русский язык 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ №1 с.п. Плановское

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Ахаминова С.В. ________________________
Протокол №1 от «30» 08.2023 г.

Шибзухова И.Ю.

Кудалиева Ф.Р.
Приказ №35 от «30»08. 2023г.

Приказ №1 от «30»08. 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2138610)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 8 класса

с.п.Плановское 2023

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметные результаты проявляются в:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа с точки зрения его основных признаков и структуры,

принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Ученик научится:
- по фонетике: производить фонетический разбор слов;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных
частей речи;
- по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с
их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем;
пользоваться этимологическим словарём;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и
словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
- по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и
устный ответ о любой части речи и её категориях;
- по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний;
различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с
обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений.
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между
словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с
изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и
видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно
писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
производить орфографический разбор слов;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях
изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения
изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки
препинания по их функции; производить пунктуационный разбор
предложения;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать
стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим;
составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;
читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты,
тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами
рассуждения, рассуждения с элементами описания и т. п.); создавать

тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление,
автобиографию.
Ученик получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию
публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать еѐ в устной форме;
извлекать
информацию
по
заданной
проблеме
(включая
противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы;
создавать
тексты
различных
функциональных
стилей
и
жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебнонаучного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого
поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с
учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ
композиции, аргументации,
языкового
оформления,
достижения
поставленных коммуникативных задач;
характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные гнѐзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания
и лексического значения слова;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного
типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности;
опознавать основные выразительные средства морфологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;

анализировать
особенности
употребления
синтаксических
конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств,
требований выразительности речи;
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче
смысловой стороны речи;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры
и истории народа — носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым
этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Повторение изученного в 5 – 7 классах (7 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения,
разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении.
Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и
раздельное написание не с различными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица
синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в
словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (4 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в
предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Двусоставные предложения (8 ч)
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения (10 ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение.
Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический
разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Односоставные предложения (12 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения.
Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения.
Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение (15 ч)
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только
перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и
неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах
и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с одно-

родными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными
членами. Повторение.
Обособленные члены предложения (18 ч)
Понятие
об
обособленности.
Обособленные
определения.
Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения.
Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие
члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (14 ч )
Обращение (2 ч)
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные
знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции (7 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов
по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах,
вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова,
словосочетания
и
предложения.
Междометия
в
предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами,
словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с
членами предложения. Повторение.
Чужая речь (5 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог.
Рассказ. Цитата. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и
культура речи. Синтаксис и орфография.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС
№
урок
а

Всего часов
Содержание учебного материала

к/р

Дата
провед.

Вид, форма
контроля

1

04.09

Устный опрос

2

Функции русского языка в современном
мире. (1ч.)
Повторение пройденного в 5-7 классах (6
+2)
Фонетика и графика. Орфография

1

06.09

Устный опрос

3

Морфемика и словообразование

1

08.09

4

Лексикология и фразеология

1

11.09

Письменный
контроль
Тестирование

5
6

Морфология и синтаксис
Строение текста. Стили речи.

1
1

13.09
15.09

7

1

1

18.09

1

1

20.09

Сочинение

1

1

25.09

Диктант

10
11

Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине И.Левитана «Осенний день.
Сокольники» (Упр.74)
Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине И.Левитана «Осенний день.
Сокольники» (Упр.74)
Контрольная работа «Повторение
пройденного в 5-7 классах»
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. (4 ч.)
Строение словосочетаний.
Виды связи в словосочетании

Устный опрос
Письменный
контроль
Сочинение

12

Входной контрольный срез

1

13

Грамматическое значение словосочетаний

1

8

9

14
15
16

17
18
19
20
21
22

Простое предложение (3ч)
Строение и грамматическое значение
предложений
Интонация предложения. Характеристика
человека
Порядок слов в предложении. Логическое
ударение
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения. (8+1)
Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Составные сказуемые. Составное
глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Выражение именной части составного
именного сказуемого
Тире между подлежащим сказуемым

