как часть и отказываться от
речи.
предложения
Грамматическое
собеседника; вести
значение.
диалог-побуждение к
Постоянные
и действию:
непостоянные
обращаться
с
признаки.
просьбой, вежливо
Неопределенная
соглашаться
(не
форма
глагола. соглашаться)
Личные окончания выполнить просьбу,
глагола. Особенности приглашать
словоизменения.
собеседника
к
Мои увлечения
Имя прилагательное совместной
1.3
4
(любимые
как
часть
речи. деятельности,
Грамматическое
вежливо соглашаться
занятия, занятия в
значение.
(не соглашаться) на
разное время года,
общение с
Постоянные
и предложение
собеседника; вести
друзьями)
непостоянные
1.4
Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим
труда и отдыха)
4
Раздел 2. Мы живем в России.
2.1 Государственные
4
символы
Российской
Федерации (флаг,
герб, гимн)
2.2
Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и
богатства,
природа, климат)
4
2.3
Национальные
праздники,
традиции и
обычаи РФ
4
признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
как
часть речи. Разряды
местоимений.
Лексическое значение
слова. Однокоренные
слова.
Синонимы,
антонимы.
Слова
однозначные
и
многозначные. Виды
речевой
деятельности.
Монолог,
диалог,
полилог.
Орфография
как
система
правил
правописания слов и
форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные
в
корне
слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.
Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение
текста.
Средства
связи предложений и
частей текста: формы
слова, однокоренные
слова,
синонимы,
антонимы,
личные
местоимения, повтор
слова.
Функциональносмысловые
типы
речи: повествование,
описание,
рассуждение.
Смысловой анализ
диалог-расспрос:
сообщать
фактическую
информацию,
отвечая на вопросы
разных
видов;
запрашивать
интересующую
информацию.
Монологическая
речь:
создавать
устные
связные
монологические
высказываний
с
использованием
основных
коммуникативных
типов
речи:
описание
(предмета,
внешности
и
одежды человека), в
том
числе
характеристика
(черты
характера
реального человека
или литературного
персонажа);
повествование
(сообщение);
изложение
(пересказ)
основного
содержания
прочитанного
текста;
краткое
изложение
результатов
выполненной
проектной
работы.
Аудирование:
понимать на слух
речь
учителя
и
одноклассников
и
вербальная
2.4 Достопримечатель
ности России и
региона
проживания
4
2.5
Выдающиеся
люди Российской
Федерации
(писатели, поэты)
4
2.6
Национальное
достояние РФ
4
2.7
Россия –
многонациональн
ое и
многоконфессион
альное
государство
4
текста:
его
композиционных
особенностей,
микротем и абзацев,
способов и средств
связи предложений в
тексте,
использование
языковых
средств
выразительности (в
рамках изученного).
Корни
с
чередующимися
гласными.
Правописание имен
существительных.
Словосочетание.
Простое
предложение.
Грамматическая
основа предложения.
Подлежащее
и
способы
его
выражения.
Сказуемое и способы
его
выражения.
Спряжение глагола.
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные
члены предложения
(определение,
дополнение,
обстоятельство)
и
способы
их
выражения
Однородные члены
предложения,
их
роль
в
речи.
Особенности
интонации
предложений
с
однородными
членами.
Пунктуационное
(невербальная)
реакция
на
услышанное;
понимать основное
содержание
услышанного,
понимать
запрашиваемую
информацию
с
использованием
и
без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с
пониманием
основного
содержания текста:
определять
основную тему и
главные
факты
(события)
в
прочитанном
тексте.
Письмо
списывать текст и
выписывать из него
слова,
словосочетания,
предложения
в
соответствии
с
решаемой
коммуникативной
задачей;
писать
короткие
поздравления
с
праздниками,
формулировать
тему и главную
мысль
прочитанного/просл
ушанного
текста,
задавать вопросы и
отвечать на них,
анализировать
содержание
исходного текста,
оформление
предложений
с
однородными
членами.
Синтаксический
анализ простых и
сложных
предложений
Раздел 3. Система общего образования РФ.
Идём в школу
Прямое и переносное
3.1
4
(для чего нужно
значение
слова.
учиться в школе)
Основные способы
разъяснения
значения слова (по
контексту,
с
помощью толкового
словаря).
Контекстуальная
синонимия.
