МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ ________________________ Мазокова А.Х. Шибзухова И.Ю. Кудалиева Ф.Р. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №35 от «30» 08.2023 г. от «30» 08. 2023 г. от «30» 08. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2365433) учебного предмета «Кабардино – черкесский язык» для обучающихся 8 класса Плановское 2023 1.Пояснительная записка. 1.1 Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. В основе программы по родному (кабардино-черкесскому) языку лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией ФГОС ООО. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе общего образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами Российской Федерации), разделы науки о языке (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц). 1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов Российской Федерации, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие; формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета; ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, развитие способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов; развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать её в самостоятельно созданных высказываниях. 1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 144 часов: в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю). 2. Содержание учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык 8 класс Разделы науки о языке Повторение. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис. Синтаксис и пунктуация Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Словосочетание Виды словосочетаний. Подчинительная связь. Согласование. Примыкание. Управление. Принципы пунктуации. Знаки препинания и их функции. Предложение Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Речевой смысл и экспрессивные свойства предложения. Смысл предложения и перифраз. Синтаксический разбор. Главные и второстепенные члены предложения Подлежащее. Способы его выражения. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Распространенные члены предложения. Дополнение. Виды дополнений. Обособленные дополнения. Определение, его основные значения. Обособленные определения. Приложение как вид определения. Обособленные приложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств: места, времени. Обстоятельство. Виды обстоятельств: цели и причины. Обстоятельство. Виды обстоятельств: образа действия. Обособленные обстоятельства. Основные виды односоставных предложений. Особенности использования односоставных предложений в речи. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Предложения с однородными членами Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания. Согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым. Предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений. Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Предложения с вводными словами. Вводные предложения. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Речевая деятельность и культура речи Сочинение-рассуждение. Изложение. Защита проекта. 3.2.2. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять самостоятельные и служебные части речи; определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово; выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения; выявлять виды синтаксической связи; определять средства синтаксической связи; определять подлежащее, способы его выражения; определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное; находить распространённые члены предложения; находить второстепенные члены предложения; определять виды дополнений; выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения; различать приложение как вид определения; расставлять знаки препинания в приложении; выделять обособленные приложения; определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи, являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия; выделять обособленные обстоятельства; формулировать понятие об односоставных предложениях; определять основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности использования односоставных предложений в речи; определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе в составе сложных предложений, иметь представление о строении и значении неполных предложений, ставить тире в неполном предложении; выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов; расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах; определять их разряды по значению; выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами; определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым; выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; выделять обращение, иметь представление о средствах его выражения, включая звательную интонацию; определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования обращений; определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи; выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте; конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения; ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями; применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении. 8 класс (68 ч.) Раздел курса, тема Разделы науки о языке. Повторение Стартовая диагностика Синтаксис и пунктуация Словосочетани е Программное содержание Самостоятельные части речи Служебные части речи Кол-во часов 1 1 Синтаксис 1 Диктант 1 Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи Способы подчинительной связи 1 Виды словосочетаний. Согласование Виды словосочетаний. Примыкание Виды словосочетаний. Управление 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Различать самостоятельные и служебные части речи. Ставить вопросы к каждой части речи. Использовать служебные и самостоятельные части в устной и письменной речи. Проводить разбор предложения по частям речи. Проводить синтаксический разбор. Преобразовывать прямую речь в косвенную речь. Различать простое и сложное предложение с сочинительными союзами. Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте. Участвовать в коллективном диалоге, приводить примеры к теоретическому материалу Выполнять контрольную работу Определять виды синтаксической связи. Определять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в кабардино-черкесском языке. Различать и строить простое и сложное предложение с подчинительной связью. Выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения. Выявлять смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. Участвовать в коллективном диалоге по теме «Виды предложений» Определять виды словосочетаний в кабардино-черкесском языке. Применять на практике теорию. Отличать подчинительные и сочинительные связи. Определять строение и Принципы пунктуации. Знаки препинания и их функции 1 Речевая деятельность и культура речи Сочинение-рассуждение «Псапэ» («Милосердие») 2 Предложение Строение предложения Грамматическая основа предложения Предложения простые и сложные Основные виды простого предложения Порядок слов в предложении. Логическое ударение Речевой смысл и экспрессивные свойства предложения Смысл предложения и перифраз Синтаксический разбор 1 1 Диктант Работа над ошибками Подлежащее. Способы его выражения Основные типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное Распространенные члены предложения Дополнение. Виды дополнений. Обособленные дополнения Определение, его основные значения. 2 Промежуточна я аттестация Главные и второстепенны е члены предложения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 грамматическое значение словосочетаний. Формулировать принципы пунктуации. Работать в паре, совместно определять типы словосочетаний Составлять план. Формулировать свои мысли письменно. Соблюдать орфографические, пунктуационные нормы и культуру речи. Работать с творческой рабой, с письменным обсуждением проблемных вопросов милосердия Обозначать конец предложения. Выделять грамматическую основу предложения и давать характеристику (просто, сложное). Определять основные виды простого предложения и порядок слов в предложении. Ставить логическое ударение. Передавать содержание текста с изменением лица рассказчика. Выявлять структуру текста, особенности абзацного членения. Выявлять перифраз и пользоваться им в речи. Формулировать развернутые ответы на вопросы. Работать в паре, совместно выделять грамматическую основу предложения Выполнять контрольную работу Выявлять главные члены предложения и способы выражения подлежащего. Определять основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное, составное именное. Определять особенности связи подлежащего и сказуемого. Выявлять грамматическую основу предложения, какой частью речи выражено сказуемое и подлежащее. Определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Обособленные определения Приложение как вид определения. Обособленные приложения Обстоятельство. Виды обстоятельств: места, времени Обстоятельство. Виды обстоятельств: цели и причины Обстоятельство. Виды обстоятельств: образа действия Обособленные обстоятельства Основные виды односоставных предложений Особенности использования односоставных предложений в речи Полные и неполные предложения в речи Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении 1 2 1 Выявлять второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Определять вид обстоятельства. Определять строение полных и неполных предложений. Участвовать в учебном коллективном диалоге по разделу «Главные и второстепенные члены предложения», приводить индивидуальные примеры к теоретическому материалу 1 1 1 Ставить знаки препинания в простом, односоставном предложениях. Участвовать в учебном коллективном диалоге по теме «Односоставные предложения» 1 Определять особенности использования односоставных, полных и неполных предложений. Использовать в своей речи различные виды предложений. Проводить синтаксический анализ простого предложения. Выполнять разбор предложений в группе, корректировать работу друг друга Развивать письменную речь, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы языка и культуру речи. Изъяснять свои мысли письменно. Работать индивидуально с творческой работой с аргументированным изложением своего видения вопроса Определять средства связи однородных членов в предложении. Выявлять союзы между однородными членами. Использовать обобщающие слова в предложениях и пользоваться знаками препинания на письме. 1 Речевая деятельность и культура речи Изложение: «Тхылъ еджэн хуей?» («Нужно ли читать книги?») 