Литературное чтение на родном языке (кабардино-черкесском)

АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» для 2 – 4 классов

Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой духовной культуры кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской Республике. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Программа разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования, на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению на родном языке,а также определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке».

Общая характеристика учебного предмета

Программа ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».  Содержание учебного предмета направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении культурного наследия своего народа как средства познания национальной культуры и самореализации в ней.

 В содержании курса предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам истории и культуры народа. Программа отражает социокультурный контекст существования национальной литературы, в частности те аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность родной литературы.  

Связь литературного чтения с другими предметами является важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных и развивающих функций учебного процесса. Включенность литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной (кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО».

Цель изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» – формирование читательской компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения на кабардино-черкесском языке, приемами понимания прочитанного и прослушанного художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником значимости чтения и формирование духовной потребности в нем.

Задачи изучения учебного предмета:

 • сформировать читательскую и коммуникативную компетентность;

 • усовершенствовать основные виды речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение, письмо);

 • сформировать читательский кругозор, развить интерес к чтению и книге;

• развить познавательные и творческие виды деятельности на основе работы с художественными текстами на кабардино-черкесском языке;

 • приобрести опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности, в реализации простейших умений работы с разными типами текстов кабардино-черкесской литературы;

• обогатить нравственный опыт младших школьников средствами кабардинской художественной литературы и фольклора, содержание которых соответствует ментальности адыгского народа;

• сформировать эстетический и художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, представления о добре, дружбе, правдеи ответственности;

 • сформировать в процессе овладения этнорегиональным и культурологическим материалом чувство гордости за свой народ и свою многонациональную страну;Хочу такой сайт

 • воспитать интерес и уважение к адыгской культуре и культуре народов многонациональной России;

• включить обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды родного края, своего населенного пункта;

• дать более глубокое понимание словесного искусства.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, литературоведческой, читательской и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция формирует способность и практическую готовность обучающихся к общению в соответствии с целью, сферой и ситуацией; предполагает овладение всеми видами речевой деятельности на кабардино-черкесском языке с соблюдением требований культуры устной и письменной речи на уровне реальных возможностей обучающихся младших классов; предусматривает освоение основных продуктивных способов чтения и формирование качественного навыка чтения, заключающегося в правильности, беглости, осознанности, выразительности. Литературоведческая компетенция формирует совокупность знаний о кабардиночеркесской литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детской литературы, обеспечивает понимание художественного значения литературного произведения, способность высказать оценочные суждения о художественном своеобразии произведений и творчестве писателя.

Читательская компетенция формирует знание кабардинских и черкесских авторов и их произведений в рамках учебного предмета, жанров авторских произведений; умение выделять главную мысль произведения, последовательно передавать сюжет, характеризовать героя, разбивать текст на части; предполагает умение работать с книгой, проявлять читательскую самостоятельность, расширять свой кругозор.

Культуроведческая компетенция формирует осознание кабардино-черкесской литературы как части национальной культуры, взаимосвязи ее с историей кабардинцев и черкесов; позволяет уместно использовать правила адыгского речевого этикета и культуры межнационального общения. Формирование всех представленных компетенций происходит в процессе чтения и анализа дидактически отобранных литературных произведений и является базой для дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

 Учебный предмет «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» содержит следующие разделы:

 • «Виды речевой и читательской деятельности», в процессе

• освоения которого формируется культура устного и письменного общения (аудирование, чтение, говорение, письмо);

• «Круг детского чтения», формирующий способность мотивированного выбора произведений для чтения, устойчивый интерес обучающегося к самостоятельной читательской деятельности, компетентность в области кабардинской детской литературы, соответствующей возможностям детей младшего школьного возраста;

• «Литературоведческая пропедевтика», позволяющая освоить круг элементарных литературоведческих понятий, обеспечивающих первоначальное ознакомление с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка;

 • «Творческая деятельность обучающихся» на основе литературных произведений – система читательской и речевой деятельности, обеспечивающая перенос полученных обучающимися знаний в самостоятельную продуктивную художественную творческую деятельность, включая индивидуальную интерпретацию текста.

 Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 102 часа (по 34 часа во 2, 3, 4 классах).

Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке начинается во 2 классе и продолжается в 3–4 классах, где выделяется 1 час в неделю при 34 учебных неделях.

 Образовательные организации вправе увеличить количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке», за счет часов части плана, формируемой участниками образовательных отношений.

каб.чт 8 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:38 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
каб.чт 9 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:43 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Лит. чт. 6 кл 2023 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:44 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
лит.чт 7кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:48 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
лит.чт 10 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
лит.чт. 5 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:53 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
лит.чт Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201293 Директор/Заведующий Кудалиева Фатима Руслановна Дата подписания документа 15.11.2023 12:11:54 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».