Правописание
ы-и
после
приставок.
Правописание
ы-и
после ц.
В школе (кто
Тематические
3.2
4
работает в школе,
группы
слов.
школьные
Обозначение
принадлежности,
родовых и видовых
названия
понятий.
предметов,
Правописание не- с
расписание
глаголами.
уроков)
Орфографический
анализ слов (в рамках
изученного).
Права и
Роль
имени
3.3
2
обязанности
существительного в
обучающегося
речи.
Лексикограмматические
разряды
имён
существительных по
значению,
имена
существительные
собственные
и
нарицательные;
имена
существительные
одушевлённые
и
распознавать
основные признаки
текста,
членить
текст
на
композиционносмысловые части,
распознавать
средства
связи
предложений
и
частей текста
Фонетическая
сторона речи:
различать на слух,
без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации,
произносить слова с
соблюдением
правильного
ударения и фразы с
соблюдением их
ритмикоинтонационных
особенностей,
различать ударные и
безударные гласные,
сравнивать
звукобуквенный
состав
слова,
членить слова на
слоги, читать вслух
небольшие
адаптированные
аутентичные тексты,
построенные
на
изученном языковом
материале.
Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные
слова;
правильно
использовать знаки
препинания в конце
предложения,
неодушевлённые.
Типы
склонения
имен
существительных.
Правила
Правописание ь на
3.4
4
поведения в
конце
имён
школе (этикет
существительных
общения с
после
шипящих.
учителями и
Разносклоняемые
имена
одноклассниками)
существительные.
Имена
существительные
склоняемые
и
несклоняемые.
Раздел 4. Общественные отношения
Фонетическая
4.1 Роль моральных
4
норм в жизни
транскрипция.
Фонетический разбор
общества
слов разных частей
речи. Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.
Правила
Моделирование
4.2
4
поведения в
монолога, диалога и
общественных
полилога
на
местах (магазин,
заданную
тему.
улица,
Анализ диалогов с
общественный
точки зрения их
транспорт и др.)
лексического
оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.
Учреждения
Нормы
4.3
4
культуры и
произношения,
правила
нормы
постановки
ударения,
нормы
поведения в них
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен
проводить
орфографический
анализ
слов
(в
рамках изученного
тематического
содержания речи),
оперировать
понятием
орфограмма,
распознавать
орфограммы
в
тексте, применять
знания
по
орфографии
в
практике
правописания.
Лексическая сторона
речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
лексические
единицы,
обслуживающие
ситуации общения в
рамках
тематического
содержания речи, с
соблюдением
существующей
в
русском
языке
нормы лексической
сочетаемости,
объяснять
лексическое
значение
слова,
подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные
слова,
различать
прямое
и
переносное
4.4
Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям
4
прилагательных.
Правописание
степеней сравнения
имен
прилагательных.
Грамматическое
значение слова, его
отличие
от
лексического. Части
речи как лексикограмматические
разряды
слов.
Служебные
части
речи: предлог, союз,
частица
(общее
представление).
значение слова.
Грамматическая
сторона речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
изученные
морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание,
простое и сложное
предложения).
Тематические лексико-грамматические блоки курса (7-8 классы)
№
Коли
честв
п/
о
п
часов
Раздел 1. Моя семья. Наш дом
Рассказ о себе
1.1
4
(имя, фамилия,
возраст, место
жительства)
1.2
Наименование
разделов и тем
учебного курса
Рассказ о своей
семье (описание
членов семьи,
семейные
традиции,
праздники,
семейный досуг)
4
Программное
содержание
Результаты
деятельности
обучающихся
Знакомство
с
алфавитом и письмом.
Ударение,
слог,
система гласных и
согласных
звуков,
соотношение звуков
и букв. Фонетический
анализ
слов.
Прописные
и
строчные
буквы.
Виды
речевой
деятельности.
Монолог,
диалог,
полилог.
Имя
существительное как
часть
речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Диалогическая речь:
вести
диалог
этикетного
характера:
начинать,
поддерживать
и
заканчивать
разговор (в том
числе разговор по
телефону),
поздравлять
с
праздником
и
вежливо
реагировать
на
поздравление,
выражать
благодарность,
вежливо
соглашаться
на
предложение
и отказываться от
предложения
1.3
Мои увлечения
(любимые
занятия, занятия в
разное время года,
общение с
друзьями)
4
1.4
Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим
труда и отдыха)
4
Раздел 2. Мы живем в России.
