Биология
5-8 класс
Рабочая программа по учебному
предмету «Биология» (предметная область «Естественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по биологии, биология)
включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по биологии.
Пояснительная записка.
Программа по биологии на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно- научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии
на деятельностной основе. В
программе по биологии учитываются возможности
учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
реализация межпредметных связей
естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по биологии включает
распределение содержания учебного материала
по классам, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития
предметного содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Программа по биологии
разработана с целью оказания методической помощи учителю
в создании рабочей
программы по учебному
предмету.
В программе по биологии
определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего
образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные,
метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления
о познаваемости живой природы и методах
её познания, позволяет сформировать
систему научных знаний о живых
системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы
экологической культуры, здорового
образа жизни.
Целями изучения биологии на
уровне основного общего образования являются:
формирование системы
знаний о признаках
и процессах жизнедеятельности биологических систем разного
уровня организации;
формирование системы
знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том
числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для
объяснения процессов и явлений живой природы
и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по
биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов,
человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с
биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии,
её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и
экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, рекомендованных
для изучения биологии, –238 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
9 класс
Рабочая программа
по биологии на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Данная программа
по биологии основного
общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом
Примерной основной образовательной программы
основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего
образования.
Программа
включает распределение содержания учебного материала по классам и примерный объём учебных часов для изучения разделов
и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития
предметного содержания с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Программа имеет примерный характер и может стать
основой для составления учителями биологии
своих рабочих программ
и организации учебного процесса. Учителями могут быть использованы различные методические
подходы к преподаванию биологии при условии сохранения обязательной части содержания курса.
В программе
определяются основные цели изучения биологии
на уровне основного общего
образования, планируемые результаты освоения
курса биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого
года изучения биологии.
Программа имеет следующую структуру:
•
планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» по годам обучения; содержание учебного предмета
«Биология» по годам обучения;
•
тематическое планирование с указанием количества часов на освоение
каждой темы и примерной характеристикой учебной деятельности, реализуемой при изучении этих тем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет
«Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать,
присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы
экологической культуры, здорового
образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения
биологии на уровне основного общего образования являются:
• формирование системы знаний
о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
• формирование системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях
сохранения его здоровья;
•
формирование умений применять методы биологической
науки для изучения биологических систем,
в том числе и организма человека;
• формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии
для объяснения процессов
и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
•
формирование умений объяснять
роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности
человека в природе;
•
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья
и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением
следующих ЗАДАЧ:
• приобретение знаний
обучающимися о живой природе, закономерностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке
как биосоциальном существе;
о роли биологической науки в практической
деятельности людей;
• овладение умениями
проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения
за состоянием собственного организма;
• освоение приёмов работы с
биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области
биологии, её анализ и критическое оценивание;
•
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является
обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 236 часов за пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс — 1 час в неделю, в 8—9 классах
— 2 часа в неделю.
В тематическом планировании для каждого класса предлагается резерв времени,
который учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для контрольных, самостоятельных работ и обобщающих уроков.
УМК
Биология. 5
класс. Учебник. Базовый уровень 2023 | Суматохин С.В., Пасечник В.В., Швецов
Г.Г., Гапонюк З.Г. Москва: Просвещение, 2023. -160с.: ил. – (Линия жизни)
Биология. 6
класс. Учебник. Базовый уровень 2023 | Суматохин С.В., Пасечник В.В., Швецов
Г.Г., Гапонюк З.Г. Москва: Просвещение, 2023. -160с.: ил. – (Линия жизни)
Биология. 7
класс. Учебник 2021 | Калинова Г.С., Суматохин С.В., Пасечник В.В.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Чернова Н.М. Биология
8 класс. М.:
«Вентана-Граф» 2017 г.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Чернова Н.М. Биология
9 класс. М.:
«Вентана-Граф» 2017 г.
10 класс
Рабочая программа
по учебному предмету
«Биология» (базовый уровень)
(предметная область «Естественно-научные предметы») (далее
соответственно – программа по биологии,
биология) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы
по биологии.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые
результаты освоения программы по биологии включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне среднего
общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
.