25.09
27.09

Устный опрос
Практикум

29.09

Диктант

1

02.10

Письменный
контроль

1

04.10

Устный опрос

1

06.10

Устный опрос

1

09.10

Письменный
контроль

1
1

11.10
13.10

1

16.10

1
1

18.10
20.10

Устный опрос
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Практикум
Практикум

1

23.10

Письменный

1
1
1

25.10

контроль
Зачет

27.10

Диктант

1

06.11

изложение

1

08.11

Устный опрос

Определение

1

10.11

Устный опрос

Развитие речи. Подготовка к изложению
на тему «Русский язык» (Упр.213)
Развитие речи. Написание изложения на
тему «Русский язык» (упр.213)
Приложение

1

1

13.11

Изложение

1

1

15.11

Изложение

1

17.11

Устный опрос

31

Обстоятельство. Основные виды
обстоятельств.

1

20.11

Письменный
контроль

32

Обстоятельства, выраженные
сравнительными
оборотами

1

22.11

Тестирование

33

Развитие речи. Ораторская (публичная )
речь
Контрольная работа «Второстепенные
члены предложения»
Односоставные предложения (7+3)

1

24.11
27.11

Письменный
контроль
Диктант

1

29.11

Устный опрос

36

Основные группы односоставных
предложений. Предложения определённоличные
Предложения неопределённо-личные

1

01.12

37

Предложения неопределённо-личные

1

04.12

Письменный
контроль
Практикум

38

Безличные предложения

1

06.12

Практикум

39

Безличные предложения

1

08.12

Тестирование

40

Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине К. Юона «Мартовское
солнце» (Упр.278)
Развитие речи. Написание сочинения по
картине К. Юона «Мартовское солнце»
Назывные предложения

1

1

11.12

Сочинение

1

1

13.12

Сочинение

1

15.12

Практикум

Обобщение по теме «Односоставные
предложения»
Развитие речи. Изложение текста
(упр.289)

1

18.12

Зачет

20.12

Изложение

1

26

Повторение по теме «Главные члены
предложения»
Контрольная работа «Главные члены
предложения»
Развитие речи. Сжатое изложение по
тексту упр.189
Второстепенные члены предложения
(6+3)
Дополнение

27
28

23
24
25

29
30

34

35

41
42
43
44

1

1

1

Неполные предложения (3ч.)

1

1

1

45

Понятие о неполных предложениях.

1

46

1

1

25.12

47.

Контрольная работа «Односоставные
предложения»
Анализ контрольной работы. Неполные
предложения в диалоге.
Предложения с однородные члены (9+3)

Устный
контроль
Диктант

1

1

27.12

Диктант

48

Понятие об однородных членах

1

29.12

Устный опрос

49

Однородные и неоднородные определения

1

10.01

50

Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и пунктуация
при них
Однородные члены, связанные
сочинительными союзами, и пунктуация
при них
Обобщающие слова при однородных членах
и знаки препинания при них
Обобщающие слова при однородных членах
и знаки препинания при них
Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346)

1

12.01

Письменный
контроль
Практикум

1

15.01

Практикум

1

17.01

1

19.01

Письменный
контроль
Зачет

22.01

Изложение

Синтаксический разбор предложения с
однородными членами
Обобщающий урок по теме «Однородные
члены предложения»
Контрольная работа «Однородные
члены предложения»
Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине Ф Васильева «Мокрый луг»
Развитие речи. Написание сочинения по
картине Ф Васильева «Мокрый луг»

1

24.01

1

26.01

Письменный
контроль
зачет

51

52
53
54
55
56
57
58
59

1

22.12

1

1

1

29.01

Диктант

1

1

31.01

Сочинение

1

1

02.02

Сочинение

60

Предложения с обособленными членами (14+4)
Обособленные определения и приложения
1
05.02

61

Обособленные определения и приложения

1

07.02

62

Обособленные определения, выраженные
причастными оборотами
Особенности обособления приложений

1

09.02

1

12.02

Повторение по теме «Обособленные
определения и приложения»
Контрольная работа «Обособленные
определения и приложения»
Развитие речи. Подготовка к сочинению
– рассуждению на морально – этическую
тему. (Упр.416)
Развитие речи. Написание сочинения –
рассуждения на морально – этическую
тему
Обособленные обстоятельства