2.1 Государственные
4
символы
Российской
Федерации (флаг,
герб, гимн)
Особенности
словоизменения.
Глагол как часть речи.
Грамматическое
значение. Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Неопределенная
форма
глагола.
Личные
окончания
глагола. Особенности
словоизменения.
Имя прилагательное
как
часть
речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
как
часть речи. Разряды
местоимений.
Лексическое значение
слова. Однокоренные
слова.
Синонимы,
антонимы.
Слова
однозначные
и
многозначные.
Имя
числительное
как
часть
речи.
Склонение
числительных.
Орфография
как
система
правил
правописания слов и
форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные
в
корне
слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.
собеседника; вести
диалог-побуждение к
действию:
обращаться
с
просьбой, вежливо
соглашаться
(не
соглашаться)
выполнить просьбу,
приглашать
собеседника
к
совместной
деятельности,
вежливо соглашаться
(не соглашаться) на
предложение
собеседника; вести
диалог-расспрос:
сообщать
фактическую
информацию,
отвечая на вопросы
разных
видов;
запрашивать
интересующую
информацию.
Монологическая
речь:
создавать
устные
связные
монологические
высказываний
с
использованием
основных
коммуникативных
типов
речи:
описание
(предмета,
внешности
и
одежды человека), в
том
числе
характеристика
(черты
характера
реального человека
или литературного
персонажа);
повествование
2.2
Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и
богатства,
природа, климат)
6
2.3
Национальные
праздники,
традиции и
обычаи РФ
4
2.4
Достопримечател
ьности России и
региона
проживания
4
2.5
Выдающиеся
люди Российской
4
Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение
текста.
Средства
связи предложений и
частей текста: формы
слова, однокоренные
слова,
синонимы,
антонимы,
личные
местоимения, повтор
слова.
Особенности
содержания
и
построения текстарассуждения.
Рассуждениедоказательство,
рассуждениеобъяснение,
рассуждениеразмышление.
Функциональносмысловые
типы
речи: повествование,
описание,
рассуждение.
Смысловой анализ
текста:
его
композиционных
особенностей,
микротем и абзацев,
способов и средств
связи предложений в
тексте,
использование
языковых
средств
выразительности (в
рамках изученного).
Корни
с
чередующимися
гласными.
Правописание имен
существительных.
Словосочетание.
Простое
(сообщение);
изложение
(пересказ)
основного
содержания
прочитанного
текста;
краткое
изложение
результатов
выполненной
проектной работы;
писать
сочинение.
Аудирование:
понимать на слух
речь
учителя
и
одноклассников
и
вербальная
(невербальная)
реакция
на
услышанное;
понимать основное
содержание
услышанного,
понимать
запрашиваемую
информацию
с
использованием
и
без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с
пониманием
основного
содержания текста:
определять
основную тему и
главные
факты
(события)
в
прочитанном
тексте.
Письмо
списывать текст и
выписывать из него
слова,
словосочетания,
предложения
в
Федерации
(писатели, поэты)
предложение.
Грамматическая
основа предложения.
Подлежащее
и
способы
его
выражения.
Сказуемое и способы
его
выражения.
Спряжение глагола.
Национальное
Распространенные и
2.6
4
достояние РФ
нераспространенные
предложения.
Второстепенные
члены предложения
(определение,
дополнение,
обстоятельство)
и
способы
их
выражения.
Россия –
Однородные члены
2.7
4
многонациональн
предложения,
их
роль
в
речи.
ое и
многоконфессион
Особенности
альное
интонации
предложений
с
государство
однородными
членами.
Пунктуационное
оформление
предложений
с
однородными
членами.
Синтаксический
анализ простых и
сложных
предложений.
Раздел 3. Система общего образования РФ.
Идём в школу
Прямое и переносное
3.1
4
значение
слова.
(для чего нужно
Основные способы
учиться в школе)
разъяснения
значения слова (по
контексту,
с
помощью толкового
словаря).