2 Предложения с однородными членами Средства связи однородных членов 1 Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами 1 Предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетани ями, предложениям и Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания Согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым 1 Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений 1 Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте Предложения с вводными словами. Вводные предложения Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями 1 1 1 1 Составлять предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять согласование однородных подлежащих со сказуемым. Владеть коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими свободное владение кабардино-черкесским языком в разных ситуациях. Участвовать в учебном коллективном диалоге по теме «Предложения с однородными членами» Находить обращения и вводные слова, определять употребление их в речи. Ставить знаки препинания в предложении с обращением или вводным словом. Выявлять вводное предложение. Пользоваться вводными словами и обращениями. Выделять интонацией обращение и вводное слово. Проводить синтаксический анализ предложения. Определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Работать с книгой, статьями из газет и журналов, интернетресурсами. Писать собственные тексты по заданным заглавиям. Делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях. Использовать мимику и жесты в разговорной речи. Работать в группе, совместно определять предложения с Морфемный, морфологический, синтаксический разбор 1 обращениями, вводными словами, словосочетаниями, предложениями Проводить морфемный, морфологический, синтаксический разборы как индивидуально, так и в Речевая деятельность и культура речи Сочинение-рассуждение. Защита проекта «Моя родословная» Контрольный диктант Работа над ошибками Предметная Закрепление материала, аттестация. изученного в 8 классе Тесты 2 паре или составе группы. Образовывать новые слова, для развития речи, создания собственных текстов или обработки представленных. Упражняться в морфемном, морфологическом, синтаксическом разборах Развивать навыки исследовательской работы, совершенствовать умения работать системно. Развивать устную и письменную речь, соблюдая стилистические и орфоэпические нормы кабардиночеркесского языка. Работать индивидуально или в паре над исследовательской работой, защищаемой в коллективном диалоге Выполнять контрольную работу 1 Выполнять тестовые задания 2 8 – нэ классым и календарно – тематическэ план (Сыхь. 68) Зэман № п/п Яджыну темэхэр щаджы нур Сыхь ща бж. джар Къытегъэзэжыныгъэ – с.2 1 Фонетикэ, графикэ. Лексикэ. 05.09.2023 1 2 Морфологие. Орфографие. 07.09.2023 1 Псалъэ зэпхар. – с. 5 3 Псалъэ зэпхар. Псалъэ зэпхар псалъэухам къызэрыщхьэщыкIыр. 12.09.2023 1 4 Псалъэухам и кIуэцIкIэ псалъэхэр щызэпхыныгъэ. 14.09.2023 1 ЗэкIуныгъэ, зегъэкIуэныгъэ. 5 Псалъэухам и кIуэцIкIэ псалъэхэр щызэпхыныгъэ. ЕгъэщIылIэныгъэ. 19.09.2023 1 6 Псалъэ зэпхар зэпкърыхыныгъэ. Къытегъэзэжыныгъэ. 21.09.2023 1 7 Логическэ ударенэ. Псалъэ зэпхам, псалъэухамкIэ проект лэжьыгъэ. 26.09.2023 1 8 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. 28.09.2023 1 9 Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьын. 03.10.2023 1 Псалъэуха къызэрыкIуэ. Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэр. - с. 6 10 Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэмрэ зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэмрэ. 05.10.2023 1 11 Подлежащэмрэ сказуемэмрэ. 10.10.2023 1 Псалъэуха убгъуахэмрэ мыубгъуахэмрэ. 12 Сказуемэ лIэужьыгъуэхэмрэ абыхэм я къэкIуэкIэмрэ. Сказуемэ къызэрыкIуэхэр. 12.10.2023 1 13 Сказуемэ зэхэт. 17.10.2023 1 14 Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. 19.10.2023 1 15 Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. 24.10.2023 1 16 Подлежащэм и къэкIуэкIэр. 26.10.2023 1 17 Подлежащэм сказуемэр бжыгъэкIэ зэрекIу щIыкIэр. 07.11.2023 1 Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. - с. 8 18 Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. 09.11.2023 Дополненэ. 1 19 Определенэ лIэужьыгъуэхэр. 14.11.2023 1 20 Приложенэ. 16.11.2023 1 21 Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. 21.11.2023 1 22 Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. 23.11.2023 1 23 Обстоятельствэ лIэужьыгъуэхэр. ЩIыпIэ, зэман обстоятельствэхэр. 28.11.2023 1 24 Щхьэусыгъуэ, мурад обстоятельствэхэр. 30.11.2023 1 25 Лэжьыгъэм и къэхъукIэ, мардэ обстоятельствэхэр. 05.12.2023 1 26 Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэуха къызэрыкIуэхэр зэрызэпкърахыр. 07.12.2023 1 27 Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэм къытегъэзэжын. Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэмкIэ тест лэжьыгъэ. 12.12.2023 1 28 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. 14.12.2023 1 29 Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьын. 19.12.2023 1 Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэр. - с. 4 30 Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэр. 21.12.2023 1 31 Щхьэ белджылы зиIэ псалъэухахэр. 26.12.2023 1 32 Щхьэ мыбелджылы зиIэ псалъэухахэр. 28.12.2023 1 33 Щхьэ зимыIэ псалъэухахэр. 11.01.2024 1 34 ЦIэиIуэ псалъэухахэр. Псалъэуха иримыкъухэр. 16.01.2024 1 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр - с. 8 35 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр. 18.01.2024 1 36 Определенэ зэлъэпкъэгъу, зэмылъэпкъэгъухэр. 23.01.2024 1 37 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр зэрызэрапх союзхэмрэ союз-суффиксхэмрэ. 25.01.2024 1 38 Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. 30.01.2024 1 39 Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. 01.02.2024 1 40 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэм къадэщIыгъу къызэщIэзыубыдэ псалъэхэр. 06.02.2024 1 41 Подлежащэ зэлъэпкъэгъухэм сказуемэр бжыгъэкIэ зэрекIу щIыкIэр. 