Русский язык
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета, курса «Русский язык»
Рабочие программы
по русскому
языку д л я 5-9 классов со с т а в л е н ы н а о с н о в е
авторской программы
М Г. Баранова,Т А Ладыженской.и др.,
Цель программы: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Программа рассчитана на 714 часов: 5 класс – 170 часов, 6 класс – 204 часов, 7
класс – 136 часов, 8 класс -102 часа, 9 класс -102 часа.
АННОТАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ 10-11
КЛАСС
Рабочая программа
по русскому языку для 10-11 классов,
рассчитанная на изучение русского языка на базовом уровне,
составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, федерального компонента
Государственного образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана, Программы по русскому языку к учебному
комплексу для 10-11 классов (авторы
учебников для общеобразовательных школ – Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин,
М.А. Мищерина; Гусарова И.В.).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных
часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе, из
них на развитие речи – 16
часов (10 класс) и 12
часов (11 класс).
Главная цель обучения
русскому языку в общеобразовательном учебном
заведении состоит в том, чтобы
обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения,
полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и
писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе
усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной
речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать
свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой
деятельности, овладеть навыками
самоконтроля.
а основании требований государственного образовательного стандарта
в содержании календарно-тематического планирования
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:
· приобретение знаний о языке как знаковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии
и функционировании;
· овладение умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях
общения, основными нормами русского литературного языка;
· формирование способностей к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; умения пользоваться
различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков
письменной речи;
· освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Общая характеристика курса русского языка
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы
преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 – 11 классов,
с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке,
закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с
другой стороны, расширить
лингвистический кругозор учащихся,
дать дополнительные сведения
языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не
только сути языковых единиц, но и
механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все
разделы науки о языке. В содержание каждой темы
входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного
общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения; правила и нормативные варианты
преподносятся подробно и
развёрнуто.
В содержание курса включены самостоятельные
разделы «Культура речи» и «Стилистика», где в ознакомительном объёме даны
теоретические сведения, а также необходимый для развития речевых навыков практический материал. Работа по данным разделам
поможет старшеклассникам
научиться чётко, ясно, логично, выразительно формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение, создавать
грамотные устные и письменные тексты.
Формирование речевых навыков,
развитие культуры речи теснейшим образом
связано с умением мыслить, рассуждать. Способность
понять суть явления и словесно сформулировать
своё отношение к нему – непременное
условие становления личности
человека.
Программа построена
с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Основными формами и видами контроля
знаний, умений и навыков являются:
входной контроль в начале и в
конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, диктанта
«Проверяю себя», предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных и других диктантов, диктантов
с грамматическими заданиями
тестов, проверочных работ, комплексного анализа
текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный
диктант, комплексный анализ текста.
Важную роль для эффективного, успешного процесса обучения
играют способы освоения
учебного материала: самостоятельная работа с учебником, использование дополнительной учебной и справочной литературы, в первую
очередь словарей. Необходимо формирование и развитие навыков
структурирования теоретического материала, составления схем, планов,
алгоритмов рассуждения. Эти виды работы расширяют диапазон учебных умений
и навыков, создают базу успешного
обучения в высшем учебном заведении.
В результате изучения русского языка в 10 – 11
классах ученик должен знать: определения основных
изученных в 9 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.