Контекстуальная
соответствии
с
решаемой
коммуникативной
задачей;
писать
короткие
поздравления
с
праздниками,
формулировать
тему и главную
мысль
прочитанного/просл
ушанного
текста,
задавать вопросы и
отвечать на них,
анализировать
содержание
исходного текста,
распознавать
основные признаки
текста,
членить
текст
на
композиционносмысловые части,
распознавать
средства
связи
предложений
и
частей текста
Фонетическая
сторона речи:
различать на слух,
без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации,
произносить слова с
соблюдением
правильного
ударения и фразы с
соблюдением их
ритмикоинтонационных
особенностей,
различать ударные и
безударные гласные,
сравнивать
звукобуквенный
состав
слова,
3.2
В школе (кто
работает в школе,
школьные
принадлежности,
названия
предметов,
расписание
уроков)
4
3.3
Права и
обязанности
обучающегося
6
3.4
Правила
поведения в
школе (этикет
10
синонимия.
Правописание
ы-и
после
приставок.
Правописание
ы-и
после ц.
Тематические
группы
слов.
Обозначение
родовых и видовых
понятий.
Правописание не- с
глаголами.
Орфографический
анализ слов (в рамках
изученного).
Роль имени
существительного в
речи. Лексикограмматические
разряды имён
существительных по
значению, имена
существительные
собственные и
нарицательные;
имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.
Типы склонения
имен
существительных.
Правописание ь на
конце имён
существительных
после шипящих.
Разносклоняемые
имена
существительные.
Имена
существительные
склоняемые и
несклоняемые.
Причастие
как
особая
форма
глагола. Признаки
членить слова на
слоги, читать вслух
небольшие
адаптированные
аутентичные тексты,
построенные
на
изученном языковом
материале.
Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные
слова;
правильно
использовать знаки
препинания в конце
предложения,
проводить
орфографический
анализ
слов
(в
рамках изученного
тематического
содержания речи),
оперировать
понятием
орфограмма,
распознавать
орфограммы
в
тексте, применять
знания
по
орфографии
в
практике
правописания.
Лексическая сторона
речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
лексические
единицы,
обслуживающие
ситуации общения в
рамках
тематического
содержания речи, с
глагола
и
прилагательного в
причастии.
Синтаксические
функции причастия,
роль в речи.
Причастный оборот.
Понятие
о
деепричастии.
Деепричастие как
особая
форма
глагола. Признаки
глагола и наречия в
деепричастии.
Синтаксическая
функция
деепричастия, роль
в
речи.
Деепричастный
оборот.
Раздел 4. Общественные отношения.
Действительные
и
4.1 Роль моральных
6
норм в жизни
страдательные
причастия. Полные и
общества
краткие
формы
страдательных
причастий.
Причастия
настоящего
и
прошедшего
времени.
Правила
Моделирование
4.2
8
поведения в
монолога, диалога и
общественных
полилога
на
местах (магазин,
заданную
тему.
улица,
Анализ диалогов с
общественный
точки зрения их
транспорт и др.)
лексического
оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.
Фонетическая
транскрипция.
Фонетический разбор
общения с
учителями и
одноклассниками)
соблюдением
существующей
в
русском
языке
нормы лексической
сочетаемости,
объяснять
лексическое
значение
слова,
подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные
слова,
различать
прямое
и
переносное
значение слова.
Грамматическая
сторона речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
изученные
морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание,
простое и сложное
предложения);
правильно
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
имена
существительные,
прилагательные,
местоимения,
числительные,
глаголы, причастия,
деепричастия,
предлоги,
союзы,
частицы.
4.3
Учреждения
культуры и
правила
поведения в них
8
4.4
Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям
4
слов разных частей
речи. Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.
Нормы
произношения,
нормы
постановки
ударения,
нормы
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен
прилагательных.
Правописание
степеней сравнения
имен прилагательных
Грамматическое
значение слова, его
отличие
от
лексического. Части
речи как лексикограмматические
разряды
слов.
Служебные
части
речи: предлог, союз,
частица.
Сочинение
как
развернутое
монологическое
высказывание.
Написание
сочинений.
Сочинениерассуждение.
Тематические лексико-грамматические блоки курса (9-11 классы)
№
Наименование
разделов и тем
учебного курса
Коли
честв
п/
о
п
часов
Раздел 1. Моя семья. Наш дом.