08.02.2024 1 42 Сказуемэ зэлъэпкъэгъу зиIэ псалъэухам и кIуэцIкIэ подлежащэр зезыгъакIуэр. 13.02.2024 1 43 Псалъэухам хэт псалъэхэм 15.02.2024 1 я зэкIэлъыкIуэкIэр. 44 Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэм къытегъэзэжын. Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэр. 45 20.02.2024 1 - с. 3 Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэр. 22.02.2024 Зэрызыхуагъазэ псалъэр, абы щагъэув нагъыщэхэр. 1 46 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. 27.02.2024 1 47 Диктантым елэжьыжын. 29.02.2024 1 48 Вводнэ псалъэхэмрэ вводнэ псалъэ зэпхахэмрэ. 05.03.2024 49 Вводнэ псалъэхэмрэ вводнэ псалъэ зэпхахэмрэ щагъэув нагъыщэхэр. 07.03.2024 50 Вводнэ псалъэухахэр, абыхэм щагъэув нагъыщэхэр. 12.03.2024 1 51 Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэм къытегъэзэжыныгъэ. Проект лэжьыгъэ. 14.03.2024 1 Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр. 1 - с. 5 52 Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр. 19.03.2024 53 Обстоятельствэ пыщхьэхукIахэр. 21.03.2024 1 54 Причастнэ обороту щыт обстоятельствэ пыщхьэхукIахэр. 02.04.2024 1 55 Определенэ пыщхьэхукIахэр. 04.04.2024 1 56 Причастнэ обороту щыт определенэ пыщхьэхукIахэр. 09.04.2024 57 ПлъыфэцIэ зыхэт определенэ зызыубгъуа пыщхьэхукIахэр. 11.04.2024 1 58 Приложенэ зызыубгъуар е зи закъуэ пыщхьэхукIахэр. 16.04.2024 1 59 Щхьэ цIэпапщIэхэр зыгъэбелджылы определенэ пыщхьэхукIахэр. 18.04.2024 1 60 Дополненэ пыщхьэхукIахэр. 23.04.2024 1 61 Зыгъэтэмэм пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр. 25.04.2024 1 62 Пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжыныгъэ. 30.04.2024 1 63 Пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжыныгъэ. 07.05.2024 1 64 Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. 14.05.2024 1 65 Диктантым хэлэжьыхьыжын. 16.05.2024 1 66 Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжын. 21.05.2024 1 1 Къэпщытэжыныгъэ. 67 Тест лэжьыгъэхэр. 68 Гъэ псом яджахэр къэпщытэжыныгъэ. - с. 1 23.05.2024 1 28.05.2024 1 с. 68 Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение Учебно-методические пособия 1. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино- черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с. 2. Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c. 3. Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с. 4. Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с. 5. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с. Словарь 6. Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999. – 7. Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический словарь 854 с. кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с. 8. Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой русско- кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с. 9. Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с. 10. Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с. 11. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с. 12. Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с. словарь. Отв. ред. А. О. 13. Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями). Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с. 14. Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр, 2020. – 942 с. Научная литература (монографии, статьи) 15. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с. 16. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с. 17. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. 18. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 254 с. 19. Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка. Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–202. 20. Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и развитие лексико-тематической группы «природа». Материалы международной конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 2015. С. 243-246. 21. Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик: КБГУ, 2019. – 54 с. Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и обучающихся, программы дополнительного образования и др.) 22. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с. 23. Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c. 24. Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с. 25. Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с. 26. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с. Информационные ресурсы 27. Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktanti-pokabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:10.07.2022) 28. Кабардинский толковый словарь // URL: https://www.amaltus.com/кабардинскийтолковый-словарь/ (дата обращения:10.07.2022) 29. Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский (дата обращения:10.07.2022) 30. Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/ (дата обращения:10.07.2022) 31. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата обращения:10.07.2022) 32. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:10.07.2022) 33. Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата обращения:10.07.2022) 34. Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL: https://vk.com/wall89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022) 35. Сеть творческих учителей // URL: http://www.it-n.ru (дата обращения:10.07.2022) 36. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: https://sibza.org/books (дата обращения:10.07.2022) 37. Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru (дата обращения:10.07.2022)