Кабардино-черкесский язык (родной)
АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ
РАБОЧАЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык»
для 1 – 4 классов
Кабардино-черкесский язык является родным языком и основой
духовной культуры кабардинского народа, проживающего в Кабардино-Балкарской
Республике. В 1995 году кабардино-черкесский язык был принят в качестве
государственного в Кабардино-Балкарской Республике (наряду с балкарским и
русским). Родной язык связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры.
Функции и статус языка
• Коммуникативная
функция – кабардино-черкесский язык является средством общения кабардинцев
между собой.
• Когнитивная, или познавательная, функция – с помощью
кабардино-черкесского языка осуществляется познание, изучение окружающего мира.
Кабардино-чекркесский язык является средством выражения мыслей и чувств,
передачи и хранения информации.
• Кумулятивная функция – кабардино-черкесский язык выступает
связующим звеном между поколениями, служит средством передачи внеязыкового
коллективного опыта кабардинцев.
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной
(кабардиночеркесский) язык» для 1–4 классов начального общего образования
(далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования и Примерной основной
образовательной программой начального общего образования с учетом основных идей
и положений программы развития универсальных учебных действий.
Программа состоит из:
• пояснительной
записки, в которой раскрываются цели освоения учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык», общая характеристика учебного предмета, а также
место предмета в учебном плане;
• планируемых результатов освоения учебного предмета «Родной
(кабардиночеркесский) язык»;
• системы оценки результатов освоения учебного предмета
«Родной (кабардиночеркесский) язык»;
• содержания учебного
предмета;
• тематического планирования;
• плана внеурочной деятельности;
• системы условий реализации учебной программы.
Программа определяет
содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык».
Цели реализации программы:
• освоение содержания учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык» и достижение обучающимися результатов обучения в
соответствии с требованиями ФГОС НОО;
• формирование
первоначальных представлений о языке какоснове национального самосознания, о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
• понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения
кабардиночеркесского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской
Республики;
• овладение первоначальными представлениями о нормах родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
• овладение умением использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач. Овладение умением
наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира, отраженной
в языке;
• овладение умением работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
• формирование представлений о родном языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
родного языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к родному языку, а через него – к культуре своего народа; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
• овладение
кабардино-черкесским языком на элементарном уровне и формирование
первоначальных коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
родным литературным языкомв разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской
работы по родному языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи реализации
программы:
• развитие диалогической и монологической устной и письменной
речи на родном языке, совершенствование всех видов речевой деятельности,
обеспечение мотивации обучения родному языку, развитие способностей к
творческой деятельности на родном языке;
• формирование базы первоначальных лингвистических знаний,
накопление практики использования грамматических форм кабардино-черкесского
языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;
• овладение нормами кабардино-черкесского речевого этикета,
формирование представлений о национальной специфике языковых единиц родного
языка, об основных нормах кабардинского литературного языка;
• формирование на материале учебного предмета общей культуры,
гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к
организации своей деятельности, развитие духовно-нравственной сферы личности
обучающихся;
• развитие нравственных и эстетических чувств, воспитание
позитивного эмоциональноценностного отношения к кабардино-черкесскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности;
• совершенствование у обучающихся способности ориентироваться
в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• расширение представлений о различных методах познания языка
(учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т.
п.);
• развитие коммуникативных умений, включение обучающихся в
практическую речевую деятельность.