Физическая культура
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура»
Рабочая программа
начального общего образования по физической культуре составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования.
При создании программы учитывались потребности
современного российского общества в воспитании здорового поколения,
государственная политика с национальными целями увеличения продолжительности
жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая
закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в
детстве, и качественное образование в части физического воспитания, физической
культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на
многие годы.
В программе отведено
особое место упражнениям основной гимнастики и играм с использованием
гимнастических упражнений. Овладение жизненно важными навыками гимнастики
позволяет решить задачу овладения жизненно важными навыками плавания.
Программа включает
упражнения для развития гибкости и координации, эффективность развития которых
приходится на возрастной период начальной школы. Целенаправленные физические
упражнения позволяют избирательно и значительно их развить. Программа
обеспечивает «сформированность общих представлений о физической культуре и
спорте, физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных
умениях и навыках, основных физических упражнениях (гимнастических, игровых,
туристических и спортивных)».
Освоение программы обеспечивает выполнение
обучающимися нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и
другие предметные результаты ФГОС НОО, а также позволяет решить воспитательные
задачи, изложенные в примерной программе воспитания, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 2 июня 2020 года № 2/20).
Общая
характеристика учебного курса «Физическая культура»
Предметом обучения
физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность
человека с общеразвивающей направленностью с использованием основных
направлений физической культуры в классификации физических упражнений по признаку
исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт — и упражнений
по преимущественной целевой направленности их использования с учётом
сенситивных периодов развития учащихся начальной школы. В процессе овладения
этой деятельностью формируется костно-мышечная система, укрепляется здоровье,
совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые двигательные
действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа основана на
системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, общих
закономерностях её функционирования и использования с целью всестороннего
развития людей и направлена на формирование основ знаний в области физической
культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных
двигательных действий, укрепление здоровья.
В программе учтены
приоритеты в обучении на уровне начального образования, изложенные в Концепции
модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, которые нашли отражение в
содержании программы в части получения знаний и умений выполнения базовых
упражнений гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного
аппарата, развития гибкости, координации, моторики; получения эмоционального
удовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой деятельности.
В основе программы
лежат представления об уникальности личности каждого учащегося начальной школы,
индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в
целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд системы
образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы
направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности. Обучение по программе позволяет формировать у обучающихся
установку на формирование, сохранение и укрепление здоровья; освоить умения,
навыки ведения здорового и безопасного образа жизни; выполнить нормы ГТО.
Содержание программы
направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей обучающихся
начальной школы; на воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность
и способность к саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу; формирует
творческое нестандартное мышление, инициативность, целеустремлённость;
воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; учит
взаимодействовать с окружающими людьми и работать в команде; проявлять
лидерские качества.
Содержание программы
строится на принципах личностно-ориентированной, личностноразвивающей
педагогики, которая определяет повышение внимания к культуре физического
развития, ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач
развития культуры движения, физическое воспитание.
В соответствии со ФГОС
НОО содержание программы учебного предмета «Физическая культура» состоит из
следующих компонентов: знания о физической культуре (информационный компонент
деятельности); способы физкультурной деятельности (операциональный компонент
деятельности); физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный
компонент деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительную
и спортивнооздоровительную деятельность.
В основе программы лежит
системно-деятельностный подход, целью которого является формирование у
обучающихся полного представления о возможностях физической культуры. В
содержании программы учитывается взаимосвязь изучаемых явлений и процессов, что
позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных, метапредметных
и личностных.
Цели изучения учебного предмета «Физическая
культура»
Цели изучения учебного
предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В содержании программы учтены
основные направления развития познавательной активности человека, включая
знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).