1.1
Рассказ о себе
4
Программное
содержание
Знакомство
Результаты
деятельности
обучающихся
с Диалогическая речь:
(имя, фамилия,
возраст, место
жительства)
1.2
Рассказ о своей
семье (описание
членов семьи,
семейные
традиции,
праздники,
семейный досуг)
4
1.3
Мои увлечения
(любимые
занятия, занятия в
разное время года,
общение с
друзьями)
4
алфавитом и письмом.
Ударение,
слог,
система гласных и
согласных
звуков,
соотношение звуков
и букв. Фонетический
анализ
слов.
Прописные
и
строчные
буквы.
Виды
речевой
деятельности.
Монолог,
диалог,
полилог.
Имя
существительное как
часть
речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Особенности
словоизменения.
Глагол как часть
речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Неопределенная
форма
глагола.
Личные окончания
глагола. Особенности
словоизменения.
Имя прилагательное
как
часть
речи.
Грамматическое
значение.
Постоянные
и
непостоянные
признаки.
Особенности
словоизменения.
Местоимение
как
часть речи. Разряды
вести
диалог
этикетного
характера:
начинать,
поддерживать
и
заканчивать
разговор (в том
числе разговор по
телефону),
поздравлять
с
праздником
и
вежливо
реагировать
на
поздравление,
выражать
благодарность,
вежливо
соглашаться
на
предложение
и отказываться от
предложения
собеседника; вести
диалог-побуждение к
действию:
обращаться
с
просьбой, вежливо
соглашаться
(не
соглашаться)
выполнить просьбу,
приглашать
собеседника
к
совместной
деятельности,
вежливо соглашаться
(не соглашаться) на
предложение
собеседника; вести
диалог-расспрос:
сообщать
фактическую
информацию,
отвечая на вопросы
разных
видов;
запрашивать
интересующую
информацию.
1.4
Здоровый образ
жизни (спорт,
правильное
питание, режим
труда и отдыха)
4
Раздел 2. Мы живем в России.
2.1 Государственные
4
символы
Российской
Федерации (флаг,
герб, гимн)
2.2
Географические
особенности и
природа России
(природные
ресурсы и
богатства,
природа, климат)
6
2.3
Национальные
4
местоимений.
Лексическое значение
слова. Однокоренные
слова.
Синонимы,
антонимы.
Слова
однозначные
и
многозначные.
Имя
числительное
как
часть
речи.
Склонение
числительных.
Орфография
как
система
правил
правописания слов и
форм слов. Понятие
«орфограмма».
Безударные гласные
в
корне
слова.
Непроверяемые
безударные гласные.
Непроизносимые
согласные.
Понятие
текста.
Функциональные
разновидности языка.
Абзацное членение
текста.
Средства
связи предложений и
частей текста: формы
слова, однокоренные
слова,
синонимы,
антонимы,
личные
местоимения, повтор
слова.
Особенности
содержания
и
построения текстарассуждения.
Рассуждениедоказательство,
рассуждениеобъяснение,
рассуждениеразмышление.
Функционально-
Монологическая
речь:
создавать
устные
связные
монологические
высказываний
с
использованием
основных
коммуникативных
типов
речи:
описание
(предмета,
внешности
и
одежды человека), в
том
числе
характеристика
(черты
характера
реального человека
или литературного
персонажа);
повествование
(сообщение);
изложение
(пересказ)
основного
содержания
прочитанного
текста;
краткое
изложение
результатов
выполненной
проектной работы;
писать
сочинение.
Аудирование:
понимать на слух
речь
учителя
и
одноклассников
и
вербальная
(невербальная)
реакция
на
услышанное;
понимать основное
содержание
услышанного,
понимать
запрашиваемую
праздники,
традиции и
обычаи РФ
2.4
Достопримечател
ьности России и
региона
проживания
4
2.5
Выдающиеся
люди Российской
Федерации
(писатели, поэты)
4
2.6
Национальное
достояние РФ
8
смысловые
типы
речи: повествование,
описание,
рассуждение.
Смысловой анализ
текста:
его
композиционных
особенностей,
микротем и абзацев,
способов и средств
связи предложений в
тексте,
использование
языковых
средств
выразительности (в
рамках изученного).
Корни
с
чередующимися
гласными.
Правописание имен
существительных.
Словосочетание.
Простое
предложение.
Грамматическая
основа предложения.
Подлежащее
и
способы
его
выражения.
Сказуемое и способы
его
выражения.
Спряжение глагола.
