Кабардино - черкесский язык 8 кл 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________ ________________________
Мазокова А.Х.
Шибзухова И.Ю.
Кудалиева Ф.Р.
Протокол №1
Протокол №1
Приказ №35
от «30» 08.2023 г.
от «30» 08. 2023 г.
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2365433)
учебного предмета «Кабардино – черкесский язык»
для обучающихся 8 класса

Плановское 2023
1.Пояснительная записка.

1.1 Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
В основе программы по родному (кабардино-черкесскому) языку лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией ФГОС ООО. Системно-деятельностный
подход

обеспечивает

формирование готовности

к

саморазвитию

и непрерывному

образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся
в системе общего образования, их активную учебно-познавательную деятельность,
построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о
языке (взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
кабардинцев и черкесов, межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами
Российской Федерации), разделы науки о языке (устройство языка и особенности
функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение
следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других
народов Российской Федерации, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку
как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;
ознакомление

с

языковой

системой,

формирование

базовых

лексических,

грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных
знаний, умений и навыков, развитие способности обучающегося к анализу и оценке
языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать её в самостоятельно

созданных высказываниях.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, - 144 часов: в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

2. Содержание учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык
8 класс
Разделы науки о языке
Повторение. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис.
Синтаксис и пунктуация
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы
подчинительной связи.
Словосочетание
Виды

словосочетаний.

Подчинительная

связь.

Согласование.

Примыкание.

Управление.
Принципы пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Предложение
Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые
и сложные. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении.
Логическое ударение. Речевой смысл и экспрессивные свойства предложения. Смысл
предложения и перифраз. Синтаксический разбор.
Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее. Способы его выражения. Основные типы сказуемого: простое
глагольное;

составное

глагольное;

составное

именное.

Распространенные

члены

предложения. Дополнение. Виды дополнений. Обособленные дополнения. Определение, его
основные значения. Обособленные определения. Приложение как вид определения.
Обособленные

приложения.

Обстоятельство.

Виды

обстоятельств:

места,

времени.

Обстоятельство. Виды обстоятельств: цели и причины. Обстоятельство. Виды обстоятельств:
образа

действия.

Обособленные

обстоятельства.

Основные

виды

односоставных

предложений. Особенности использования односоставных предложений в речи. Неполные
предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном
предложении.
Предложения с однородными членами

Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по
значению. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с
однородными членами. Знаки препинания. Согласование однородных подлежащих по лицам
и числам со сказуемым.
Предложения

с

обращениями,

с

вводными

словами,

словосочетаниями,

предложениями
Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Предложения с вводными
словами. Вводные предложения. Знаки препинания в предложении с вводными словами,
словосочетаниями. Речевая деятельность и культура речи
Сочинение-рассуждение. Изложение. Защита проекта.
3.2.2. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: определять
самостоятельные и служебные части речи; определять связь в
словосочетаниях, выявлять главное слово; выявлять речевой смысл и
экспрессивные свойства предложения; выявлять виды синтаксической связи;
определять средства синтаксической связи; определять подлежащее, способы
его выражения;
определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное, составное именное;
находить распространённые члены предложения; находить второстепенные члены
предложения; определять виды дополнений;
выделять

определение,

его

основные

значения,

части

речи,

являющиеся

определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;
различать приложение как вид определения; расставлять знаки препинания в
приложении; выделять обособленные приложения;
определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи,
являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды
обстоятельства: места, времени, цели и причины, образа действия; выделять обособленные
обстоятельства;

формулировать понятие об односоставных предложениях;
определять основные виды односоставных предложений по строению и значению:
определенно-личные,

неопределённо-личные,

безличные,

назывные,

особенности

использования односоставных предложений в речи;
определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в
речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том числе в составе сложных
предложений, иметь представление о строении и значении неполных предложений, ставить
тире в неполном предложении;
выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;
расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;
определять их разряды по значению;
выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки
препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;
определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам со сказуемым;
выделять

предложения с обращениями, с

вводными словами,

словосочетаниями, предложениями;
выделять обращение, иметь представление о средствах его выражения, включая
звательную интонацию;
определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования
обращений;
определять особенности выражения обращений в разговорной и художественной
речи;
выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к
своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте;
конструировать

предложения

с

вводными

словами,

употреблять

вводные

предложения;
ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;
применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном
предложении.

