Литературное чтение на родном языке (кабардино-черкесском)
АННОТАЦИЯ
К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по учебному предмету «Литературное чтение на
родном (кабардино-черкесском) языке» для 2 – 4 классов
Кабардино-черкесский
язык является родным языком и основой духовной культуры кабардинского народа,
проживающего в Кабардино-Балкарской Республике. Родной язык связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Программа разработана для
организаций, реализующих программы начального общего образования, на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Программа устанавливает
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования по
литературному чтению на родном языке,а также определяет содержание учебного
предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное
чтение на родном (кабардиночеркесском) языке».
Общая
характеристика учебного предмета
Программа ориентирована
на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Содержание
учебного предмета направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной
культуры и самореализации в ней.
В содержании курса предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение к вопросам истории и культуры народа.
Программа отражает социокультурный контекст существования национальной
литературы, в частности те аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность родной литературы.
Связь литературного
чтения с другими предметами является важным фактором развития современного
процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи
оказывают многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство
образовательных и развивающих функций учебного процесса. Включенность
литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему
обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной
(кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО».
Цель
изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском)
языке» – формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей
владение техникой чтения на кабардино-черкесском языке, приемами понимания
прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение
самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей,
осознание школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в
нем.
Задачи
изучения
учебного предмета:
• сформировать читательскую и коммуникативную
компетентность;
• усовершенствовать основные виды речевой
деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение, письмо);
• сформировать читательский кругозор, развить
интерес к чтению и книге;
• развить познавательные
и творческие виды деятельности на основе работы с художественными текстами на
кабардино-черкесском языке;
• приобрести опыт в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности, в реализации простейших умений
работы с разными типами текстов кабардино-черкесской литературы;
• обогатить
нравственный опыт младших школьников средствами кабардинской художественной
литературы и фольклора, содержание которых соответствует ментальности адыгского
народа;
• сформировать
эстетический и художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, представления о
добре, дружбе, правдеи ответственности;
• сформировать в процессе овладения
этнорегиональным и культурологическим материалом чувство гордости за свой народ
и свою многонациональную страну;
• воспитать интерес и уважение к адыгской
культуре и культуре народов многонациональной России;
• включить обучающихся
в процессы познания и преобразования социальной среды родного края, своего
населенного пункта;
• дать более глубокое
понимание словесного искусства.
Содержание
учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардиночеркесском) языке» обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно
на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, литературоведческой, читательской и культуроведческой
компетенций. Коммуникативная компетенция
формирует способность и практическую готовность обучающихся к общению в
соответствии с целью, сферой и ситуацией; предполагает овладение всеми видами
речевой деятельности на кабардино-черкесском языке с соблюдением требований
культуры устной и письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся
младших классов; предусматривает освоение основных продуктивных способов чтения
и формирование качественного навыка чтения, заключающегося в правильности,
беглости, осознанности, выразительности. Литературоведческая
компетенция формирует совокупность знаний о кабардиночеркесской литературе
в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детской
литературы, обеспечивает понимание художественного значения литературного
произведения, способность высказать оценочные суждения о художественном
своеобразии произведений и творчестве писателя.
Читательская
компетенция формирует знание кабардинских и
черкесских авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров
авторских произведений; умение выделять главную мысль произведения,
последовательно передавать сюжет, характеризовать героя, разбивать текст на
части; предполагает умение работать с книгой, проявлять читательскую
самостоятельность, расширять свой кругозор.
Культуроведческая
компетенция формирует осознание
кабардино-черкесской литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее
с историей кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила
адыгского речевого этикета и культуры межнационального общения. Формирование
всех представленных компетенций происходит в процессе чтения и анализа
дидактически отобранных литературных произведений и является базой для
дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» содержит следующие разделы:
• «Виды
речевой и читательской деятельности», в процессе
• освоения которого
формируется культура устного и письменного общения (аудирование, чтение,
говорение, письмо);
•
«Круг детского чтения», формирующий способность
мотивированного выбора произведений для чтения, устойчивый интерес обучающегося
к самостоятельной читательской деятельности, компетентность в области
кабардинской детской литературы, соответствующей возможностям детей младшего
школьного возраста;
• «Литературоведческая пропедевтика», позволяющая освоить круг
элементарных литературоведческих понятий, обеспечивающих первоначальное
ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка;
• «Творческая
деятельность обучающихся» на основе литературных произведений – система
читательской и речевой деятельности, обеспечивающая перенос полученных
обучающимися знаний в самостоятельную продуктивную художественную творческую
деятельность, включая индивидуальную интерпретацию текста.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на
общую учебную нагрузку в объеме 102 часа (по 34 часа во 2, 3, 4 классах).
Изучение литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке начинается во 2 классе и
продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в неделю при 34 учебных
неделях.
Образовательные организации вправе увеличить
количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение
на родном (кабардино-черкесском) языке», за счет часов части плана, формируемой
участниками образовательных отношений.