Распространенные и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные
члены предложения
(определение,
дополнение,
обстоятельство)
и
способы
их
выражения.
Постановка
знаков
препинания
в
предложениях
с
обособленными
информацию
с
использованием
и
без
использования
иллюстраций.
Чтение:
читать
с
пониманием
основного
содержания текста:
определять
основную тему и
главные
факты
(события)
в
прочитанном
тексте.
Письмо
списывать текст и
выписывать из него
слова,
словосочетания,
предложения
в
соответствии
с
решаемой
коммуникативной
задачей;
писать
короткие
поздравления
с
праздниками,
формулировать
тему и главную
мысль
прочитанного/просл
ушанного
текста,
задавать вопросы и
отвечать на них,
анализировать
содержание
исходного текста,
распознавать
основные признаки
текста,
членить
текст
на
композиционносмысловые части,
распознавать
средства
связи
членами
(обособленное
определение,
дополнение,
обстоятельство).
Сложное
Россия –
2.7
8
предложение:
многонациональн
сложносочиненное,
ое и
сложноподчиненное,
многоконфессион
бессоюзное.
альное
Однородные члены
государство
предложения,
их
роль
в
речи.
Особенности
интонации
предложений
с
однородными
членами.
Пунктуационное
оформление
предложений
с
однородными
членами.
Синтаксический
анализ простых и
сложных
предложений
Раздел 3. Система общего образования РФ.
Идём в школу
Прямое и переносное
3.1
4
(для чего нужно
значение
слова.
учиться в школе)
Основные способы
разъяснения
значения слова (по
контексту,
с
помощью толкового
словаря).
Контекстуальная
синонимия.
Правописание
ы-и
после
приставок.
Правописание
ы-и
после ц.
В школе (кто
Тематические
3.2
4
работает в школе,
группы
слов.
школьные
Обозначение
принадлежности,
родовых и видовых
предложений
и
частей текста
Фонетическая
сторона речи:
различать на слух,
без
ошибок,
ведущих к сбою в
коммуникации,
произносить слова с
соблюдением
правильного
ударения и фразы с
соблюдением их
ритмикоинтонационных
особенностей,
различать ударные и
безударные гласные,
сравнивать
звукобуквенный
состав
слова,
членить слова на
слоги, читать вслух
небольшие
адаптированные
аутентичные тексты,
построенные
на
изученном языковом
материале.
Графика,
орфография
и
пунктуация:
правильно писать
изученные
слова;
правильно
использовать знаки
препинания в конце
предложения,
проводить
орфографический
анализ
слов
(в
рамках изученного
тематического
содержания речи),
оперировать
понятием
названия
предметов,
расписание
уроков)
3.3
Права и
обязанности
обучающегося
6
3.4
Правила
поведения в
школе (этикет
общения с
учителями и
одноклассниками)
10
понятий.
Правописание не- с
глаголами.
Орфографический
анализ слов (в рамках
изученного).
Роль имени
существительного в
речи. Лексикограмматические
разряды имён
существительных по
значению, имена
существительные
собственные и
нарицательные; имена
существительные
одушевлённые и
неодушевлённые.
Типы склонения имен
существительных.
Правописание ь на
конце имён
существительных
после шипящих.
Разносклоняемые
имена
существительные.
Имена
существительные
склоняемые и
несклоняемые.
Причастие как
особая форма
глагола. Признаки
глагола и
прилагательного в
причастии.
Синтаксические
функции причастия,
роль в речи.
Причастный
оборот.
Понятие
о
деепричастии.
Деепричастие как
орфограмма,
распознавать
орфограммы
в
тексте, применять
знания
по
орфографии
в
практике
правописания.
Лексическая сторона
речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
лексические
единицы,
обслуживающие
ситуации общения в
рамках
тематического
содержания речи, с
соблюдением
существующей
в
русском
языке
нормы лексической
сочетаемости,
объяснять
лексическое
значение
слова,
подбирать
синонимы
и
антонимы,
распознавать
однозначные
и
многозначные
слова,
различать
прямое
и
переносное
значение слова.
Грамматическая
сторона речи:
распознавать
и
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
изученные
особая
форма
глагола. Признаки
глагола и наречия в
деепричастии.
Синтаксическая
функция
деепричастия, роль
в
речи.
Деепричастный
оборот.
Раздел 4. Общественные отношения.