8 класс (68 ч.)
Раздел курса,
тема
Разделы науки
о языке.
Повторение

Стартовая
диагностика
Синтаксис и
пунктуация

Словосочетани
е

Программное
содержание
Самостоятельные части
речи
Служебные части речи

Кол-во
часов

1
1

Синтаксис

1

Диктант

1

Виды синтаксической
связи.
Средства синтаксической
связи
Способы подчинительной
связи

1

Виды словосочетаний.
Согласование
Виды словосочетаний.
Примыкание
Виды словосочетаний.
Управление

1

1

1

Основные виды деятельности
обучающихся
Различать самостоятельные и
служебные части речи.
Ставить вопросы к каждой части
речи.
Использовать служебные и
самостоятельные части в устной и
письменной речи.
Проводить разбор предложения по
частям речи.
Проводить синтаксический разбор.
Преобразовывать прямую речь в
косвенную речь.
Различать простое и сложное
предложение с сочинительными
союзами.
Использовать сочинительные
союзы как средство связи
предложений в тексте.
Участвовать в коллективном
диалоге, приводить примеры к
теоретическому материалу
Выполнять контрольную работу
Определять виды синтаксической
связи.
Определять сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения в
кабардино-черкесском языке.
Различать и строить простое и
сложное предложение с
подчинительной связью.
Выделять главную и придаточную
части сложноподчиненного
предложения.
Выявлять смысловые отношения
между частями
сложноподчиненного предложения.
Участвовать в коллективном
диалоге по теме «Виды
предложений»
Определять виды словосочетаний в
кабардино-черкесском языке.
Применять на практике теорию.
Отличать подчинительные и
сочинительные связи.
Определять строение и

Принципы пунктуации.
Знаки препинания и их
функции

1

Речевая
деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение
«Псапэ» («Милосердие»)

2

Предложение

Строение предложения
Грамматическая основа
предложения
Предложения простые и
сложные
Основные виды простого
предложения
Порядок слов в
предложении. Логическое
ударение
Речевой смысл и
экспрессивные свойства
предложения
Смысл предложения и
перифраз
Синтаксический разбор

1
1

Диктант
Работа над ошибками
Подлежащее.
Способы его выражения
Основные типы
сказуемого: простое
глагольное, составное
глагольное, составное
именное
Распространенные члены
предложения
Дополнение.
Виды дополнений.
Обособленные
дополнения
Определение, его
основные значения.

2

Промежуточна
я аттестация
Главные и
второстепенны
е члены
предложения

1
1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

грамматическое значение
словосочетаний.
Формулировать принципы
пунктуации.
Работать в паре, совместно
определять типы словосочетаний
Составлять план.
Формулировать свои мысли
письменно.
Соблюдать орфографические,
пунктуационные нормы и культуру
речи.
Работать с творческой рабой, с
письменным обсуждением
проблемных вопросов милосердия
Обозначать конец предложения.
Выделять грамматическую основу
предложения и давать
характеристику (просто, сложное).
Определять основные виды
простого предложения и порядок
слов в предложении.
Ставить логическое ударение.
Передавать содержание текста с
изменением лица рассказчика.
Выявлять структуру текста,
особенности абзацного членения.
Выявлять перифраз и пользоваться
им в речи.
Формулировать развернутые ответы
на вопросы.
Работать в паре, совместно
выделять грамматическую основу
предложения
Выполнять контрольную работу
Выявлять главные члены
предложения и способы выражения
подлежащего.
Определять основные типы
сказуемого: простое глагольное;
составное глагольное, составное
именное.
Определять особенности связи
подлежащего и сказуемого.
Выявлять грамматическую основу
предложения, какой частью речи
выражено сказуемое и подлежащее.
Определять односоставные
предложения с главным членом в
форме подлежащего.