При разработке программы по биологии теоретическую основу для определения подходов
к формированию содержания учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих
целях и принципах, характеризующих современное состояние системы среднего общего
образования в Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества.
Согласно названным положениям определены основные функции программы по биологии
и её структура.
Программа
по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Биология», определяет обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения учебного
материала с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии также учитываются требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в
формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных действий
обучающихся по освоению
содержания биологического образования.
В программе
по биологии (10–11 классы,
базовый уровень) реализован
принцип преемственности в изучении биологии,
благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие
знаний, связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным отношением к окружающей природной
среде. Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного
ранга и сущности основных протекающих в них процессов
в программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных
и искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета
«Биология» продиктовано необходимостью
обеспечения условий для решения одной
из актуальных задач школьного биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного мира.
Программа по
биологии является ориентиром для составления рабочих программ, авторы которых могут предложить свой
вариант последовательности изучения и структуры учебного материала, своё видение путей формирования у обучающихся 10–11 классов
предметных знаний,
умений и способов
учебной деятельности, а также методических решений задач воспитания и развития средствами учебного предмета «Биология».
Биология на уровне среднего
общего образования занимает
важное место. Он обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине
мира, расширяет и обобщает
знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия для: познания
законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни,
экологического мышления, ценностного отношения к живой
природе и человеку.
Большое значение
биология имеет также для решения
воспитательных и развивающих задач среднего общего
образования, социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры,
способствует интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных
предметов, в частности, физики, химии и географии. Названные
положения о предназначении учебного предмета
«Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор
содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить
знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие поведение человека
в окружающей природной
среде, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы
содержания, которые служат основой для формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного
значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой
организации и эволюции.
В соответствии с этим в структуре учебного
предмета «Биология» выделены
следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения
учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных
жизненных проблем.
Достижение цели изучения
учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается
решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих
основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного
познания, строении, многообразии и особенностях живых систем разного
уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании
знаний и опыта,
полученных при изучении
биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания
человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры,
для формирования научного
мировоззрения;
применение
приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью,
обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом
уровне, является обязательным учебным предметом, входящим
в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии
– 68 часов: в 10 классе
– 34 часов (1 час в неделю), в 11
классе – 34 часов (1 час в неделю).
10 класс Рабочая
программа включает следующие
разделы:
· личностные, предметные, метапредметные результаты освоения;
·
содержание учебного предмета,
курса;
· тематическое
планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых
на освоение каждой
темы
Рабочая
программа по биологии для 10 – 11 классов
(базовый уровень) составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования и на основе программы для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа
ориентирована на использование учебников:
Биология 10 класс. Учебник (базовый
уровень), Пасечник В.В., Швецов Г.Г., Гапонюк З.Г. Москва: Просвещение, 2023 Биология
11 класс. Учебник
(базовый уровень) / Беляев
Д. К., Дымшиц Г. М., Бородин П. М.
Цели изучения биологии
в средней школе следующие:
·
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры
и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся
в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
·
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки)
·
ориентацию в системе
этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки
·
развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных
интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу
научного познания
·
овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми
компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами
биологических
исследований
·
формирование экологического сознания,
ценностного отношения к живой
природе и человеку.
Задачи изучения биологии
в средней школе следующие:
·
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира;
о
методах биологических наук (цитологии, генетики,
селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и
особенностях биосистем
(клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях
и современных исследованиях в биологической науке;
·
овладение умениями характеризовать современные научные открытия
в области биологии; устанавливать связь между
развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества;
·
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять
полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
·
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения
проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
·
воспитание убежденности в возможности познания
закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения
к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
·
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности
по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и
соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа разработана из расчета 34 часов в 10 классе
(1 час в неделю) и 33 часов
в 11 классе (1 час в неделю)