1

14.02

Зачет

63
64
65
66

67

68

Устный опрос
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Тестирование

1

1

16.02

Диктант

1

1

19.02

Сочинение

1

1

21.02

Сочинение

23.02

Устный опрос

1

69

Обособленные обстоятельства

1

70

1

78

Практическая работа «Обособленные
обстоятельства»
Синтаксический разбор предложения с
обособленными членами
Обособление уточняющих членов
предложения
Обособление уточняющих членов
предложения. Разделительные и
выделительные знаки препинания.
Повторение пройденного по теме
«Обособленные члены предложения»
Контрольная работа «Обособленные
члены предложения»
Развитие речи. Подготовка к изложению
«Суворов» (Упр.413)
Развитие речи. Написание изложения
«Суворов» (Упр.413)
Предложения с обращениями, вводными
словами и междометиями (9+2)
Обращение и знаки препинания при нём

79
80

71
72
73

74

1

26.02

Практикум

28.02

Практикум

1

04.03

Практикум

1

06.03

Устный опрос

1

08.03

Письменный
контроль

1

11.03

Зачет

1

1

13.03

Диктант

1

1

15.03

Изложение

1

1

18.03

Изложение

1

20.03

Устный опрос

Обращение и знаки препинания при нём

1

22.03

Устный опрос

1

25.03

1

03.04

Письменный
контроль
Тестирование

85

Вводные слова и вводные предложения.
Знаки препинания при них
Вводные слова и вводные предложения.
Знаки препинания при них
Развитие речи. Подготовка к сжатому
изложению. (Упр.440)
Развитие речи. Написание сжатого
изложения.
Водные слова и вводные предложения.
Предложения с междометиями
Вставные конструкции

86
87

75
76
77

81
82
83
84

88

89
90
91
92

1

1

05.04

Изложение

1

1

08.04

Изложение

1

10.04

Практикум

1

12.04

Вставные конструкции

1

15.04

Письменный
контроль
Тестирование

Повторение по теме «Предложения с
обращениями, водными словами и
междометиями»
Контрольная работа «Предложения с
обращениями, водными словами и
междометиями»
Способы передачи чужой речи. Прямая и
косвенная речь (6+2)
Предложения с прямой речью. Знаки
препинания в них.
Диалог

1

17.04

Зачет

19.04

Диктант

1

22.04

Устный опрос

1

24.04

Устный опрос

Предложения с косвенной речью. Замена
прямой речи косвенной.
Предложения с косвенной речью. Замена
прямой речи косвенной.

1

26.04

1

29.04

Письменный
контроль
Письменный
контроль

1

1

93

Цитаты и знаки препинания при них.

1

94

Развитие речи. Подготовка к изложению
(Упр.490)
Развитие речи. Написание изложения

1

1

03.05

Письменный
контроль
Изложение

1

1

06.05

Изложение

96

Контрольная работа «Способы передачи
чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Повторение изученного в 8 классе. (8 +1)

1

1

08.05

Диктант

97

1

10.05

Устный опрос

1

13.05

Тестирование

1

15.05

Практикум

1

17.05

Зачет

101

Повторение тем «Словосочетание»,
«Двусоставное предложение»,
«Односоставные предложения»
Повторение тем «Однородные члены
предложения», «Предложения с
обособленными членами», «Предложения с
уточняющими членами предложения».
Повторение тем «Однородные члены
предложения», «Предложения с
обособленными членами», «Предложения с
уточняющими членами предложения».
Повторение тем « Предложения с
обращениями, вводными словами и
междометиями», «Способы передачи чужой
речи».
Итоговая контрольная работа

20.05

Диктант

102

Анализ контрольной работы

1

22.05

Устный опрос

103

1

24.05

Изложение

104

Развитие речи. Сжатое изложение
(Упр.525)
Работа над ошибками

1

28.05

Устный опрос

105

Подведение итогов года.

1

29.05

Устный опрос

95

98

99

100

1

01.05

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».