Обособленные
определения
Приложение как вид
определения.
Обособленные
приложения
Обстоятельство. Виды
обстоятельств: места,
времени
Обстоятельство. Виды
обстоятельств: цели и
причины
Обстоятельство. Виды
обстоятельств: образа
действия
Обособленные
обстоятельства
Основные виды
односоставных
предложений
Особенности
использования
односоставных
предложений в речи
Полные и неполные
предложения в речи
Строение и значение
неполных предложений.
Тире в неполном
предложении

1

2

1

Выявлять второстепенные члены
предложения (определение,
дополнение, обстоятельство).
Определять вид обстоятельства.
Определять строение полных и
неполных предложений.
Участвовать в учебном
коллективном диалоге по разделу
«Главные и второстепенные члены
предложения», приводить
индивидуальные примеры к
теоретическому материалу

1

1
1

Ставить знаки препинания в
простом, односоставном
предложениях.
Участвовать в учебном
коллективном диалоге по теме
«Односоставные предложения»

1

Определять особенности
использования односоставных,
полных и неполных предложений.
Использовать в своей речи
различные виды предложений.
Проводить синтаксический анализ
простого предложения.
Выполнять разбор предложений в
группе, корректировать работу друг
друга
Развивать письменную речь,
соблюдать орфографические и
пунктуационные нормы языка и
культуру речи.
Изъяснять свои мысли письменно.
Работать индивидуально с
творческой работой с
аргументированным изложением
своего видения вопроса
Определять средства связи
однородных членов в предложении.
Выявлять союзы между
однородными членами.
Использовать обобщающие слова в
предложениях и пользоваться
знаками препинания на письме.

1

Речевая
деятельность и
культура речи

Изложение: «Тхылъ
еджэн хуей?» («Нужно ли
читать книги?»)

2

Предложения с
однородными
членами

Средства связи
однородных членов

1

Союзы при однородных
членах, их разряды по
значению.
Запятая между
однородными членами

1

Предложения с
обращениями,
с вводными
словами,
словосочетани
ями,
предложениям
и

Обобщающие слова в
предложениях с
однородными членами.
Знаки препинания
Согласование однородных
подлежащих по лицам и
числам со сказуемым

1

Роль обращения в речевом
общении. Этические
нормы использования
обращений

1

Вводные слова
(словосочетания) как
средство выражения
отношения говорящего к
своему сообщению и как
средство связи между
предложениями в тексте
Предложения с вводными
словами. Вводные
предложения
Знаки препинания в
предложении с вводными
словами,
словосочетаниями

1

1

1

1

Составлять предложения с
однородными членами, находить их
в тексте.
Определять согласование
однородных подлежащих со
сказуемым.
Владеть коммуникативными
умениями и навыками,
обеспечивающими свободное
владение кабардино-черкесским
языком в разных ситуациях.
Участвовать в учебном
коллективном диалоге по теме
«Предложения с однородными
членами»
Находить обращения и вводные
слова, определять употребление их
в речи.
Ставить знаки препинания в
предложении с обращением или
вводным словом.
Выявлять вводное предложение.
Пользоваться вводными словами и
обращениями.
Выделять интонацией обращение и
вводное слово.
Проводить синтаксический анализ
предложения.
Определять типы текстов
(повествование, описание,
рассуждение) и создавать
собственные тексты заданного типа
с обращениями, вводными словами
и вводными предложениями.
Работать с книгой, статьями из
газет и журналов, интернетресурсами.
Писать собственные тексты по
заданным заглавиям.
Делать краткие выписки из текста
для использования их в
собственных высказываниях.
Использовать мимику и жесты в
разговорной речи.
Работать в группе, совместно
определять предложения с

Морфемный,
морфологический,
синтаксический разбор

1

обращениями, вводными словами,
словосочетаниями, предложениями
Проводить морфемный,
морфологический, синтаксический
разборы как индивидуально, так и в

Речевая
деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение.
Защита проекта «Моя
родословная»

Контрольный диктант
Работа над ошибками
Предметная
Закрепление материала,
аттестация.
изученного в 8 классе
Тесты

2

паре или составе группы.
Образовывать новые слова, для
развития речи, создания
собственных текстов или обработки
представленных.
Упражняться в морфемном,
морфологическом, синтаксическом
разборах
Развивать навыки
исследовательской работы,
совершенствовать умения работать
системно.
Развивать устную и письменную
речь, соблюдая стилистические и
орфоэпические нормы кабардиночеркесского языка.
Работать индивидуально или в паре
над исследовательской работой,
защищаемой в коллективном
диалоге
Выполнять контрольную работу

1

Выполнять тестовые задания

2

8 – нэ классым и календарно – тематическэ план (Сыхь. 68)
Зэман

№
п/п

Яджыну темэхэр

щаджы
нур

Сыхь
ща

бж.