Действительные
и
4.1 Роль моральных
8
норм в жизни
страдательные
причастия. Полные и
общества
краткие
формы
страдательных
причастий.
Причастия
настоящего
и
прошедшего
времени.
Правописание
причастий
и
деепричастий.
4.2
Правила
8
Моделирование
поведения в
монолога, диалога и
общественных
полилога
на
местах (магазин,
заданную
тему.
улица,
Анализ диалогов с
общественный
точки зрения их
транспорт и др.)
лексического
оформления.
Составление
синонимических
рядов,
подбор
антонимичных пар.
Фонетическая
транскрипция.
Фонетический разбор
слов разных частей
речи. Интонация и её
функции.
Парные
согласные,
особенности
их
правописания.
4.3
Учреждения
8
Нормы
морфологические
формы
и
синтаксические
конструкции
русского
языка
(словосочетание,
простое и сложное
предложения);
правильно
употреблять
в
устной
и
письменной
речи
имена
существительные,
прилагательные,
местоимения,
числительные,
глаголы, причастия,
деепричастия,
предлоги,
союзы,
частицы.
культуры и
правила
поведения в них
4.4
Система
общественного
питания,
этикетные
требования к
посетителям
6
произношения,
нормы
постановки
ударения,
нормы
словоизменения имён
прилагательных.
Сравнительная
и
превосходная
степень
имен
прилагательных.
Правописание
степеней сравнения
имен прилагательных
Грамматическое
значение слова, его
отличие
от
лексического. Части
речи как лексикограмматические
разряды
слов.
Служебные
части
речи: предлог, союз,
частица.
Сочинение
как
развернутое
монологическое
высказывание.
Написание
сочинений.
Сочинениерассуждение.
Раздел 5. Виды контроля реализации программы
В процессе реализации программы предусмотрено два вида контроля:
текущий и итоговый.
Текущий контроль за освоением курса осуществляется на каждом занятии
и выражается в качественной оценке: высокий уровень, оптимальный (базовый)
уровень, низкий уровень.
В случае констатации низкого уровня, ребенку назначаются
дополнительные занятия, которые может проводить логопед или учительпредметник в зависимости от имеющихся у ребенка сложностей в общении и
воспроизведении информации. Не рекомендуется использовать балльную
систему оценивания.
Речевая деятельность оценивается по ее видам:
говорение;
слушание (аудирование);
чтение;
письмо.
Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения и
проводится в форме тестирования на знание русского языка: Приказ
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2025
N 510 «Об определении минимального количества баллов, подтверждающего
успешное прохождение иностранными гражданами и лицами без гражданства
тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 марта 2025 г.,
регистрационный № 81 551).
Раздел 6. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Основная литература
1.
Демонстрационный вариант диагностических материалов для
проведения тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц
без гражданства (5-11 классы). Режим доступа: http://www.fipi.ru/
2.
Спецификация диагностических материалов для проведения
тестирования на знание русского языка иностранных граждан и лиц без
гражданства (5-11 классы). Режим доступа: http://www.fipi.ru/
Дополнительная литература
1.
Акишина, А.А., Каган, О.Е. Учимся учить: Для преподавателя
русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2024. – 256 с.
2.
Аникина, М.Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский.
Учебное пособие по русскому языку. – М.: Дрофа, 2021. – 142 с.
3.
Битехтина, Н.Б., Горбаневская, Г.В. и др. Методическая мастерская.
Образцы уроков по русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык.
Курсы, 2022. – 176 с.
4.
Крючкова, Л.С. и др. Говорим по-русски без переводчика:
интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – М.: Флинта, 2022. – 176
с.
5.
Кондрашова, Н.В., Кокошникова, Н.А. Русский язык как
иностранный. Разговорные темы: Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО,
2022. – 61 с.
6.
Лазарева О. А. Я сдаю тест ТРКИ–TORFL: Практические
рекомендации для подготовки к сдаче теста по русскому языку как
иностранному. – СПб.: МИРС, 2024. – 85 с.
7.
Мартынова, О.Н. Русский язык как иностранный. Элементарный
уровень: учебное пособие / О.Н. Мартынова. – Самара: Издательство Самарского
университета, 2023. – 76 с.
8.
Щукин, А.Н. Методика преподавания
иностранного. – М.: Высшая школа, 2021. – 334 с.
русского
языка
как