джар

Къытегъэзэжыныгъэ – с.2
1

Фонетикэ, графикэ. Лексикэ.

05.09.2023

1

2

Морфологие. Орфографие.

07.09.2023

1

Псалъэ зэпхар. – с. 5

3

Псалъэ зэпхар. Псалъэ зэпхар псалъэухам
къызэрыщхьэщыкIыр.

12.09.2023

1

4

Псалъэухам и кIуэцIкIэ псалъэхэр щызэпхыныгъэ.

14.09.2023

1

ЗэкIуныгъэ, зегъэкIуэныгъэ.

5

Псалъэухам и кIуэцIкIэ псалъэхэр щызэпхыныгъэ.
ЕгъэщIылIэныгъэ.

19.09.2023

1

6

Псалъэ зэпхар зэпкърыхыныгъэ. Къытегъэзэжыныгъэ.

21.09.2023

1

7

Логическэ ударенэ. Псалъэ зэпхам, псалъэухамкIэ проект
лэжьыгъэ.

26.09.2023

1

8

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

28.09.2023

1

9

Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьын.

03.10.2023

1

Псалъэуха къызэрыкIуэ. Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэр.
- с. 6
10

Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэмрэ зы
пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэмрэ.

05.10.2023

1

11

Подлежащэмрэ сказуемэмрэ.

10.10.2023

1

Псалъэуха убгъуахэмрэ мыубгъуахэмрэ.
12

Сказуемэ лIэужьыгъуэхэмрэ абыхэм я къэкIуэкIэмрэ.
Сказуемэ къызэрыкIуэхэр.

12.10.2023

1

13

Сказуемэ зэхэт.

17.10.2023

1

14

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

19.10.2023

1

15

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

24.10.2023

1

16

Подлежащэм и къэкIуэкIэр.

26.10.2023

1

17

Подлежащэм сказуемэр бжыгъэкIэ зэрекIу щIыкIэр.

07.11.2023

1

Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. - с. 8

18

Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр.

09.11.2023

Дополненэ.

1

19

Определенэ лIэужьыгъуэхэр.

14.11.2023

1

20

Приложенэ.

16.11.2023

1

21

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

21.11.2023

1

22

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

23.11.2023

1

23

Обстоятельствэ лIэужьыгъуэхэр. ЩIыпIэ, зэман
обстоятельствэхэр.

28.11.2023
1

24

Щхьэусыгъуэ, мурад обстоятельствэхэр.

30.11.2023

1

25

Лэжьыгъэм и къэхъукIэ, мардэ обстоятельствэхэр.

05.12.2023

1

26

Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэуха къызэрыкIуэхэр
зэрызэпкърахыр.

07.12.2023
1

27

Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ псалъэухахэм
къытегъэзэжын. Пкъыгъуэ нэхъыщхьитIри зиIэ
псалъэухахэмкIэ тест лэжьыгъэ.

12.12.2023

1

28

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

14.12.2023

1

29

Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьын.

19.12.2023

1

Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэр.

- с. 4

30

Зы пкъыгъуэ нэхъыщхьэ зиIэ псалъэухахэр.

21.12.2023

1

31

Щхьэ белджылы зиIэ псалъэухахэр.

26.12.2023

1

32

Щхьэ мыбелджылы зиIэ псалъэухахэр.

28.12.2023

1

33

Щхьэ зимыIэ псалъэухахэр.

11.01.2024

1

34

ЦIэиIуэ псалъэухахэр. Псалъэуха иримыкъухэр.

16.01.2024

1

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр

- с. 8

35

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.

18.01.2024

1

36

Определенэ зэлъэпкъэгъу, зэмылъэпкъэгъухэр.

23.01.2024

1

37

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр зэрызэрапх
союзхэмрэ союз-суффиксхэмрэ.

25.01.2024
1

38

Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.

30.01.2024

1

39

Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.

01.02.2024

1

40

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэм къадэщIыгъу
къызэщIэзыубыдэ псалъэхэр.

06.02.2024

1

41

Подлежащэ зэлъэпкъэгъухэм сказуемэр бжыгъэкIэ зэрекIу
щIыкIэр.

08.02.2024

1

42

Сказуемэ зэлъэпкъэгъу зиIэ псалъэухам и кIуэцIкIэ
подлежащэр зезыгъакIуэр.

13.02.2024

1

43

Псалъэухам хэт псалъэхэм

15.02.2024

1

я зэкIэлъыкIуэкIэр.

44

Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэм къытегъэзэжын.
Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэр.

45

20.02.2024

1

- с. 3

Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэр.

22.02.2024

Зэрызыхуагъазэ псалъэр, абы щагъэув нагъыщэхэр.

1

46

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

27.02.2024

1

47

Диктантым елэжьыжын.

29.02.2024

1

48

Вводнэ псалъэхэмрэ вводнэ псалъэ зэпхахэмрэ.

05.03.2024

49

Вводнэ псалъэхэмрэ вводнэ псалъэ зэпхахэмрэ щагъэув
нагъыщэхэр.

07.03.2024

50

Вводнэ псалъэухахэр, абыхэм щагъэув нагъыщэхэр.

12.03.2024

1

51

Псалъэухам грамматическэкIэ емыпха псалъэхэм
къытегъэзэжыныгъэ. Проект лэжьыгъэ.

14.03.2024

1

Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр.

1

- с. 5

52

Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр.

19.03.2024

53

Обстоятельствэ пыщхьэхукIахэр.

21.03.2024

1

54

Причастнэ обороту щыт обстоятельствэ пыщхьэхукIахэр.

02.04.2024

1

55

Определенэ пыщхьэхукIахэр.

04.04.2024

1

56

Причастнэ обороту щыт определенэ пыщхьэхукIахэр.

09.04.2024

57

ПлъыфэцIэ зыхэт определенэ зызыубгъуа пыщхьэхукIахэр.

11.04.2024

1

58

Приложенэ зызыубгъуар е зи закъуэ пыщхьэхукIахэр.

16.04.2024

1

59

Щхьэ цIэпапщIэхэр зыгъэбелджылы определенэ
пыщхьэхукIахэр.

18.04.2024

1

60

Дополненэ пыщхьэхукIахэр.

23.04.2024

1

61

Зыгъэтэмэм пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэр.

25.04.2024

1

62

Пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжыныгъэ.

30.04.2024

1

63

Пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжыныгъэ.

07.05.2024

1

64

Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.

14.05.2024

1

65

Диктантым хэлэжьыхьыжын.

16.05.2024

1

66

Псалъэухам и пкъыгъуэ пыщхьэхукIахэм къытегъэзэжын.

21.05.2024

1

1

Къэпщытэжыныгъэ.

67

Тест лэжьыгъэхэр.

68

Гъэ псом яджахэр къэпщытэжыныгъэ.

- с. 1

23.05.2024

1

28.05.2024

1
с. 68

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 5

кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 7

кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский

язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский

язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999. –

7.

Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический словарь

854 с.
кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой русско-

кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с.
9.

Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и русской

фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10. Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус,
1997. – 118 с.
11. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12. Карданов

Б. М.

Русско-кабардино-черкесский

Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.

словарь.

Отв.

ред.

А.

О.

13. Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями).
Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14. Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр, 2020. –
942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
15. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
16. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
17. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. –
302 с.
18. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. –
254 с.
19. Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка. Вопросы
кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–202.
20. Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и
развитие

лексико-тематической

группы

«природа».

Материалы

международной

конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской
республике. Черкесск, 2015. С. 243-246.
21. Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик: КБГУ,
2019. – 54 с.
Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и обучающихся,
программы дополнительного образования и др.)
22. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23. Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24. Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл.
Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
25. Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.

Информационные ресурсы
27. Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktanti-pokabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:10.07.2022)
28. Кабардинский толковый словарь // URL: https://www.amaltus.com/кабардинскийтолковый-словарь/ (дата обращения:10.07.2022)
29. Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский
(дата обращения:10.07.2022)
30. Онлайн-словарь

//

URL:

https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата

обращения:10.07.2022)
31. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения:10.07.2022)
32. Портал

«Российское

образование»

//

URL:

www.edu.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
33. Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата
обращения:10.07.2022)
34. Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL: https://vk.com/wall89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
35. Сеть творческих учителей // URL: http://www.it-n.ru (дата обращения:10.07.2022)
36. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: https://sibza.org/books (дата
обращения:10.07.2022)
37. Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru (дата
обращения:10.07.2022)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».